Харьковская Духовная Семинария - вчера и сегодня Семинария  
 
Слобожанщина - один из нескольких регионов Украины, который появился на раздорожье Дикого поля между неточными политическими границами трех государств Ц России, Речи Посполитой и Крымского Ханства на протяжении 17-18 веков. На эти земли стали стекаться переселенцы, спасавшиеся от гнета польской шляхты Ц украинские казаки Приднепровья, особенно Правобережной Украины. Они то и принесли нам, вместе с другими своими «обычностями», любовь и стремление к образованию.
Наряду с бродячими учителями Ц «мандрованными дяками», которые несли знания в народ, в 18 веке стали возникать и школы при Церквах. В 1732 году в Харькове было уже 5 школ, преподавали в них 19 учителей. Здесь учились дети духовенства и представители других сословий Ц мещанства, купечества, крестьянства. Программа в школах была более чем скромной: чтение (Часослов и Псалтырь), письмо, восьмигласное церковное пение. Число учащихся постоянно увеличивалось. Приходские школы переросли в духовные училища, готовившие церковнослужителей. А начатки среднего образования для желавших идти «в государственную службу» стали давать казенные училища, возникшие в конце 18 века. На этом фоне становится понятно огромное значение, в становлении науки и духовной культуры Слобожанщины, Харьковского Коллегиума, «духовной академии края», второго по значению учебного заведения Украины после Киево-Могилянской академии, основание которого тесно связано со становлением Харькова, как культурного центра. Наследницей Коллегиума начиная с середины 19 века и до сегодняшнего дня является Харьковская Духовная Семинария. В этом году ей исполняется 160 лет.
alt стория этого учебного заведения началась с 1726 года, когда из Белгорода в Харьков была переведена средняя духовная школа Ц Коллегиум, который впоследствии стал центром образования на Слободской Украине. Основные принципы деятельности Коллегиума были заложены с начала его основания и до 30-х годов 18 века. Так, появились основные документы, регламентирующие его деятельность, сложилась система управления Коллегиумом, которая без особенных изменений просуществовала на протяжении всей истории его существования. Высшей административной инстанцией в системе управления Коллегиумом был Белгородский, а с 1799 года (времени основания Харьковской Епархии) Ц Слободско-Украинский и Харьковский Епископ. При чем забота о школе была одной из важнейших сторон пастырского служения харьковских Владык. В осуществлении задач по руководству Харьковским Коллегиумом Владыке помогал ректор, который был главным управителем заведения. С 1729 года ректор Коллегиума одновременно исполнял функции настоятеля Покровского монастыря, а с 1742 года получил сан архимандрита.
alt о второй половины 60-х годов 18 века Коллегиум переживал период бурного развития, когда его тесная связь с монастырем и большое хозяйство давали некоторую независимость в решении внутренних проблем. Проводившаяся на Слободской Украине в течение 1786-1788 годов секуляризация церковных и монастырских вотчин стала настоящим ударом для Харьковского Коллегиума. Следствием этой акции была утрата всех вотчин, которыми владел Коллегиум. Вместо этого ему была установлена сумма в 2000 рублей в год на все расходы. Таким образом, со второй половины 60-х годов 18 века Коллегиум постепенно теряет материальную независимость. Денег, выделенных на существование, хватает едва на небольшую плату учителям и такую же мизерную помощь наиболее бедным ученикам.
alt о количественным показателям учащихся, Харьковский Коллегиум был одним из наибольших учреждений России и Украины. До начала 19 века наблюдалось сначала постепенное, а потом резкое увеличение количества учащихся. Также Коллегиум долгое время продолжал лучшие традиции украинской школы, удовлетворяя потребности в образовании разных слоев общества. Учреждением для духовенства он стал только в начале 19 века. Описание истории какого-либо учебного заведения предполагает всегда изучение его сердцевины Ц содержания обучения и воспитания учащихся. Отчет епископа Епифания от 11 октября 1727 года рассказывает про классы фары, инфимы, синтаксима и грамматики, поэтики, риторики и философии. В 1734 году появляется богословский класс, что привело к оформлению, по терминологии того времени, полного курса наук. Этот курс до середины 18 века из 26 семинарий Российской Империи преподавался только лишь в четырех. Если проводить аналогию положения обучающего процесса в Украине, то полноту их мы наблюдаем только в Киево-Могилянской академии и Харьковском Коллегиуме.
alt первом классе фары или аналогии обучали элементарному чтению и латинскому письму. Настоящее грамматическое обучение начиналось в инфиме. Оно велось согласно латинской грамматике Эммануила Альвара. В следующей школе Ц грамматике изучали практически все грамматические правила и основные синтаксические. Заканчивали обучение грамматических и синтаксических правил, полностью переходя до учебника Альвара в четвертом синтаксическом классе. Ученики много переводили не только в школе. Но и дома. Занятия латинской грамматикой и синтаксисом продолжались до пяти часов в день. От учеников требовали говорить на латинском, как в Коллегиуме, так и дома. Те ученики, которые не овладели латынью, не могли дальше продолжать обучение. Ученики Коллегиума проявили себя как прекрасные переводчики с иностранных языков, выступали в роли просветителей, ораторов, педагогов.
alt одтверждением высокого уровня знаний воспитанников Коллегиума по латинскому языку были приглашения обучаться «медико-хирургии и фармации» в Петербурге. Программа нижних четырех классов включала в себя еще и славянский язык, позднее Ц русский, катехизис, правила арифметики, начала географии, французский и немецкий языки, нотное пение. Изучение этих предметов продолжалось и в следующих классах. С 80-х годов 18 века значение латинского языка в Харьковском Коллегиуме постепенно начинало уменьшаться, уступая место, по благословению преосвященнейшего Самуила (Миславского) российской грамматике. Преподавание в следующем классе Ц поэтики, также было построено по примеру Киево-Могилянской академии. В классе поэтики и риторики большое внимание уделялось произведениям греческих и римских классиков. Курс поэтики некоторое время (1759/1760 уч. год) читал Г.С. Сковорода. Что касается качества преподавания этого предмета, то Д.И.Багалей отзывался на этот счет позитивно, подчеркивая, что в Коллегиуме всячески поддерживались литературные интересы студентов, которые впоследствии имели большое педагогическое значение для дальнейшей общественной деятельности . Следующим классом была школа риторики Ц один из самых популярных курсов в Коллегиуме. Здесь воспитанники учились составлять выступления, доклады, письма. Обучение философии следовало за классом риторики. Этот курс изучали два года. Важным источником в понимании уровня преподавания философии выступает инструкция епископа Самуила (Миславского), в которой он советует ученикам читать и изучать передовые философские и общественно-политические концепции. Завершалось обучение в коллегиуме классом богословия. Этот класс был не многочисленным, так как в нем обучались те, кто готовил себя к церковному служению и хотел стать настоящим богословом. Преподавали богословие, как правило высококвалифицированные профессора, которые обращались к произведениям свт. Иоанна Златоустого, свт. Василия Великого, прп. Иоанна Дамаскина, Фомы Аквинского.
alt ри епископе Петре (Смеличе) программа преподавания коллегиума увеличилась за счет введения математики и геометрии. Существуют сведения и про то, что в Харьковском Коллегиуме, как и Петербургской Семинарии значительно раньше, чем в других духовных учебных заведениях преподавались география и история. Из воспитанников коллегиума был организован хор, который долгое время оставался единственным в городе и был примером для губернаторских хоров. Благодаря своему хору Харьковский Коллегиум стал передовым музыкальным центром Украины. Необходимо подчеркнуть, что вышеперечисленные основные обучающие дисциплины расширялись и обогащались за счет появления дополнительных классов, таких как рисование, живопись, архитектура и дополнительные занятия по языкам и математике. Кардинально новый период в жизни Харьковского Коллегиума, как духовной школы Российской империи начинается реформой 1808 года. Она привела к переходу от решения задач общеобразовательного внеклассового учреждения до классовой семинарии, что существенно сузило задачи Коллегиума. Эти изменения были связаны с открытием в 1805 году Харьковского университета, после чего отпала необходимость многопрофильного образования, которое давал Коллегиум.
alt еформа полностью изменила направление учебного процесса в Харьковском Коллегиуме, ориентируя его исключительно на подготовку лиц духовного звания для служения Богу и Святой Православной Церкви. Так, в 1840 году Харьковский Коллегиум согласно постановлению духовного учебного управления при Священном Синоде от 16 октября 1841 года за № 15010 был переименован в Духовную Семинарию. С этого момента начала существовать и действовать новое по содержанию учебное заведение Ц Харьковская Духовная Семинария. Начало обустройства Семинарии было положено Архиепископом Харьковским и Ахтырским Иннокентием (Иваном Алексеевичем Борисовым) в 1844 году с постройки нового здания на Холодной Горе. Строительство было закончено при Архиепископе Филарете (Дмитрии Григорьевиче Гумилевском). 8 мая 1851 года им было освящено новое здание Семинарии во имя Иоанна Богослова, куда учащиеся и переехали. «Местность, избранная для этого, - говорит священник Федоровский,- превосходна, совершенно удовлетворяющая потребности учащихся. Вдали от городского шума, тесноты и пыли, где постоянно можно наслаждаться чистым и здоровым воздухом, лучшею водою, прекрасным видом окрестностей и в особенности города Харькова». Но в 1855 году здание семинарии на Холодной Горе было превращено в госпиталь для защитников Севастополя, а Семинария временно должна была разместится в старом семинарском жилом корпусе, в доме помещицы Лаптевой и на «вольных квартирах».
alt рхипастыри Харьковской Епархии уделяли особое внимание заботе о Харьковской Духовной Семинарии. Среди них Архиепископ Макарий (Михаил Петрович Булгаков), Епископ Иустин (Иоанн Охотин), Архиепископ Амвросий (Алексей Иосифович Ключарев), получивший 23 апреля 1884 года указ от Священного Синода по которому ему даны были средства на содержание духовной семинарии. Эта сумма была увеличена в последствии по ходатайству Архиепископа Флавиана (Николай Николаевич Городецкий). Что касается учебного процесса, то естественно он был изменен. Так, в 1869 году был введен новый устав. Согласно которому: 1.отменялось преподавание патристики, библейской истории, сравнительного богословия, сельского хозяйства, естественной истории и медицины; 2.введено преподавание основного богословия, космографии, тригонометрии и обзора философских учений; 3.изменены программы практически всех остальных предметов. Также было учреждено шесть классов с одногодичным курсом. Преподавателей обязательных предметов стало 12, были введены должности двух помощников инспектора, в последствии увеличенные до четырех. С 1884 года сократилось количество уроков по физико-математическим наукам, латинскому и греческому языкам. За этот счет увеличилось преподавание богословских предметов. В 1886 году при семинарии была учреждена кафедра по обличительному богословию, а также по обличению истории и раскола. При Семинарии находилась фундаментальная библиотека, состоящая из 8963 книг, сочинений и рукописей на различных языках, 935 изданий подаренных Высокопреосвященнейшим Амвросием и ученической библиотеки, насчитывающей 4764 книги.
alt 1867 года при Харьковской Духовной Семинарии выходят газета «Харьковские Епархиальные Ведомости» и богословско Ц философский журнал «Вера и Разум». Семинария, продолжая традиции Коллегиума, становится центром богословской мысли Слободской Украины. Воспитанники семинарии были организаторами и преподавателями множества учебных заведений Украины и России, становились видными богословами и преданными служителями Святой Православной Церкви. Надолго в историю вписаны их имена: протоиерей Николай Колчицкий, протоиерей Алексий Станиславский и другие. Особенно необходимо подчеркнуть различную просветительскую работу, которая проводилась выпускниками и воспитанниками семинарии в Слободском регионе. Эта деятельность повлияла на развития культурной жизни, сделала Слобожанщину одним из наиболее развитых регионов Украины. Состоявшаяся Февральская революция и Октябрьский переворот открыли новый, тяжелый этап в жизни Православия. Было закрыто множество храмов и церковных учебных заведений. В 1917 году, во время нелегкого архипастырского служения митрополита Антония (Алексея Павловича Храповицкого), была закрыта и Харьковская Духовная Семинария на Слобожанщине.
alt осле более чем семидесятилетнего атеистического истребления всего святого на Слобожанской земле с целью вырвать из сердец народа веру Православную, трудами Митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима возрождается духовное образование на Харьковщине . Так 18 сентября 1993 года Владыка Никодим рапортом № 628 информирует Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира об открытии в Харькове двухгодичного Духовного Училища, которое было утверждено Священным Синодом Украинской Православной Церкви 19 октября 1993 года. Это стало первым шагом на пути возрождения духовных традиций просвещения на Слободской Украине. 12 сентября 1996 года Харьковское Духовное Училище получило статус Семинарии. Высокопреосвященнейший Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим в своей речи, произнесенной на открытии ХДС, сообщил «о великом Божием благоволении, свершившемся постановлением Священного Синода нашей Украинской Православной Церкви от 12 сентября 1996 года за № 36, о преобразовании нашего двухгодичного училища в Харьковскую духовную семинарию с четырехгодичным сроком обучения». Вознеся молитвы Пастыреначальнику Христу и Небесному покровителю святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, которому была препоручена вновь открывшаяся Духовная семинария, Владыка Никодим подчеркнул необходимость возвратить семинарии былую славу дореволюционных годов и определил главнейшую задачу обучения Ц «Привить учащимся любовь к Богооткровенной истине, дабы, став пастырями, они не отвлекали верующих бесплодной философией, а утверждали их дух и разум делами веры Ц стоять непоколебимо на страже истинности учения Евангелия Христова, твердо нести Крест Христов через ураганные бури соблазнов лжеучителей».
alt олгое время Харьковская Духовная Семинария размещалась в стенах воскресной школы при Свято-Петро-Павловском Храме города Харькова. А в 2000 Ц м году была переведена на территорию Свято-Покровского монастыря в здание ранее принадлежавшее военкомату и доставшееся Церкви в довольно плачевном состоянии. Благодаря трудам нынешнего ректора Семинарии, Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима за рекордно короткий срок Семинария из полуразрушенного строения действительно стала блистательным храмом науки. Однако Семинария Ц это не только здание. Это прекраснейший коллектив педагогов, возглавляемый ректором Ц Митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом и состоящий из инспектора Семинарии ( в настоящее время им является настоятель Свято-Петро-Павловского Храма прот. Валентин Ковальчук), секретаря педагогического совета (настоятель Свято-Александро-Невского Храма прот. Петр Козачков), помощников инспектора и виднейших священников Харьковской Епархии. По словам Владыки Ректора, очень хорошо, что в Семинарии преподают приходские священники, так как во время лекций они дают студентам не только теоретические знания, но и множество практических советов, которые впоследствии пригодятся ставшим на священный путь учащимся. Воспитанники Семинарии изучают не только катехизис, историю Ветхого и Нового Завета, Литургику, историю Православной Церкви, но и такие Богословские предметы, как догматическое, основное, сравнительное, нравственное, пастырское и практическое богословие. А также пять языков: украинский, славянский, латынь, греческий и английский.
alt еобходимо отметить, что Харьковская Духовная Семинария поддерживает связи, начавшиеся еще с дореволюционных времен, с Харьковским Национальным Университетом. Также, возобновляя и поддерживая традиции Семинарии и деятельности Харьковской Епархии, в 1994 году начала вновь выходить газета «Харьковские Епархиальные ведомости», а в 2000 году увидел свет первый номер возобновленного журнала «Вера и Разум». Первый выпуск в Семинарии состоялся 21 мая 1997 года. В этот день получили дипломы об окончании 26 человек и именно им, как и последующим выпускникам, была вручена вместе с дипломом «судьба спасения народа нашего Ц судьба священной истории Украинской Православной Церкви». Харьковская Духовная Семинария прошла сложный путь. Она с гордостью носила как статус коллегиума, так и статусы училища и семинарии. Вобрав в себя изначально черты одного из лучших учебных заведений не только Украины, но и России, Духовная Семинария никогда их не теряла и по праву достойна называться последовательницей и наследницей Харьковского Коллегиума. Дай Господь, чтобы любовь и стремление к образованию, сохраняющееся в воспитанниках Семинарии и поныне, возгревали в их сердцах Божественную Любовь и соделали их защитниками Православной веры на нашей Богом Благословенной Слобожанской земле.
 
 
 
Другие новости по теме:

  • Харьковская Духовная Семинария
  • 10 років Харківській Духовній семінарії
  • Харьковская духовная семинария приняла участие в межрегиональной выставке ...
  • Харьковская Духовная Семинария приняла участие в конференции молодых ученых
  • Харьковская Духовная Семинария была представлена на выставке «Освіта Слобо ...




  •  
      Просмотрено: 8924 раз Просмотров: 8924 автор: admin 23 ноября 2006 Напечатать Комментарии (1)