14 жовтня, в цей святковий і знаменний для Слобожанщини день, в день Покрова Божої Матері, на престольне свято в монастир зібралася велика кількість вірних парафіян. undefinedundefinedThumbBeginundefined-->undefined
ThumbEnd -->
Перед святковою літургією до святої обителі на постійне перебування прибули мощі Святителя Іоасафа Белгородського. Цей святий поважається всім православним світом, і зокрема віруючими Харків’янами, бо цей архіпастир очолював єпархію, до якої входила і теперішня Харківська, йому зобов’язані явленням чудотворної ікони Пісчанської Божої Матері. Святі мощі при святих вратах монастиря зустріли священики і братія монастиря на чолі з намісником святої обителі єпископом Онуфрієм.
Братія монастиря піднесли в дар Митрополитові – Священноархімандриту монастиря – ікону Божої Матері. А після святкової служби в архиєрейській резиденції працівники СБУ Харківської області передали єпархії ікону «Господь Вседержитель» роботи початку ХХ ст..
В завершення свята гості і священнослужителі відвідали церковно-історичний музей Харківської єпархії.
Архипастырское послание
высокопреосвященнейшего никодима,
Митрополита Харьковского и Богодуховского,
Священноархимандрита
Свято-Покровского Мужского монастыря
г. Харькова
Ко дню празднования 280-летия
Свято-Покровского монастыря г. Харькова
Боголюбивым пастырям, всечестному иночеству,
учащим и учащимся Харьковской Духовной Семинарии
и верным чадам Харьковской Епархии
Украинской Православной Церкви
Сегодня, Богу содействующу, особый день нашего Свято-Покровского монастыря. Исполняется 280 лет, когда преосвященным Епифанием (Тихорским), епископом Белгородским, в 1726 году был основан Харьковский Покровский монастырь. Основав в Харькове славянскую школу, названную Коллегиумом, Преосвященный Епифаний присоединил к этой школе каменную Покровскую Церковь, освященную Митрополитом Белгородским Авраамием в 1689 году. Эту церковь епископ Епифаний обратил в монастырь под названием училищного Покровского, что утверждено указом Священного Синода в 1799 году, когда была основана Харьковская Епархия.
Харьковский Коллегиум был первым высшим учебным заведением Левобережной Украины, при котором была одна из лучших библиотек края, первый хор, процветала монашеская жизнь, чем мы по праву гордимся и сегодня. И уже в 1840-1841 учебном году Коллегиум преобразован в Харьковскую Духовную Семинарию. undefinedundefinedThumbBeginundefined-->undefined
ThumbEnd -->
Прошли века болезней и страданий, гонений и плача, сегодня наша обитель восстановлена для духовного возрождения и дальнейшего своего развития.
Возобновляя в памяти сложные времена разгула безбожной власти, невольно вспоминаются слова Псалмопевца Давида: « Если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас » (Пс. 123.2-3).
Мучительное возрождение духовной жизни нашего православного народа происходит в непростое время. Говоря об этом времени апостол Павел писал, что « Тайна беззакония уже в действии…» (2Фес. 2.7).
undefinedundefinedThumbBeginundefined-->undefined
ThumbEnd --> Неслучайно Высокопреосвященнейший Амвросий (Ключарев) в 1886 году в праздник Пресвятой Богородицы говорил насельникам монастыря, учащим и учащимся: «…Церковь по действию благодати Божией проясняет в нашем сознании наше человеческое достоинство по напечатленному в нас образу Божию, наше высокое призвание, нашу свободу и способность к усовершенствованию нескончаемому в уподоблении Богу. Таким образом, она вводить веру в нашу нравственную деятельность. Она непрестанно указывает нам своими священнодействиями и молитвами в Боге Всесвятом и Всеправедном высочайший идеал нашего совершенства, а в светлых образах Угодников Божиих опыты приближения к этому идеалу. По примеру святых подвижников она в уставах своих дает нам руководство для укрепления нашей воли и направления к добру нашей свободы. Таковы продолжительные богослужения, приучающие нас к «бодрственному» - предстоянию пред Богом, в молитве « с терпением »(Кол. 4, 2); таковы посты, обуздывающие наши страсти, таковы коленопреклонения и земные поклоны, повергающие нас в прах пред Богом в сознании нашего ничтожества. А в этих трудах и заключаются начала и основания всех христианских добродетелей: самоотвержение любви к Богу и ради Его к нашим ближним, смирение, целомудрие, воздержание, честность, трудолюбие, покорность и прочее. ThumbBegin -->
ThumbEnd -->
Таким образом, в Церкви зачинается наша духовная жизнь, приобретается ощущение и сознание бесконечного превосходства этой жизни пред всеми чувственными наслаждениями и нашими земными радостями, утверждается вера в наше бессмертие и надежда вечнаго блаженства, или, как говорить Св. Иоанн Златоуст, « получается залог царства небеснаго ».
В настоящее время мы видим плоды нашего труда – возрожден к жизни Покровский монастырь, возрождена к духовному процессу обучения Харьковская Духовная Семинария, десятилетний юбилей которой мы недавно отмечали. В таком духовном борении через огонь и пожары, гонения и поношения возрождается духовная жизнь на Слабожанщине, центром которой является Покровский монастырь. Вместе с монастырем и наш боголюбивый народ показывает свою верность – Богу и священную преданность своей Православной Канонической Церкви.
Мои возлюбленные! В этот знаменательный день 280-летия нашей Покровской обители возношу свои Архипастырские молитвы за всех нас, дабы Господь по молитвам Священномучеников земли Слободския Александра, Онуфрия, Константина, Иннокентия и иже с ними миллионов мучеников и верных исповедников нашей Святой Православной Церкви даровал нам быть верными Христу и его Пречистой Матери.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа и Покров Заступницы рода христианского да пребудет со всеми нами. Аминь.
14 октября 2006г.
г. Харьков