|
Обычно, когда читаются родословия Библии, то читающий спешит побыстрее пробежать эти тексты глазами, даже не догадываясь о тех духовных тайнах, которые скрываются в самих этих родословиях.
По самому родословию Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа возникает три основных вопроса:
Почему, кроме имени Пресвятой Девы Марии, в родословии даются имена только тех женщин, которые допустили сексуальную нечистоту?
. Эти женщины – . Фамарь (пальма), . Рахав (широкая), . Руфь (красивая) и . Вирсавия (дочь клятвы).
Почему родословная разделена на три части? Почему сказано: от Вавилона до Христа 14 родов; считаем, находим только 13.
. Отвечая на первый вопрос — о присутствии в родословии Иисуса Христа некоторых грешных женщин, — надо вспомнить, что, как известно, Иисус Христос пришел в этот мир «спасать не праведников, а грешников» (Мф. 1, 1-17). Что прямо и следует из Его собственного родословия. Почему родословная разделена на три части?
Святитель Иоанн Златоуст предлагает следующее истолкование того обстоятельства, что родословие разделено на три части: «Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф. 1, 17). Златоуст поясняет: «Евангелист разделил все родословие на три части, желая там показать, что Иудеи с переменою правления не делались лучшими; но и во времена аристократии, и при царях, и во время олигархии предавались тем же порокам: под управлением судей, священников и царей не оказали никакого успеха в добродетели».
Кому нужен Христос?
Итак, из всего родословия Христова становится очевидным, что Сын Божий не гнушается нашей испорченности и оскверненности (вспомним оскверненных женщин). Если Господь не погнушался их, это значит, что Он не погнушается и нас с вами. С другой стороны, то обстоятельство, что в начале Евангелия от Матфея даны имена оскверненных женщин, есть свидетельство, что и само все это Евангелие написано для тех, кто считает себя грешным и оскверненным. Следовательно, если вы считаете себя праведным, то и не читайте его и не слушайте истолкования его. «Праведным» и Христос не нужен. Сказано: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры» (Гал. 5, 4). Итак, и Евангелия написаны, и Сын Божии пришел в этот мир ради спасения грешных, «нас ради человек и нашего ради спасения»; Он один, источник возможных положительных перемен в жизни всего рода человеческого, о чем мы каждодневно и испрашиваем в молитве: «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на Небе» (Мф. 6, 10). И никакие человеческие политические спекуляции не смогут обеспечить для всех нас счастливую и достойную жизнь. Сия проблема решается только с наступлением Его Царствия «и на земле, как на Небе». А соединив Себя Самого, сроднив с нами, Он соединил нас и с Самим Отцом Своим небесным. Сказано: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф. 2, 4-7). Как учит святая Церковь о Сыне Божием: Он сошел на землю, чтобы нас вознести на Небеса, — сделался человеком, чтобы нас сделать богоподобными.
О библейских именах и духовных характеристиках поколений
Здесь рассмотрим духовный смысл (перевод) всех имен родословия Христова в их очередности по 14 родов. Как известно, библейские имена давались под воздействием пророческого духа и, как правило, являлись характеристикой для целого поколения: . Авраам — «отец множества»; . Исаак — «смех»; . Иаков (Израиль) — «обманщик» («воин Бога»); . Иуда — «хвалимый»; . Фарес — «брешь», «отверстие»; . Есром — «цветущий»; . Арам — «высокий»; . Аминадав — «щедрый»; . Наасон — «чародей»; . Салмон — «темный»; . Вооз — «остроумный»; . Овид — «поклоняющийся»; . Иессей — «богатство»; . Давид — «брат отца», «возлюбленный».
. Общая духовная характеристика периода от Авраама да Давида получается следующая: . (Авраам) — благословение чрез одного дается многим; (Исаак) — это благословение оборачивается радостью, но и недоумением для потомков; (Иаков) — возложенные на потомков надежды оказались обманчивыми, но со временем (Израиль) — положение изменилось в лучшую сторону; (Иуда) — прославление Бога продолжалось; (Фарес) — но брешь от содеянных грехов уже образовалась; (Есром) — цветение духовности продолжалось; (Арам) — высоты духовные манили; (Аминадав) — и щедрая милость изливалась; (Наасон) — духовность не могла остановить чародейство и волхование, двоеверие, магизм и единобожие сосуществовали; (Салмон) — от подобного сосуществования и раздвоенности тьма спускалась в этот мир; (Вооз) — но разум подсказывал другое направление; (Овид) — поклонение Богу сохранялось; (Иессей) — и оно приносило богатства духовной жизни; (Давид) — как плод богатства духовной жизни любовь возрастала.
Следующие 14 родов: . Давид — «брат отца», «возлюбленный»; . Соломон — «процветание», «благоденствие», «мир»; . Ровоам — «увеличивающий народ»; . Авия — «(мой) отец — Ягве»; . Аса — «врач»; . Иосафат — «Ягве судит»; . Иорам — «Ягве возвышает»; . Озия — «сила моя Ягве»; . Иоафам — «Ягве совершенный»; . Ахаз — «он схватил»; . Езекия — «Ягве укрепит»; . Манассия — «дающий забыть»; . Амон — «мастер»; . Иосия — «Ягве поддерживает». . Духовная характеристика поколений от Давида до Вавилона была следующей: . (Давид) — братолюбие процветало; (Соломон) — от сего мир и благоденствие воцарялись в мире; (Ровоам) — народ возрастал и креп как духовно, так и физически; (Авия) — осознание сыновства Богу процветало; (Аса) — и это врачевало сердца народа; (Иосафат) — надо было не забывать о судах Божьих; (Иорам) — надо было помнить о том, что подлинное величие (возвышение) — только от Бога; (Озия) — искать подлинную силу можно было только в Боге; (Иоафам) — совершенство надо было обретать только в Боге, не надеясь на свои собственные силы; (Ахаз) — враг мог завладеть душою каждого; (Езекия) — укрепить мог только Бог; (Манассия) — Он (Бог) предавал забвению грехи кающихся; (Амон) — чудесным образом Творец проявлял Свою заботу; (Иосия) — таким образом, Бог поддерживал жизнь целых поколений.
Последние 14 имен: . Иехония — «утвержденный Ягве»; . Салафиил — «я просил Бога»; . Зоровавель — «родившийся в Вавилоне»; . Авиуд — «(мой) отец — это Он»; . Елиаким — «Бог утвердил»; . Азор – . Садок — «Он (Бог) показал Себя праведным»; . Ахим — «брат»; . Елиуд — . Елеазар — «Бог помогает»; . Матфан — «дар»; . Иаков — «обманщик»; . Иосиф — «Он прибавит»; . Иисус — «Ягве спасает».
Духовная характеристика поколений от Вавилона до Христа была следующей: . (Иехония) — надеяться на стойкость и утверждение можно было только в Боге; (Салафиил) — поэтому необходимо было умножать моления; (Зоровавель) — ведь дух Вавилона продолжал жить в народе; (Авиуд) — но надо было помнить о Духе Бога; (Елиаким) — ведь только Он (Господь) мог утвердить в истине; (Азор) — (?); (Садок) — Он (Господь) утверждал и в праведности; (Ахим) — верующий становился братом для другого верующего; (Елиуд) — (?); (Елеазар) — помощь от Бога приближалась; (Матфан) — обещанный от Бога дар спасения приближался; (Иаков) — вера истинная могла поменять судьбу и имя каждому; (Иосиф) — Бог Сам мог восполнить все; (Иисус) — спасение от Бога пришло. . Подобная мозаика смысла разных имен подвела нас к самому Пришествию Христову, раскрыв духовный смысл ожиданий и переживаний рода человеческого в преддверии явления своего Спасения. Имя как символ для библейской экзегетики обычное явление, для примера можно привести следующие слова ап. Павла: «В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму…» (Гал. 4, 24-25). Подобная система аллегорического истолкования в христианстве была более присуща Александрийской богословской школе. Многие св. Отцы придерживались подобной системы истолкования, особенно отцы синаиты. . Напрасно некоторые думают, что родословие Христа — есть сухой и бессмысленный перечень имен. Во-первых, мы уже убедились, что имена четырех грешных женщин даны в родословии, чтобы дать надежду и другим грешникам на спасение. Кроме того, знаменательным является то обстоятельство, что имена трех царей, следовавших за Иорамом, пропущены. Эти цари царствовали с 884 по 810 г.г. до Р. Х.; их имена — Охозия, Иоас и Амасия. Эти цари, в отличие от приведенных выше грешных женщин, были нераскаянными грешниками и не удостоились, чтобы их имена были упомянуты в родословии Христовом. Поистине, единственный непростительный грех, как учат св. Отцы, — это нераскаянный грех. Так что родословие Христово имеет более религиозное и менее историческое значение. Протоиерей Олег Стеняев Радио «Радонеж»
|
|