Антисектантские проповеди архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) Отделы епархии, Миссионерский  
 

Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы

С великой любовию поклоняемся вам, святые праведные Иоаким и Анна, и на каждом богослужении поминаем мы ваши святые имена. Но в нынешний преславный день, когда привели вы в храм Иерусалимский Богом данную вам на старости лет маленькую трехлетнюю вашу дочь, вы особенно дороги нам. За ручки вели Ее вы, но, дойдя, до лестницы храма, Она вырвалась и быстро вбежала по ступеням храма. Ее встретил вверху первосвященик Захария и, взяв за ручку, повел в храм. Уже это было совершенно необыкновенно, так как местом для молящегося народа был двор, обнесенный оградой, на котором совершались жертвоприношения. Первая часть храма, святилище, в котором стоял неугасимый семисвечник, алтарь кадильный и стол для хлебов предложения, было предназначено только для совершающих богослужение священников, и никто из народа не входил в него. А маленькую Девочку Марию первосвященник Захария не только ввел во святилище, но и повел дальше в святейшую часть храма - в Святая Святых, отделенную от святилища тяжелой завесой, куда только он, первосвященник, мог входить с жертвенной кровью и притом один раз в год. И вот случилось дивное и необычайное, увидевшее и Ангелов Божиих, ибо вы слышали вчера на всенощной на девятой песни канона пение: "Ангели вхождение Пречистыя видевше удивишася, како Дева вниде во Святая Святых". Немыслимым казалось не только людям, но и Ангелам, чтобы женщина, даже самая юная, могла войти во Святая Святых. А первосвященик Захария, конечно по внушению Духа Святого, не только ввел маленькую Марию туда, где находилась величайшая святыня народа израильского - ковчег Завета, но разрешил Ей каждый день приходить туда для молитвы у самого ковчега. Но то, что было непостижимо для людей того времени и даже для Ангелов, теперь понятно нам. В ковчеге Ветхого Завета хранились полученные Моисеем срижали, на которых перстом Божиим были написаны заповеди, жезл Ааронов прозябший и золотая чаша с манной, которой питался народ израильский в пустыне на пути из плена египетского. Это конечно, великая святыня, но маленькая Девочка, молившаяся у ковчега, была еще большей святыней: Она должна была стать Той, которую прообразовала купина, объятая Божественным огнем и не сгоравшая, виденная великим пророком Моисеем в земле Мадиамской, Она была живым ковчегом, в который вселилось Второе Лицо Святой Троицы, Господь и Бог наш Иисус Христос, восприявший от Нее плоть человеческую для спасения мира Кровию Своею. Преклонимся же пред этим живым Божиим Кивотом и возлюбим Ее всем сердцем, ибо Она была началом спасения нашего. Прошло двенадцать лет; истек срок пребывания отроковиц во храме Иерусалимском, и юная Мария была обручена праведному Иосифу и поселилась в доме его в Назарете. И вот новое великое чудо. Ей предстал великий Архангел Гавриил, и услышала Она от него необыкновенное приветствие:Радуйся, Благодатная! Господь с Тобой, благословенна Ты между женами. Будем же и мы чтить Ее всем сердцем, как полную благодати, как Богом благославенную между всеми женами. Со скорбью и слезами жалости подумаем о сектантах, лютеранах и всех протестантах, для которых Пресвятая Дева Мария только обыкновенная благочестивая женщина, в моитвенном предстательстве Которой они нисколько не нуждаются. Да не будет же среди вас, православные, никого, кто считал бы Ее только обыкновенной благочестивой женщиной, кто ни помнил бы о том, что уже в великий день Благовещения Она была объята Божественным пламенем Духа Святого, и вселился в Нее огонь Божества Второго Лица Святой Троицы, благоволившего стать Богочеловеком и чрез Ее святую утробу восприять естество человеческое. Прошло еще три месяца, и, водимая Духом Святым, пошла Онас поспешностию в горнюю страну, во град Иудов, вошла в дом Захарии и приветствовала Елизавету, уже шесть месяцев носившую во чреве своем великого Предтечу и Крестителя. И вдуг взыграл этот великий младенец во чреве ее, и воскликнула громким голосом Елизавета, и сказала: И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне. Се бо, яко бысть глас целования Твоего во ушею моею, взыграся младенец радощами во чреве моем (Лк. 1, 43- 44). Материю Божией назвали Марию, а не просто благочестивой женщиной, как протестанты и сектанты. И знаете ли вы, какой необыкновенной песнью ответила Мария на приветствие Елизаветы: Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вcu роди (Лк. 1,46-48). Слышите вы, дерзкие презрители величайшей святости Богородицы, Ее пророчество о том, что будут ублажать Ее все роды?Чтим Ее всем сердцем, Мать всего рода христианского и Заступницу нашу пред Богом, чтим и неустанно воспеваем: "Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем". А вы, а вы, гордые сектанты, зачем не ублажаете Ее?

О сектантах

Умоляло вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них (Рим. 16,17). Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях (1 Кор. 1,10). Умоляет вас святой апостол Павел, умоляет, - значит, то, о чем говорит, чрезвычайно важно. Если не исполните этого, то горе вам. О ком это речь?О тех, о которых и другой Апостол говорит, что придут лжеучители, придут те, которые раздирают ризу Христову. Кто это?Это еретики древние, это также все те, кто отделяется от Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, - это все сектанты. Слово "сектант" именно и значит "отделившийся". Они отделились от Церкви Христовой, от той Церкви, о которой вы слышите и сами поете в Символе веры: "Верую во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". Они не веруют во Единую Церковь, они не веруют в Церковь Апостольскую, Соборную, они не веруют в Церковь Святую. Разве это не страшно?Разве не страшно самовольно выбросить из Символа веры, который был составлен Святыми Отцами Первого Вселенского Собора и частично дополнен Отцами Второго, - разве не страшно что- нибудь изменить в нем?!Ведь Святые Отцы Вселенских Соборов произносили анафему на всех, которые посмеют что-нибудь убавить или прибавить в этом святом Символе веры православной. А сектанты не боятся убавлять, сектанты не боятся вычеркнуть часть Символа веры и подпасть анафеме. Что это значит, почему они так дерзки, так своевольны?Как ответить на этот вопрос?Я должен сперва сказать, откуда пошло сектантство. Вам надо знать, что в древней Церкви, Церкви времен апостольских и первых времен христианства, сект не было, были еретики, те, которые учили не так, как учит Святая Церковь. Свое учение они ставили на место учения Церкви. Все эти еретики посрамлены, отвержены и преданы анафеме святыми Соборами, и с тех пор в течение многих веков не было никакого разделения Церкви Святой. Первое весьма тяжкое разделение - разделение между Церквами Восточной и Западной, Греческой и Римской - последовало в 1054 году. О причинах его не могу много говорить теперь, ибо много и долго надо бы говорить об этом. Скажу больше когда-нибудь в будущем, а теперь скажу только, что в основе разделения этого, как ни тяжело это сказать, было властолюбие Римских пап и ошибки патриархов Константинопольских, прежде всего властолюбие пап, желавших первенствовать и главенствовать в Церкви, стремившихся управлять всею Церковью так, как монархи управляют государством. Об этом довольно. В 1520 году, уже, следовательно, давно, произошел новый pacкол Церкви Святой. Монах Римской церкви Mapтин Лютер восстал против папских злоупотреблений. Он был первым раскольником, первым, разодравшим ризу Христову*. Он учил, что надо руководствоваться только Священным Писанием, и совершенно отверг ценность и значение Священного Предания. Он отверг почитание Пресвятой Богородицы, икон и мощей. Он отверг целый ряд Таинств: coxpaнил он только два Таинства - Крещение и Причащение. Но Таинство Причащения в его понимании потеряло всякое знанчение Таинства, ибо все лютеране, протестанты и сектанты не признают того, что признаем мы: они признают, что в Таинстве Евхаристии хлеб, благословляемый священником с призыванием Святого Духа, претворяется в истинное Тело Христово, а вино - в истнную Кровь Его. Мы, причащаясь, глубоко веруем, что причащаемся истинных Тела и Крови Христовых, а протестанты и сектанты в это не верют, для них Таинство Евхаристи только исполнение завета, данного Христом на Тайной вечери:Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22,19). Они преломляют хлеб, но, вкушая его, не вкушают Тела Христова. Мне надо сказать еще более о гом, что было следствием деятельности этого первого раскольника Церкви Мартина Лютера. Он разрешил всем мирянам толковать Священное Писание, как они вздумают. Он предоставил понимать каждому Священное Писание, как заблагорассудится. И что же было следствием этого?Следствием этого было быстрое дробление церкви лютеранской и всех церквей протестантских на множество, множество сект. Каждый толковал Священное Писание по-своему, толковал и слова Христовы и слова апостолов, как ему казалось правильным. И с тех пор, с самого времени возникновения лютеранства идет доныне непрестанное дробление протестантских церквей на бесчисленное множество сект. В одной Америке насчитывается более двухсот сект. Это первое несчастье, которое было следствием разрешения Лютером каждому понимать Священное Писание по-своему. Другим печальным последствием свободного толкования Библии было то, что ученые немецкиебогословы подвергли беспощадной критике все Священное Писание, и в увлечении некоторые из них дошли до отрицания важнейших основ христианства и даже самой Божественности Господа Иисуса Христа. В Германии был глубокий философ Гегель, философия которого в свое время, в XIX веке произвела огромное впечатление на всех образованных людей. И вот под влияние этой философии подпало значительное число лютеранских богословов. В основу своего богословия поставили они не Евангелие, не Послания, не Деяния апостольские, а философию Гегеля, и это привело к тому, что постепенно стали они все больше и больше отходить от подлинных основ христианства. Но не все протестанты пошли по этому пути. Более разумная часть поняла, что это гибель, что это приведет к безбожию. Они ужасаются, что Церковь распадается на бесчисленное множество сект. Они поняли, что в дроблении их погибель, и они стремятся всеми силами к соединению с Церковью - или Римско-католической, или Православной. И уже существует бездна между этими благоразумными христианами-протестантами и пошедшими по пути философии Гегеля крайними либералами в богословии. Да пошлет им Бог помощь Свою, но думаю я, что уже поздно, ибо лютеранская и протестантская церкви раздроблены на огромное количество сект. Зачем говорю я вам это?Затем, чтобы вы знали, что большинство и наших сект имеют свое начало в протестантстве;наши сектанты: баптисты, адвентисты, евангелисты и многие другие - это чисто протестантские секты. Это важно вам знать, ибо если сердце ваше - сердце русское, если вера ваша древняя - православная, то неужели вы захотите переменить ее с легким сердцем на веру немецкую?Этого не знают и не понимают сами сектанты. Я слышал о разговоре одного православного с баптистом, простым плотником. Его спросил православный: "А давно ли существует ваша секта?" - "От времени крещения Святой Руси князем Владимиром", - отвечал тот. Он так невежествен, что не знает, что штунда, принявшая позднее имя баптизма, появилась в России только в 1864 году, и считает ее древней Церковью. Знайте, что русский штундизм начался в Одесской губернии от проповеди лютеранских пасторов, и первыми уловленными в их сектантские сети были простые крестьяне: Михаил Ратушный и Иван Рябошапка. Они-то и стали первыми проповедниками штундизма. Они ничему не учились, ничего не знали и поверили всему, что говорили им лютеранские пасторы. И ныне баптисты не знают, что они, по существу, протестанты. Если сравнить учение веры баптистов, изложенное в очень краткойброшюрке, с лютеранством, то yвидите, что это почти лютеранская вера. Но сами баптисты обиделись бы если бы мы называли их лютеранами, ибо этого они не понимают. К великому горю нашему, многие из православных совращаются в ceкты баптистов и евангелистов. Почему совращаются они?Прежде всего по невежеству своему и гордости. Ибо, скажите, пожалуйста, можно ли отвечать так, как ответил один крестьянин Старокрымского района, когда его спросили, почему он перешел в секту баптистов: "Я нахожу, что их вера более справедливая". Он послушал баптистов и сразу решил, что вера их более справедливая: он решил, что вера, утвержденная Семью Вселенскими Соборами несправедлива; сразу поверил, что почитание икон есть идолопоклонство. С легким сердцем сразу отверг он учение Церкви Православной Не убоялся тех страшных слов, с которых начал я ныне слове свое, не послушался той мольбы св. Павла, которой он предостерегает всех христиан от уклонения в секты. Для него не авторитет даже апостол Павел. Ему показалось учение баптистов более справедливым, чем учение наше православное, и он перечеркнул свою старую веру и перешел в баптистскую сектуЧто руководит уходящими в секты?Они сами говорят об этом так:"Мы ушли из Православной Церкви потому, что в ней много пьяниц, воров и даже убийц, и мы не хотим быть с нечистыми. Церковь должна быть святой, в ней не должно быть никаких тяжких грешников". Что, что скажем мы в ответ им?Да, вы отчасти правы. Да, действительно, к стыду нашему, есть в Церкви нашей немало грешников: есть и пьяницы, и воры, и прелюбодеи. Но что же, разве Церковь их учит этому? Разве виновата Церковь, что стали они по своей воле ворами и прелюбодеями? Церковь их этому не учила. Церковь в этом не виновна. В Церкви существует огромное количество людей чистых, далеких от воровства и блудодеяния. А если и есть недостойные, то не результат ли это их собственного расположения, непослушания Церкви?Сектанты говорят: "Зачем не гоните их, не исключаете из Церкви, зачем не следуете совету апостола Павла, чтобы выйти из среды их?"Прочтем подлинные слова апостола Павла и посмотрим, действительно ли они относятся к грешным членам Церкви, из которой надо уйти. Вот что писал св. Павел: "Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас"(2 Кор. 6,14-17). Вот из этих слов св. Павла сектанты делают вывод, что надо уйти из Церкви, ибо она нечиста. Но разве о нас, разве о православных, разве о христианах говорит в этом тексте св. Павел?Он говорит о язычниках, о нечистых идолопоклонниках, говорит, что христиане не должны иметь общения с нечистыми язычниками. Что же, значит, нас сектанты называют идолопоклонниками?Может ли быть большая неправда и клевета на нас?Разве мы терпим молча в Церкви нашей тяжких грешников?Прочтите Каноны церковные и увидите, что Соборы и величайшие святые, как Василий Великий, наказывали суровейшими карами грубых грешников. Св. Василий определил убийц отлучать от Причащения Святых Тайн на двадцать лет, а прелюбодеев на восемнадцать лет. На многие годы им запрещалось даже входить в храм, и они должны были стоять у церковных дверей, прося у входящих прощения и молитв о себе. В наше время эти очень суровые кары смягчены, но и мы отлучаем и запрещаем в Причащении грешников. И я в епархии своей предписываю священникам не давать отпущения на исповеди повинившимся в тяжких грехах. Зачем же клевещут на нас сектанты, будто равнодушны мы к тому, что много грешников в Церкви?Если мы внимательно прочтем Послание апостола Павла к Коринфянам, то узнаем, что в Коринфской Церкви было немало грешников: были великие постоянные тяжбы, отнимавшие достояние у ближних, были и воры, были даже не верующие в Воскресение Христово. Что же, отлучал их св. Павел?Нет, отлучил только одного: за кровосмешение, отлучил имевшего вместо жены жену отца своего. Неверно утверждение сектантов, будто в Православной Церкви много отягченных грубейшими грехами: бандиты и пьяницы, развратники и воры сами себя отлучают от Церкви и к ней не принадлежат. Выступающие с такими обвинениями сектанты ничем не отличаются от тех врагов Христовых, которые обвинили апостолов святых в том, что они едят и пьют с мытарями и грешниками. Даже Самого Спасителя они называли другом мытарей и блудниц. Пусть и нас называют друзьями грешников: мы жалеем грешников, стараемся направить на путь покаяния. Мы не поступаем так, как сектанты поступают в гордости, в самосвятости своей, осуждая грешников за являя, что не желают быть в oбщении с ними. А вот апостол Павел всех христиан коринфских в начале Послания своего называет святыми, так мягко, было сердце его, так далеко от осуж дения. Почему называет он их так, если были среди них грешники? Потому что надо вам знать, что в Новои Завете слово "святые", часто применя емое к христианам, не равносильно слову "безгрешные". Святыми н называли всех очищенных от скверны духовной в бане Святого Крещения всех, кто стал близок к Богу, потому что пошел за Христом. Как бы ни погрешали они, как бы ни падали святыми называли их, потому они стремились к святости. А баптисты, евангелисты себя только считают праведными. Их яркая отличительная черта - себя считать искупленными, спасенными, святыми. Я имел случай три месяца инкогнито посещать одно баптистское собрание с целью узнать сектантов непосредственным наблюдением, ибо это нужно было как епископу. Я слышал много проповедей но ни одной проповеди о смирении и покаянии. Баптисты всего чаще говорили о Воскресении Христовом, которым они освящены. Таинство покаяния отвергают они, им нечего каяться, ибо они уже святы, уже искуплены, уже чисты и не могут грешить. Это ли не духовная гордость?Апостол Иаков о христианах и даже о самом себе говорит: все мы много согрешаем (Иак. 3,2). А апостол Иоанн Богослов говорит так: Если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас (1 Ин. 1,8-10). Вот так говорят святые апостолы, а сектанты в гордости духовной считают себя спасенными и чистыми. Ну что же, пусть идут своим путем: мы не властны исправлять всех. Одно могу сделать: предостеречь вас, православных христиан, от уклонения в секты, и чтобы запечатлеть в сердцах ваших, какой тяжкий, какой страшный грех, какая погибель - уход в секты, в раскол, я прочту вам слова великих святых. Священномученик Киприан: "Люди, не хранящие союза и приискреннего общения с Церковью, хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не смоется и самой кровью; неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже кровью". Священномученик Игнатий Богоносец: "Не обманывайтесь, братия;кто последует производящему раскол, тот не наследует Царствия Божия". А св. Ириней, весьма древний епископ, так говорит: "Всякий, отделяющийся от Церкви, чужд для нее, он не потребен ей, он враг ее. Не имеющий матерью Церкви не может иметь Отцом своим Бога". Не страшны ли эти слова?Запомните их, запомните. Мне надо было бы еще многое говорить о сектантах, об их учении: я еще не начал говорить, как они относятся к Церкви, как превратно судят о ней; не рассказывал, почему называется Церковь Христова Единой Святой, Соборной и Апостольской. Если Бог позволит, продлю свою беседу о сектантах в другой день, а сегодня прибавлю только немногое: я скажу, что в основе уклонения в секты лежит весьма часто невежество тех, кто уклоняется. Поясню примером. В 11-й главе Евангелия от Луки повествуется, как один фарисей пригласил Господа Иисуса Христа на обед и был удивлен, что Господь не умыл рук перед обедом. А по-славянски место это читается иначе: Христос не прежде крестися прежде обеда (Лк. 11,38). И вот невежественные сектанты указывают нам, что и Сам Христос не крестился перед обедом. Что отвечать на это?О бедные вы, бедные!Ведь вы совсем невежественны, не знаете ни славянского, ни греческого языка, не знаете, что погречески слово "баптизо" значит крестить, как мы крестим детей, погружая в воду, призывая имя Святой Троицы. Но они не знают, что это греческое слово имеет и другое значение - омовение. Поэтому в русском тексте читаем, что фарисей был удивлен, что Христос не умыл рук перед обедом. Подумайте, мог ли Он осенять Себя крестным знамением до Своего распятия на Кресте, который только после этого стал символом нашего спасения? Могли ли тогда и апостолы креститься?Креститься, осенять себя знамением крестным мы стали, когда Христос на Кресте искупил нас от клятвы законной. А невежественные сектанты, ссылаясь на это славянское слово, отвергают величайшую защиту нашу, защиту от всех козней диавола. А вы, христиане, как величайшую святыню, храните всегда знамение Креста Господня!

О единстве Церкви Христовой
(Против сектантов)

Мы, православные, веруем во Единую Церковь, а все сектанты в нее не веруют, этот член Символа веры: "Верую во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь" - перечеркнули, они его выбросили. На чем основана наша вера в Единую Церковь?Конечно, на Священном писании, ибо говорит св. апостол Павел в Послании к Ефесянам, что Бог поставил Господа Иисуса Христа Главою Церкви, которая есть тело Его. Подумайте, у единой главы может ли быть много тел, даже бесчисленно много? Если все секты называют себя церквами, то сколько жеЦерквей?Я говорил вам, что в одной Америке более двухсот сект. А Господь говорил о Единой Церкви, Господь сказал апостолу Петру: Ты ecu Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16,18). Он не говорил "созижду Церки Мои", Он сказал: созижду Церковь Мою - значит, одну, единую Церковь. Господь Иисус Христос говорит нам о Единой Лозе, корнями которой питается Церковь Его, и эта Виноградная есть Он Сам. Он говорил о едином дворе овчем. Что же, не будем мы верить словам Христовым?Не будем верить в то, что овчий двор, Единая Лоза Христос?А говоря о Виноградной Господь сказал страшные для сектантов слова. Он сказал, что будет на ней ветви засохшие, которые отломятся от этой Истинной Винограной Лозы, что их соберут, в огонь бросят и сгорят они. Не страшно ли быть засохшей и отломившейся веткой, не страшно ли быть засохшим оторвавшимся листом Виноградной Лозы, который ветер уносит в пыль и грязь?Это поистине страшно!А сектантам не страшно. Каждая секта называет себя церковью, а сект чрезвычайно много. Что же, разделился Христос, стал Он главой многих отдельных сект?Конечно, нет; у Единой Главы есть единое тело - Церковь Святая, Соборная и Апостольская. Это надо помнить всем нам, всем тем, кто может быть соблазнен сектантскими учениями. Сектанты говорят: Господь сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18,20). Они говорят, что во всякой вере, во всякой церкви можно спастись. О, сколько лжи и заблуждения в этих словах!Я думаю, что и сами сектанты не скажут, что можно спастись и в церкви мусульманской, и в церкви иудейской. Они свои секты имеют в виду, говоря так. Они говорят, что во всякой вере можно спастись, а сколько сект, столько и вер, и эти их веры несогласны одна с другой. Это несогласие доходит до такой степени, что в Англии и Америке есть секты, которые отвергают все Таинства, даже Таинство крещения. Такова секта квакеров, или "друзей", как себя называют они. Квакеры сохраняют из всего Евангелия только нравственное учение Господа Иисуса Христа: они творят много добрых дел. Но и среди мусульман есть весьма добродетельные. Наша христианская вера отличается от всех других вер именно тем, что в основе ее лежат Таинства, установленные Самим Иисусом Христом. Не Он ли сказал Никодиму: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). А апостолам Своим иными словами сказал то же самое: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (Мк. 16, 16). Итак, отвергающий Таинство крещения не христианин. Не говорил ли Господь, что кто не будет причащаться Тела и Крови Его, кто не будет вкушать хлеб Божий, который сходит с небес, тому нет места в Царстве Божием? (Ин. 6,50-51). А квакеры отвергают Таинство Причащения. Есть секты, даже отрицающие троичность Бога. Подумайте, могут ли спастись подобные им сектанты, церковь ли они Христова, тело ли Иисуса Христа, Господь возглавляет ли их секту?О, нет, нет. В своем отрицании Церкви сектанты основываются на словах Священного Писания, которые сейчас вам прочту: Истинно. . . говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18,19-20). Они говорят: "Зачем же нам в Церковь приходить, зачем ваши храмы, зачем ваши священники и епископы? Не сказал ли Господь, что если двое или трое собраны во имя Его, то и Он посреди них?"Имеют ли они право так говорить?Вникните в эти слова и посмотрите, к кому они обращены. Этим словам предшествовали другие слова Христовы, обращенные непосредственно к апостолам Его: Истинно. . . говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Это относилось к апостолам. Если двое из вас, апостолов Моих, братьев Моих, друзей Моих согласятся просить Отца Небесного, то будет им. Неужели же можно думать, что молитва двух или трех нечестивых и грешных людей, собравшихся во имя Иисуса, будет иметь такую же силу, как молитва двух или трех апостолов - друзей Христовых?Конечно же, нет. Речь идет об истинных чадах Церкви Христовой. А что значат слова: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20)?Неужели эти слова значат, что нет нужды ходить в храм, неужели ими отрицается Церковь Христова?О, конечно, нет, совсем нет. О ком говорит Господь здесь?Опять слова эти были o6paще ны к апостолам. Но он говорил в лице их ко всем, кто следует святыми апостолами, кто принад лежит к Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Он говорил том, что если двое или трое христиан соберутся где-либо в доме имя Его для чтения Священного Писания, для поучения в слове Божием, то и Он будет среди них. Скажу больше, могу pacширить толкование и понимание этих слов Христовых. Скажу, что если кто из нас, христиан, будет беседовать с верующими о Христе, о содеянном Им спасении рода человеческого, будет Христос между вами? Не значит ли это, что вы одни составляете Церковь Христову?Конечно, нет. Конечно, нелепо так толковатьэти слова Христовы. Христос этими словами только хотел сказать, что где говорят о Нем где творят дела во имя Его, там и Он. Я скажу больше: я знаю, что и среди мусульман, и среди евреев есть много весьма благочестивых и весьма добрых. Среди мусульман есть свои святые, почитаемые ими, свои повествования о жизни этих мусульманских святых. Что же, скажем ли мы, что совершенно безразличны они для Христа, что Христу нет дела до них?Нет, не скажем; не скажем потому, что знаем слова св. Петра, на которые ссылаются сами баптисты. Знаем из десятой главы Деяний апостольских такие слова, сказанные апостолом Петром: Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10,34-S5). Где сказал эти слова апостол Петр?В доме римского сотника Корнилия, язычника, молитвы которого услышал Бог и вспомнил многие творимые им милостыни. Однажды во время молитвы он увидел Ангела, который сказал: Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой (Деян. 10,4-6). И пришел к нему Петр, и проповедовал Евангелие Христово, и крестил его со всем домом его, и сказал эти только что прочитанные мною слова. А на эту главу сектанты ссылаются, говоря, что Церковь совсем не нужна, что можно спастись и внеЦеркви, как спасся сотник Корнилий. Но разве не глубокое недомыслие в этом? Разве не понятно, что сотнику Корнилию, благочестие и добрые дела которого были приятны Богу, недоставало многого: недоставало крещения, недоставало просвещения Священным Писанием, недоставало познания о Господе Иисусе Христе, недоставало причисления к Церкви Святой, Соборной и Апостольской?И если бы не пришел Петр, его молитв, его поста, его добрых дел не было бы достаточно, чтобы спасти его. Видите ли, как сектанты искажают Священное Писание. Прочту вам еще страшные слова Христовы: Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7,22-23). Предстанут на Страшный суд и сектанты, ругавшиеся над Церковью Христовой, предстанут и скажут Ему: не во имя ли Твое собираясь, мы творили преломление хлеба; не творили ли добрые дела, не проповедовали ли Евангелие Твое? Но скажет им Господь: "Не знаю вас, потому что разодрали вы Мой хитон, совершив величайший грех раскола церковного". В прошлой беседе говорил я вам, как страшен этот грех, как оценивали его святые Отцы, как говорили они, что грех раскола церковного и отхождения от Церкви так велик, что не может быть омыт даже кровью мученической. Не страшно ли им будет предстать на Суц Христов? Их дело; а наше дело веровать во Святую Апостольскую Церковь. Нам мало знать, что мы листики, ветви Виноградной Лозы, Которая есть Сам Господь наш Иисус Христос. Мы будем помнить об одном дворе овчем, будем помнить о едином теле, Глава которого Сам Христос. В Своей великой первосвященнической молитве так молился Господь Иисус Христос: Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты, Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17,11). Просил Христос у Отца Своего, чтобы все христиане были едино, как Он един с Отцом Своим. Сектанты этого слышать не хотят, они раздирают ризу Христову Единая Церковь им не нужна, им не страшно, что секты их бесчисленны. Не задумываются они над тем, что сами ведут себя как трость, ветром колеблемая, ибо знаем мы, что сектанты, в особенности баптисты, часто переходят из одной секты в другую. Баптисты переходят в секты прыгунов, хлыстов; есть штундисты, крестящие и не крестящие детей. Знаем, что и сами баптисты разделились. А где разделение, там нет Христос ибо разделение от диавола. Каждая секта считает только cвое учение истинным и правильным каждая критикует и отвергает учение других. Разве истина не одна?Разве может быть, чтобы истина разделилась на сотни отдельных мелких истин?Гордость, самопревозношение, самонадеянность побуждают сектантов уходить от Церкви Святой. А даже между собою объединиться они не могут, ибо как объединятся штундисты с жидовствующими, прыгунами, хлыстами, адвентистами, субботниками?Объединиться они не могут, всеостаются разъединенными. Мы знаем, что едина истина, не разделился Христос, что не может существовать тысяча отдельных церквей, что Господь основал Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Вот я рассказал и разъяснил, чему мы, православные, исповедуем единство Церкви, и продолжу речь о том, почему Церковь называется только Единой, но и Святой, но и Апостольской. Надо еще много сказать о том, что весьма важно: ни одна секта неимеет у себя законных епископов и священников; они имеют лишь самозванных пресвитеров. Но речь об этом должна быть долгой, и я не могу отвлекать вас от всех обязанностей и забот ваших. Да вразумит вас всех Господь, молившийся, чтобы мы все были едины, как един Он со Своим Небесным Отцом. Аминь.

Слово в Неделю Торжества Православия.
(О ересях)

В первое воскресенье Великого поста Святая Церковь празднует Торжество Православия, и надо разъяснить вам, что это значит. Необходимо вам знать, в чем состоит основная, важнейшая сущность нашей православной веры. Она состоит прежде всего в том, что мы всем сердцем веруем в Господа Иисуса Христа как нашего Спасителя от власти диавола и от греха первородного. Эта вера совершенно отлична, в корне отлична от всех других вер: только в нашей христианской вере сущность ее составляет вера в искупление рода человеческого крестной смертью Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Для того чтобы понять и подлинно знать, как мог искупить Господь Иисус Христос, истинный Сын Божий, род человеческий, надо глубоко, всем сердцем веровать, что былОн истинным и совершенным Богочеловеком, что в Нем совмещались и полнота Божества, и полнота человеческой природы - совмещались нераздельно. Только при условии этой веры будем мы подлинно и истинно христианами. Почему это так? Потому что искупить Своею Кровью первородный грех, тяготевший над родом человеческим, искупить нас всех, погибающих от власти диавола, возможно было только Богочеловеку. И это искупление совершено Крестом Христовым. Если бы Господь наш Иисус Христос не совмещал в Себе полноту Божества с истинной человеческой природой, то не мог бы Он пострадать за нас на Кресте, не мог бы Своей Плотью и Кровью сделать нас причастниками жизни вечной. Ибо если бы Он не обладал совершенным человеческим естеством, если бы Он был прежде всего и больше всего совершенным Богом, то не мог бы Он страдать на Кресте, ибо Бог бесстрастен. А если бы был Он прежде всего человеком, человеком, с которым только соединилась благодать Святого Духа, то Его крестная смерть имела бы не больше ценности в глазах Божиих, чем смерть святых мучеников Христовых. Итак, сущность Православия в том, чтобы веровать всем сердцемв Богочеловечество Господа Иисуса Христа, в то, что был Он истинным Богом и истинным человеком. Сатана, враг рода человеческого, знал это, и он приложил все усилия к тому, чтобы разрушить в людях веру в Господа Иисуса как Богочеловека. Чтобы достичь этой окаянной цели, он воздвигал одну за другой тяжкие ереси. Первой воздвиг он ересь Ария, пресвитера Церкви Александрийской, который учил, что Господь Иисус Христос был сотворен во времени и притом из ничего; что было время, когда Он не существовал, что не был Он единосущен Отцу, но был только первым Божиим творением и через Него сотворена вся вселенная. Таким образом, Арий отверг Божественность Господа Иисуса Христа. Много лет эта ересь смущала Церковь Восточную, много страданий претерпели отвергающие эту ересь. На Первом Вселенском Соборе в 325 году в Никее ересь Ария была посрамлена и установлен Символ веры, в котором утверждалась Божественность Господа Иисуса Христа. Вслед за ересью Ария воздвиг сатана другую ересь - ересь Македония, отвергавшего Божественность Духа Святого и разрушавшего этим веру во Святую Троицу. Его ересьбыла осуждена на Втором Вселенском Соборе. А потом воздвиг сатана epесь патриарха Константинопольского Нестория, который, подобно Арию, отрицал Божественное вечное рождение Господа Иисуса Христа Бога Отца. Он учил, что родился не Сын Божий, а человек, в котором обитал Бог. Пресвятую Богородицу учил он называть не Богородицей, а Христородицей. И эта тяжелая и многих увлекшая ересь была разоблачена на Третьем Вселенском Соборе; был осужден Несторий, предан анафеме. Но сатана не складывал рук: он придумал новую ересь, тонкую - ересь, для многих приемлемую. Устами еретиков Евтихия и Диоскора учил, что в Господе Иисусе Христе не было действительной Богочеловеческой природы, а природа Божественная всецело преобладала над природой человеческой. И эта ересь ниспровергала веру в Богочеловечество Господа Иисуса Христа. Пала и эта ересь, и воздвиг сатана еще более тонкую ересь, ересь монофелитскую. Она состояла в том, что у Господа Иисуса Христа отрицалась воля человеческая. Еретики учили, что была у Него одна воля, не две воли - Божеская и человеческая, - а только одна Божеская. И эта ересь тоже совершенно лишала силы и ценности крестнуюсмерть Господа нашего Иисуса Христа. Бесконечна была изобретательность сатаны: и после падения монофелитской ереси воздвиг сатана новую и последнюю ересь, ересь иконоборческую. Император византийский Лев Исавр воздвиг жестокое гонение на поклонение святым иконам. Он объявил почитание святых икон ересью и идолопоклонством; он ставил почитающих святые иконы наравне с идолопоклонниками. Гонение, от него воздвигнутое, было жестоким. Из всех церквей и даже из домов и дворцов царских по повелению императора Льва выбрасывали все иконы, их уничтожали и подвергали надругательствам. Было приказано стенную живопись храмов и дворцов, в которой изображались сцены Священной Истории, уничтожить, замазать известью. А поверх извести поведено было написать нелепое - цветы, фрукты, ландшафты, то есть то, что не имело никакого отношения к Церкви, к вере святой. Эта ересь вызвала сильное сопротивление прежде всего со стороны монахов, а потом против нее восстало и большинство мирян. Сопротивлявшиеся иконоборческой ереси претерпели жестокое гонение от императора Льва Исавра, претерпели мучения и казни, которые по жестокости можно даже сравнить с гонениями на христиан римских императоров Диоклетиана, Декия, Ликиния. Монахам - сильным, горячим защитникам почитания икон - отрезали уши, носы, выкалывали глаза, бросали их в тюрьмы; тем, которые занимались иконописанием, глубоко сжигали пальцы на руках и даже отрубали кисти рук. Особой силы иконоборчество достигло при сыне и преемнике Льва - Константине Копрониме. В его царствование в 754 году был созван еретический собор, которому император велел обосновать отмену иконо-почитания. Этот собор присвоил себе незаконно имя "Седьмого Вселенского", на что не имел никакого права, ибо на нем не присутствовал ни один из восточных патриархов, не было даже их представителей, а был только один патриарх-иконоборец Константинопольский. В этом соборе не принимала участия и Западная Церковь. Этот собор, не имевший никакого права именоваться Вселенским - Седьмым Вселенским, - издал целый ряд постановлений в оправдание иконоборчества. Но сила Божия хранила истинное Православие. После Копронима при Льве IV наступило значительное облегчение гонения на почитателей икон, длившееся до регентства императрицы Ирины, которая в 787 году созвала новый Собор - подлинно Седьмой Вселенский Собор, который отверг все постановления разбойничьего иконоборческого собора и восстановил иконопочитание. Но окончательно избавилась Церковь от гонения на иконопочитание от императоров-иконоборцев только тогда, когда империей правила на правах регента, за малолетством своего сына Михаила, императрица Феодора. Она объявила полное прекращение гонения на почитателей икон и установила великий праздник Торжества Православия. Чтобы представить себе, как тонка и опасна была ересь иконоборческая, надо понять, что, запрещая изображать Господа Иисуса Христа на иконах, иконоборцы отрицали то же, что и все другие еретики, - Его Богочеловечество. Они основывали свое осуждение иконопочитания на том, что Бог неизобразим, следовательно, не должно быть никаких изображений и икон. Но неизобразимо чистое Божество, изобразимо же Божество, связанное с человеческой природой. А Господь Иисус был истинным Богом и истинным человеком - был подлинным Богочеловеком, и на иконах изображается не Божество отдельно, не человек отдельной, а подлинный Богочеловек. Утверждать безусловную неизобразимость всего Божественного, как это делали иконоборцы, - значит отвергать нераздельное соединениеБожества с человечеством, ибо это последнее, без сомнения, изобразимо. Осуждать иконопочитание называть его идолопоклонством -значит отрицать действительность Богочеловека, в котором обитает полнота Божества телесно. Не Божество изображается на иконе, а Богочеловечество. Не иконам воздаем мы почитание, а Тому, Который изображен иконе: не иконе, а Самому Господу Иисусу Христу, Предвечному Сыну Божиему. Изображаем на иконах и Ангелов святых, как повелено было Богом Моисею изобразить их в скинии в виде золотых изваяний, осеняющих ковчег Завета. Грубо и дерзко поступают наши сектанты, обвиняя нас в идолопоклонстве. Да знают они, да запомнят навсегда, что Седьмой Вселенский Собор утвердил иконопочитание осудил всех называющих иконы идолами. А сектанты поносят святые иконы, называя их идолами, и не легко им понять, о чем говорил я ныне. А вы, малое стадо Христово полагайтесь на свой разум, не рассуждайте сами дерзко и неверно о том, о чем рассудил Седьмой Вселенский Собор. А вы будьте послушными чадами Церкви и с радостным сердцем празднуйте нынешний праздник Православия.

Слово в Неделю четвертую Великого поста. (О Причащении)

Течет Великий пост. Вы во множестве говеете, а мой долг помочь тому, чтобы великое дело покаяния и Причащения Святых Тайн было для вас делом не формальным только, а вполне сознательным. О покаянии я говорил вам в Неделю вторую Великого поста, а ныне, в Неделю четвертую, со страхом и трепетом буду говорить о великом Таинстве Причащения Тела и Крови Христовых. В молитве перед Причащением вы исповедуете: ". . . Верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя". Да благословит вас Бог за это доброе исповедание, за то, что вы, как дети, не рассуждая, верите в великую тайну Евхаристии. Только те, кто умалились, как дети, и без всякого рассуждения принимают слова Христовы как величайшую и безусловную истину, получают от Причащения Святых Тайн жизнь вечную. А те, внешние, ушедшие за ограду Церкви, которые верят только в материальное и отрицают все духовное, совершенно не способны веровать в то, что под видом хлеба и вина нам преподается Тело Христово и Кровь Его. О них сказал апостол Павел: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитаетэто безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (1 Кор. 2,14). А тайна Тела и Крови Христовых - величайшая тайна христианской веры. Об этой тайне так говорил Сам Господь наш Иисус Христос в синагоге Капернаумской: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. . . Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиюший Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отием, так и ядущий Меня жить будет Мною. . . Ядущий хлеб сей жить будет вовек (Ин. 6, 51, 53, 56- 58). Эти слова Христовы настолько необычайны, что даже многие из учеников Его, слышавшие их, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? (Ин. 6, 60). И с этого времени перестали ходить за Ним. Неужели же и мы уйдем от Спасителя нашего?!Неужели будем добиваться полного понимания великой тайны Христовой?!О нет! Смиримся, как дети, и дерзнем только приподнять край завесы над этой тайной. Если сумеем это сделать, то оправдана будет наша глубокая вера впресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Таинство Евхаристии установил Сам Господь Иисус Христос на Тайной вечере. Он взял хлеб, благословил, вознес Отцу Своему молитву благодарения, преломил и раздал апостолам Своим со словами: Приимите, ядите: cue есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Подобно и чашу с вином благословил и, подавая апостолам, сказал: Пиите от нея ecu: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов (см. : Мф. 26, 26-28; Мк. 14, 22-24;Лк. 22, 19-20). Он, Истинный Сын Божий, именует Себя хлебом живым и хлебом жизни. Какой жизни? Конечно, не телесной, ибо для нее нужен только хлеб пшеничный, а хлебом иной жизни -высшей, духовной, вечной. Хлеб, необходимый для этой жизни, есть Плоть и Кровь Его. На Тайной вечере не Свою подлинную Богочеловеческую Плоть и Кровь предложил Он есть и пить ученикам Своим, а подал им освященные хлеб и вино и сказал, что это Тело Его и Кровь Его. И эти глубоко таинственные слова Его принимаем мы, как и все слова Христовы, за безусловную истину. Он назвал Себя хлебом жизни, сшедшим с небес, и хлеб, преломленный Им на вечере, истинным ТеломЕго, а вино, предложенное ученикам, подлинной Кровью Его. И если бы мы, причащаясь, хотели бы видеть в пресуществленных хлебе и вине вид плоти и вкус крови, то это было бы грехом неверия словам Христовым, которые всегда безусловно истинны, и не только грехом неверия, но и неразумием ибо не знаем мы подлинной сущности тела Богочеловеческого, которое несомненно обладало непостижимыми для нас свойствами, не раз проявлявшимися при явлениях апостолам по Воскресении Его из мертвых. Пытаясь проникнуть в тайну пресуществления, должны мы помнить что тело Господа Иисуса Христа при жизни Его было не только истинно- человеческим, но и духовным. Христос вознес молитву Отцу благословил хлеб и вино, и стали они Телом и Кровью Его. Священник, совершивший JIитургию, после многих глубоких молитв благословляет хлеб со словами: " Сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего", а благословляя вино: "А еже в Чаше сей честную Кровь Христа Твоего". И потом благословляет одновременно хлеб и вино, призывая на них силу и действие Святого Духа словами: "Преложив Духом Твоим Святым. Аминь". И Дух Святый пресуществляет хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы, как пресуществил их Сам Господь наш Иисус Христос на Тайной вечере. И всякий полный веры и благочестия священник произносит слова эти с трепетом и волнением, ибо верует, что в этот момент нисходит на Святые Дары Дух Святой и Своей Божественной силой пресуществляет их в истинное Тело и Кровь Христовы. В житии великого преподобного отца нашего Сергия Радонежского читаем, что однажды его ближайший ученик Симон видел, как в то время, когда произносил святой эти великие слова, по всему Престолу и вокруг самого преподобного Сергия носился какой-то необыкновенный огонь. Он быстро двигался над Престолом и, окружив Преподобного со всех сторон, святой этот огонь собрался воедино и вошел в Чашу со Святой Кровью. Что же, и это не вразумительно?Да не будет того, чтобы кто-нибудь из вас усумнился в истинности пресуществления хлеба и вина!Если будем всем сердцем верить, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино истинно пресуществляются в Тело и Кровь Христовы, то сбудется на нас драгоценное слово Христово: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем. С Телом и Кровью Его вселяется в нас Христос и становится единым с нами, и мы пребываем в Нем. Ибо мельчайшие частицы, молекулы Тела и Крови Его соединяются с кровью нашей и приносятся в сердце наше, давая нам жизнь вечную. Преподав на вечере Тело и Кровь Свою апостолам, Господь Иисус заповедал им: Cue творите в Мое воспоминание. Им, и только им, избранникам Своим, дал Он власть совершать Евхаристию так, как только что совершил ее Сам. А апостолы эту власть, как и власть проповедовать Евангелие и совершать все Таинства, передали преемникам своим, епископам и пресвитерам. Все крайне многочисленные толки и секты протестантства, к которым принадлежат и наши баптисты, евангелисты, адвентисты, не верят в истинное пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и свое так называемое "преломление хлеба" считают только обрядом, совершаемым во исполнение слов Христовых: Cue творите в Мое воспоминание. Да и невозможно у них Таинство Евхаристии, так как нет у них единственно законных совершителей Таинства - епископов и пресвитеров, получающих благодать Святого Духа в Таинстве священства, ими отвергаемом. Вот я, как говорил, дерзнул со страхом и трепетом приподнять пред вами только край завесы над великим Таинством Евхаристии. Великая радость будет для меня, если словами моими удалось мне внушить вам глубокое благоговение пред этим великим Таинством и веру в истинность его. Закончу речь свою словами апостола Павла: Иже аще яст хлеб сей, или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет Телу и Крови Господни. Да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая Тела Господня (1 Кор. 11, 27-29). Особенно эти последние слова Апостола запомните: Ядый и пияй недостойне суд себе яст и пиет. Со страхом внимайте и словам священника, которые он произносит после благословения хлеба и вина призыванием Духа Святого: "Святая Святым!"Ибо слова эти значат, что великая святыня Тела и Крови Христовых предназначена только для святых, получивших в весьма важном Таинстве глубокой исповеди разрешение и отпущение своих грехов. И с покорностью примите запрет духовника причащаться Святых Тайн до времени более глубокого раскаяния вашего, если он сочтет это необходимым по тяжести грехов ваших, ибо Господь наш Иисус Христос дал Своим апостолам, а через них епископам и пресвитерам власть не только разрешать людям грехи их, но и вязать их. Аминь.

Послание к духовенству Симферопольской и Крымской епархии

Обращаю внимание ваше, братия и сослужители мои, на чрезвычайно важные события, происходящие в настоящее время в Церкви Христовой. Мы молимся каждый день о соединении Церквей, уже целые века остающихся разъединенными. Большая длительность этого великого горя Церкви у весьма многих породило привычку и равнодушие к этому больному разъединению - и не только равнодушие, а гораздо худшее. Еще немного десятилетий тому назад и римо-католики, и лютеране относились к Православной Церкви с открытым пренебрежением. Православный Восток для них был царством глубокого мрака, языческих суеверий. Православная Церковь, по их мнению, даже не заслуживалахристианского имени. Но, слава Богу, в последнее время это глубоко греховное отношение католиков и протестантов к нам, православным, резко изменилось к лучшему. В новейшей литературе, очевидно, инспирируемой Ватиканом,Православная Церковь получила совершенно новую, заслуженную оценку, и вместо враждебного голоса монахов- ассумпционистов громко раздается добрый и любовный голос бельгийского ордена бенедиктинцев в их журнале "Irlnikon". Это, конечно, весьма важно, но еще гораздо важнее то, что происходит в Церкви Русской. Важные политические события, и прежде всего мудрость нашего Святейшего Патриарха Алексия, открыли, как я думаю, новую и чрезвычайно важную эпоху в истории Церкви. На реке Божией треснул лед равнодушия и взаимного непонимания и незнакомства между Русской Церковью, Лютеранской, Англиканской и другими западными церквами и церковными общинами. Начался обмен делегациями между Православной Церковью и всеми этими церквами. В Западной Германии наша церковная делегация, возглавляемая митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем, в Англии делегация Русской Церкви с митрополитом Минским Питиримом во главе, в Канаде наша делегация, руководимая архиепископом Северо-Американским и Алеутским Борисом, вошли в тесное общение с главными деятелями этих церквей, и это общение делегаций дало очень важные результаты: инославные церкви с удивлением увидели и узнали о Православной Церкви, о чем прежде не помышляли. А наши делегации увидели у них глубокое благочестие и любовь к Господу нашему Иисусу ХристуПо приглашению Святейшего Патриарха Алексия к нам приезжали и продолжают приезжать многочисленные и большие делегации западных церквей, особенно Евангелической, - и получают возможность всесторонне ознакомиться с Русской Православной Церковью. Десятый и одиннадцатый номера "Журнала Московской Патриархии" (за 1959 год. - Ред ) содержат много писем руководителей и членов этих делегаций. Их впечатления были настолько ярки и неожиданны, что многие из них спешили написать об этих впечатлениях уже в самолетах при возвращении на родину. Доктор Стенли Эванс пишет, что при его посещении главных центров религиозной жизни России он вынес такое множество весьма важных и неожиданных впечатлений, что невозможно изложить их в журнальной статье, а надо написать целую книгу. Многие из руководителей и членов этих протестантских делегаций оставили очень яркие записи о своих мыслях и впечатлениях, полученных за время пребывания в Москве и Ленинграде, в Киеве и Одессе. Вот выдержки из этих записей, свидетельствующие о глубине былого отчуждения между Евангелической Германской церковью и Православной Русской. "Мы приехали в мир, совершенно нам чуждый. . . ""Мы потрясены полнотою впечатлений от нашей поездки. . . ""Нас потрясли открытые объятия и сердечный прием. . . ""В православных общинах мы нашли своих братьев. . . "Наше православное богослужение, красота и стройность его, особенно всенародное пение, производили очень глубокое впечатление на делегатов евангелических общин. Все это вызывало у гостей возгласы неподдельного восхищения и благоговейной радости, душевной признательности. Велико значение слов доктора Стенли Эванса, возглавлявшего английскую делегацию, приглашенную Святейшим Патриархом Алексием: "Каждый, кто принимает и кто будет продолжать принимать участие в укреплении связи между святой Православной Церковью России и Англиканской Церковью, сделал и сделает основной шаг на пути к объединению христианства во всем мире". Прямо-таки потрясли сердца наших западных гостей сердечность и доброта наших верующих, говоривших им о прощении тяжелых бедствий последней войны. Они не забудут также обаяние личности Святейшего Патриарха Алексия, его слов, сказанных на прощальном обеде с западногерманскими делегатами: "Я радуюсь, что мы нашли друг друга как братья. Мы будем в дальнейшем посещать друг друга и углублять наше общение, рожденное здесь. Мы стоим на общем основании". Предстоятель Рейнской Евангелической церкви доктор Хельд сказал о результатах приезда делегации в Россию волнующие слова: "Эти результаты столь обильны, значительны и благотворны, что все мы смотрим ныне на приглашение Патриарха приехать в Советский Союз как на указание Самого Господа Бога",Подлинно растаял лед, сковывавший сердца разъединенных xристиан, и на реке Божией не только треснул, но уже двинулся греховный лед. Пусть же без всяких помех и задержек плывет он в океан вечности. Начало единения между нашей Православной Церковью и западными протестантскими церквами считаем мы едва ли не важнейшей из многих заслуг пред Богом нашего Святейшего Патриарха. Много было написано статей книг о соединении Церквей, oсобенно Православной и Римско-католической. Но лед на реке Божией твердо стоял, и только теперь Господь Бог наставил Святейшего Патриарха Алексия найти золотой ключ для открытия крепко запертых дверей. Этот ключ очень прост: необходимо только "в главном и существенном - единство, второстепенном - свобода, в общем - любовь". . . Если так высоко ценим мы взаимную любовь между христианами, не должны, конечно, забывать, что Бог наш есть не только живая, всесовершенная Любовь, но и Солнце Правды. Должны исполнять заповедь Христову: ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6,33). Древнейшую догматическую правду, установленную святыми Апостолами и Семью Вселенскими Соборами, и все Таинства должны свято хранить. А этого не видим мы не только в Евангелической церкви и множестве лютеранских сект, но и в Римско-католической Церкви, установившей новые, совершенно неприемлемые для нас догматы о главенстве папы даже над Вселенскими Соборами и о непогрешимости его. От начала IX до середины XI века папский престол занимали совершенно недостойные люди, которых католический церковный историк Бароний клеймит такими позорными именами, которые я не могу повторять. Было время, когда папский престол занимали мальчики шестнадцати и даже двенадцати лет. Был совершенно неверующий папа Лев Х Медичи, называвший святое Евангелие "доходной басней о Христе". Конечно, абсолютно невозможно считать таких пап непогрешимыми в делах веры, главами Вселенской Церкви, воля которых выше воли даже Вселенских Соборов. На Соборе 1870 года, на котором папа Пий IX проводил догмат о непогрешимости папы, он встретилрезкий протест со стороны множества католических епископов. Тем не менее догмат был принят по настоянию папы, а Православная Церковь, конечно, ни в коем случае не примет его. А о том, как далеко в сторону рационализма зашло современное лютеранство, так говорит крупный лютеранский богослов: "Две основных школы современного протестантизма - положительная и философско-критическая - стоят друг против друга как два противоположных полюса. В своем понимании сущности религии и богословия они расходятся диаметрально, и разделяющая их пропасть с каждым годом становится все шире и глубже, так что никакое посредство между ними невозможно". На своих экуменических съездах до крайности многочисленные протестантские общины и секты не могут до сих пор столковаться между собою, ибо среди них есть и тяжелые еретики, отрицающие троичность Бога и все Таинства. С такими, конечно, невозможно для нас даже объединение в любви. Будем же хранить в неприкосновенной чистоте наше Православие и своею верностью ему, как и своей христианской любовью, будем привлекать их умы и сердца к великой истине Православия. В этом да поможет нам Бог! Аминь

 
 
 
Другие новости по теме:

  • «Прииде пост — мати целомудрия»
  • Тайна Крещения
  • Для чего Господь крестился и для чего мы крестимся?
  • Молитва Господня (Сам знай и другого поучай)
  • О Божественной литургии




  •  
      Просмотрено: 4852 раз Просмотров: 4852 автор: admin 23 ноября 2006 Напечатать Комментарии (0)