Родословие Иисуса Христа ---  
 
Обычно, когда читаются родословия Библии, то читающий спешит побыстрее пробежать эти тексты глазами, даже не догадываясь о тех духовных тайнах, которые скрываются в самих этих родословиях.

По самому родословию Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа возникает три основных вопроса:

Почему, кроме имени Пресвятой Девы Марии, в родословии даются имена только тех женщин, которые допустили сексуальную нечистоту?

.    Эти женщины –
.    Фамарь (пальма),
.    Рахав (широкая),
.    Руфь (красивая) и
.    Вирсавия (дочь клятвы).

Почему родословная разделена на три части?
Почему сказано: от Вавилона до Христа 14 родов; считаем, находим только 13.

.    Отвечая на первый вопрос — о присутствии в родословии Иисуса Христа некоторых грешных женщин, — надо вспомнить, что, как известно, Иисус Христос пришел в этот мир «спасать не праведников, а грешников» (Мф. 1, 1-17). Что прямо и следует из Его собственного родословия.
Почему родословная разделена на три части?

Святитель Иоанн Златоуст предлагает следующее истолкование того обстоятельства, что родословие разделено на три части: «Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф. 1, 17). Златоуст поясняет: «Евангелист разделил все родословие на три части, желая там показать, что Иудеи с переменою правления не делались лучшими; но и во времена аристократии, и при царях, и во время олигархии предавались тем же порокам: под управлением судей, священников и царей не оказали никакого успеха в добродетели».

Кому нужен Христос?

Итак, из всего родословия Христова становится очевидным, что Сын Божий не гнушается нашей испорченности и оскверненности (вспомним оскверненных женщин). Если Господь не погнушался их, это значит, что Он не погнушается и нас с вами. С другой стороны, то обстоятельство, что в начале Евангелия от Матфея даны имена оскверненных женщин, есть свидетельство, что и само все это Евангелие написано для тех, кто считает себя грешным и оскверненным. Следовательно, если вы считаете себя праведным, то и не читайте его и не слушайте истолкования его. «Праведным» и Христос не нужен. Сказано: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры» (Гал. 5, 4). Итак, и Евангелия написаны, и Сын Божии пришел в этот мир ради спасения грешных, «нас ради человек и нашего ради спасения»;
Он один, источник возможных положительных перемен в жизни всего рода человеческого, о чем мы каждодневно и испрашиваем в молитве: «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на Небе» (Мф. 6, 10). И никакие человеческие политические спекуляции не смогут обеспечить для всех нас счастливую и достойную жизнь. Сия проблема решается только с наступлением Его Царствия «и на земле, как на Небе».
А соединив Себя Самого, сроднив с нами, Он соединил нас и с Самим Отцом Своим небесным. Сказано: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф. 2, 4-7). Как учит святая Церковь о Сыне Божием: Он сошел на землю, чтобы нас вознести на Небеса, — сделался человеком, чтобы нас сделать богоподобными.

О библейских именах и духовных характеристиках поколений

Здесь рассмотрим духовный смысл (перевод) всех имен родословия Христова в их очередности по 14 родов. Как известно, библейские имена давались под воздействием пророческого духа и, как правило, являлись характеристикой для целого поколения:
.    Авраам — «отец множества»;
.    Исаак — «смех»;
.    Иаков (Израиль) — «обманщик» («воин Бога»);
.    Иуда — «хвалимый»;
.    Фарес — «брешь», «отверстие»;
.    Есром — «цветущий»;
.    Арам — «высокий»;
.    Аминадав — «щедрый»;
.    Наасон — «чародей»;
.    Салмон — «темный»;
.    Вооз — «остроумный»;
.    Овид — «поклоняющийся»;
.    Иессей — «богатство»;
.    Давид — «брат отца», «возлюбленный».

.    Общая духовная характеристика периода от Авраама да Давида получается следующая:
.    (Авраам) — благословение чрез одного дается многим; (Исаак) — это благословение оборачивается радостью, но и недоумением для потомков; (Иаков) — возложенные на потомков надежды оказались обманчивыми, но со временем (Израиль) — положение изменилось в лучшую сторону; (Иуда) — прославление Бога продолжалось; (Фарес) — но брешь от содеянных грехов уже образовалась; (Есром) — цветение духовности продолжалось; (Арам) — высоты духовные манили; (Аминадав) — и щедрая милость изливалась; (Наасон) — духовность не могла остановить чародейство и волхование, двоеверие, магизм и единобожие сосуществовали; (Салмон) — от подобного сосуществования и раздвоенности тьма спускалась в этот мир; (Вооз) — но разум подсказывал другое направление; (Овид) — поклонение Богу сохранялось; (Иессей) — и оно приносило богатства духовной жизни; (Давид) — как плод богатства духовной жизни любовь возрастала.

Следующие 14 родов:
.    Давид — «брат отца», «возлюбленный»;
.    Соломон — «процветание», «благоденствие», «мир»;
.    Ровоам — «увеличивающий народ»;
.    Авия — «(мой) отец — Ягве»;
.    Аса — «врач»;
.    Иосафат — «Ягве судит»;
.    Иорам — «Ягве возвышает»;
.    Озия — «сила моя Ягве»;
.    Иоафам — «Ягве совершенный»;
.    Ахаз — «он схватил»;
.    Езекия — «Ягве укрепит»;
.    Манассия — «дающий забыть»;
.    Амон — «мастер»;
.    Иосия — «Ягве поддерживает».
.    Духовная характеристика поколений от Давида до Вавилона была следующей:
.    (Давид) — братолюбие процветало; (Соломон) — от сего мир и благоденствие воцарялись в мире; (Ровоам) — народ возрастал и креп как духовно, так и физически; (Авия) — осознание сыновства Богу процветало; (Аса) — и это врачевало сердца народа; (Иосафат) — надо было не забывать о судах Божьих; (Иорам) — надо было помнить о том, что подлинное величие (возвышение) — только от Бога; (Озия) — искать подлинную силу можно было только в Боге; (Иоафам) — совершенство надо было обретать только в Боге, не надеясь на свои собственные силы; (Ахаз) — враг мог завладеть душою каждого; (Езекия) — укрепить мог только Бог; (Манассия) — Он (Бог) предавал забвению грехи кающихся; (Амон) — чудесным образом Творец проявлял Свою заботу; (Иосия) — таким образом, Бог поддерживал жизнь целых поколений.

Последние 14 имен:
.    Иехония — «утвержденный Ягве»;
.    Салафиил — «я просил Бога»;
.    Зоровавель — «родившийся в Вавилоне»;
.    Авиуд — «(мой) отец — это Он»;
.    Елиаким — «Бог утвердил»;
.    Азор –
.    Садок — «Он (Бог) показал Себя праведным»;
.    Ахим — «брат»;
.    Елиуд —
.    Елеазар — «Бог помогает»;
.    Матфан — «дар»;
.    Иаков — «обманщик»;
.    Иосиф — «Он прибавит»;
.    Иисус — «Ягве спасает».

Духовная характеристика поколений от Вавилона до Христа была следующей:
.    (Иехония) — надеяться на стойкость и утверждение можно было только в Боге; (Салафиил) — поэтому необходимо было умножать моления; (Зоровавель) — ведь дух Вавилона продолжал жить в народе; (Авиуд) — но надо было помнить о Духе Бога; (Елиаким) — ведь только Он (Господь) мог утвердить в истине; (Азор) — (?); (Садок) — Он (Господь) утверждал и в праведности; (Ахим) — верующий становился братом для другого верующего; (Елиуд) — (?); (Елеазар) — помощь от Бога приближалась; (Матфан) — обещанный от Бога дар спасения приближался; (Иаков) — вера истинная могла поменять судьбу и имя каждому; (Иосиф) — Бог Сам мог восполнить все; (Иисус) — спасение от Бога пришло.
.    Подобная мозаика смысла разных имен подвела нас к самому Пришествию Христову, раскрыв духовный смысл ожиданий и переживаний рода человеческого в преддверии явления своего Спасения. Имя как символ для библейской экзегетики обычное явление, для примера можно привести следующие слова ап. Павла: «В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму…» (Гал. 4, 24-25). Подобная система аллегорического истолкования в христианстве была более присуща Александрийской богословской школе. Многие св. Отцы придерживались подобной системы истолкования, особенно отцы синаиты.
.    Напрасно некоторые думают, что родословие Христа — есть сухой и бессмысленный перечень имен. Во-первых, мы уже убедились, что имена четырех грешных женщин даны в родословии, чтобы дать надежду и другим грешникам на спасение. Кроме того, знаменательным является то обстоятельство, что имена трех царей, следовавших за Иорамом, пропущены. Эти цари царствовали с 884 по 810 г.г. до Р. Х.; их имена — Охозия, Иоас и Амасия. Эти цари, в отличие от приведенных выше грешных женщин, были нераскаянными грешниками и не удостоились, чтобы их имена были упомянуты в родословии Христовом. Поистине, единственный непростительный грех, как учат св. Отцы, — это нераскаянный грех. Так что родословие Христово имеет более религиозное и менее историческое значение.
Протоиерей
Олег Стеняев
Радио «Радонеж»
 
 
 
Другие новости по теме:

  • Митрополит Онуфрий: Наше спасение — только во Христе
  • Тайна Крещения
  • «Пророчество о Божией Матери, находящееся в 44 псалме»
  • Вера есть путь к телесному здоровью и познанию Истины
  • Для чего Господь крестился и для чего мы крестимся?




  •  
      Просмотрено: 1762 раз Просмотров: 1762 автор: admin 15 февраля 2011 Напечатать Комментарии (0)  
    Warning: Unknown: write failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0 Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp) in Unknown on line 0