Шесть лет назад в Харькове при храме свв. апп. Петра и Павла благодаря содействию его настоятеля протоиерея Валентина открылась иконописная школа. Учащихся в школе вначале было всего несколько человек – преимущественно прихожане Петропавловского храма. Но школа росла и развивалась: вот уже третий год как школа переведена на территорию Свято-Покровского мужского монастыря в помещение Харьковской Духовной Семинарии и сейчас в ней учится уже более тридцати человек.
Основной духовной и творческой задачей школы является возрождение древней канонической иконы. Икона – это богословие в образе. Языком линий и красок она передает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. И в иконописной школе стремятся возродить понимание иконного образа как вероучительного богословского изображения. Начиная с XVII века из-за мощного влияния западной католической живописи, которая вносила догматические и канонические искажения в содержание иконы, отношение к иконе как к православному вероучительному образу постепенно терялось. В наше время этот процесс привел к полной потере православного богословия в иконописи. К сожалению, большинство наших храмов заполнены не традиционными росписями и иконами, а раскрашенными по западным образцам подражаниями иллюстрациям Библии Гюстава Доре и Юлиуса Шнорр фон Карольс-Фельда. Но ведь то, что уместно в католических костелах, не уместно в православных храмах! А между тем, мы имеем богатейшую традицию православного церковного искусства, вмещающего в себя не только изобразительные каноны, но и огромный духовный опыт древних византийских и русских мастеров, таких как свв. преп. Алипий Печерский и Андрей Рублев, а также Феофан Грек, Даниил Черный, Дионисий. Та единая, незыблемая истина, которую несет в себе христианство, должна быть образно выражена в иконе и сохраняться незамутненной. Любое искажение этой истины в изображении неминуемо будет наносить вред духовному миропониманию и молитвенному состоянию верующего, созерцающего такой образ. И в свете общего возрождения церковной жизни и стремления людей вернуться к прежней духовной опоре, которую давала Православная Церковь, трудно переоценить важность возрождения древнего духовного иконописного образа, созданного св. преп. Андреем Рублевым и другими подвижниками исихастами.
Руководители и преподавательский состав иконописной школы, желая положить начало прежде всего духовному возрождению иконописной традиции, делают все возможное, чтобы подготовить воспитанников в этом направлении. «Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она главным образом через молитву... Ее назначение – содействовать молитве, поэтому трудящемуся в этом деле необходимо во время работы не забывать о молитве», – писала монахиня Иулиания, отдавшая себя делу сохранения традиции древнерусского иконописания в один из самых скорбных периодов в истории нашего Отечества (Монахиня Иулиания (Соколова) «Труд иконописца». – Бровары, «Броваровская типография, 2005. – стр. 35-36).
Поэтому в школе уделяется большое внимание духовному состоянию воспитанников. Учебный процесс начинается с молитвы, и первыми учебными заданиями, выполняемыми учениками первого класса, является написание церковнославянским шрифтом и украшение древним орнаментом текста выбранной ими молитвы. Обучение в иконописной школе продолжается три с половиной года и включает в себя не только практические занятия, но и курс лекций по Новому и Ветхому Завету, катехизису, иконографии. Начинается обучение с изучения азов иконописи и заканчивается выполнением сложных работ (икон, праздников, многофигурных композиций).
Занятие иконописью требует от учеников обязательного посещения храма и регулярного участия в Таинствах Церкви. Многие ученики ездят в паломнические поездки, несут послушания при храмах. Все это, несомненно, способствует духовному росту будущих иконописцев. Также большое внимание уделяется восстановлению древней техники иконной живописи, основанной на использовании натуральных материалов. Изучаются рецепты старых мастеров по подготовке доски, изготовлению красок, золочению и т.д. В своих работах ученики стремятся соблюдать точность рисунка, цветовых соотношений и символики, присущих иконам XIV–XVI вв. Строгое соблюдение изобразительного канона позволяет избежать искажения богословских истин в православной иконе.
В этом учебном году в школе пройдет первая защита дипломных работ. Выпускники представят икону «Покров Пресвятой Богородицы», образы Спасителя и Матери Божией, икону Святой Троицы, образы Свв. Царственных Страстотерпцев и др. Школой не единожды проводились выставки канонической иконы, как в Духовной Семинарии, так и в светских учреждениях (Союз художников, Дом ученых). Выставки имели резонанс не только в художественных кругах, но и среди жителей Харькова: в книге отзывов осталось множество теплых слов благодарности школе за ее работу. Иконы, написанные учениками школы, находятся в храмах Харьковской епархии, в Свято-Успенской Святогорской Лавре и в Крестовоздвиженском женском монастыре в Полтаве. Стоит вспомнить о том, что раньше монастыри были культурными центрами, на базе которых развивались различные виды искусств и промыслов: иконопись, шитьё, чеканка (оклады), резьба по дереву, золочение и т.д.
Несомненно, что дальнейшее развитие иконописной школы будет способствовать духовному обогащению жизни Епархии и города, а также даст возможность воплотить древние традиции в росписях храмов, иконостасах, декоративном украшении резьбой и золочении. Школа уже имеет подготовленных профессионалов, способных писать иконы на должном уровне и выполнять реставрационные работы. Педагоги и ученики школы надеются, что Царица Небесная не оставит их вне Своего Покрова.
Наталья Митрофановна Чурилова,
руководитель иконописной школы при Харьковской Духовной Семинарии
Православна Харківщина, №10, 2006 г.