ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ОНУФРИЯ (ГАГАЛЮКА) Епархия, Святыни  
 

altВысокопреосвященнейший Онуфрий, Архиепископ Курский и Обоянский, в миру Антоний Максимович Гагалюк, родил­ся 2 апреля 1889 года в Лю­блинской губернии. Его роди­тель Максим был лесничий, мать Екатерина, - впослед­ствии монахиня Наталия, - домашняя хозяйка, в их семье было шестеро детей: 3 маль­чика и 3 девочки, вся их семья жила в небольшом деревян­ном домике на опушке леса вблизи города Ново-Александрия.  Однажды с отцом Антония случилось большое несчастье: как-то зимним вечером Мак­сим Гагалюк, обходя опушку леса, застал четырех крестьян, вырубавших деревья. Они набросились на лесничего и нанесли ему тяжкие раны в голову и руки. Максим едва дотащился до дома, где ему омыли раны и уложили в постель.

И в ту же ночь те же поруб­щики совершили второе зло­деяние: они подожгли дом лесничего со всех сторон и огонь стал быстро проби­ваться в комнату. Заметив огонь, мать бросилась спасать детей через выбитые окна. Дом сгорел, спасти не удалось ничего. К концу пожарища сбежавшиеся крестьяне по­везли на подводе раненого лесничего в городскую больницу, (где он вскоре умер), а матери с детьми предоставили приют в ближайшей деревне.

Вот здесь, в крестьянской хате, и случилось поистине великое событие, предопреде­лившее дальнейшую судьбу Антония, которому шел всего лишь пятый год. Сидевшая здесь, в хате мать, горько опла­кивала свою беду, и окружив­шие ее дети всячески уте­шали ее, а ее сын Антоний, взобравшись к матери на колени и обняв ее за шею, сказал: «Мама, ты не плачь, когда я буду епископом, - я возьму тебя к себе». Эти слова ошеломили его мать, которая в испуге спросила Антония: «что ты сказал, кто такой епископ, где ты слышал такое слово», и он вновь уверенно и серьезно повторил эти же слова.

После такой семейной тра­гедии, лишившись отца, Анто­ний Гагалюк по просьбе мате­ри был принят в сиротский приют в г. Люблине, куда поступила и его мать, в качес­тве повара. В приюте Анто­ний учился хорошо, там же окончил церковно-приходскую школу и был отправлен на средства приюта в г. Холм, в Холмское духовное учили­ще, которое окончил с отличи­ем и был принят в Холмскую духовную семинарию.

В год же окончания семи­нарии с Антонием Гагалюком случилось второе чудес­ное событие, указавшее ему дальнейший путь к служению Богу и Его Святой Православ­ной Церкви. За месяц до выпускных экзаменов Анто­ний Гагалюк заболел воспа­лением легких и был помещен в семинарскую больницу.

Болезнь протекала тяжело, в семинарии опасались за его жизнь и служили молебны о его исцелении. Впоследствии Антоний Гагалюк говорил своей матери: «Я находился в забытьи и передо мною появился чудесный старец, обросший большой бородой до ступней ног и седыми длин­ными волосами, закрывав­шими его голое тело до пят. Старец этот ласково посмотрел на меня и сказал: «Обещай послужить Церкви Христовой и Господу Богу, и будешь здоров». Слова эти посеяли во мне страх, и я воскликнул: «Обещаю». Старец удалился, и с того момента я начал поправляться. Всматриваясь затем в иконы угодников Божиих, я заметил черты явившегося мне старца в изо­бражении преподобного Ону­фрия Великого». Выпускные экзамены по окончании Ду­ховной Семинарии он выдер­жал с отличием, после чего успешно сдал вступительные экзамены в Петербургскую Духовную Академию.

При переходе же на 3-й курс Петербургской Духовной Академии Антоний Гагалюк был послан в Холмскую Русь, в Яблочинский Онуфриевский монастырь читать лек­ции по богословию на курсах, организованных для группы учителей, прибывших в мона­стырь. Выполнив задание, уже перед отъездом он вновь заболел воспалением легких, причем состояние его призна­валось врачами почти безна­дежным. И вот, как он потом писал матери, он лежал в келии в забытьи, как вдруг перед его очами предстал тот же старец, посетивший его в Холмской семинарии 3 года тому назад. Старец сурово посмотрел на него и с укориз­ной сказал: «Ты не выполнил своего обещания, сделай его теперь. Господь благослов­ляет». Открыв глаза, я увидел, что в келий служат молебен преподобному Онуфрию, чудо­творный образ которого стоял около моей кровати. Я просле­зился от умиления и заявил присутствующему тут же архимандриту Серафиму, что по приезде в Академию при­му иноческий постриг.

По возвращении в Акаде­мию студент Антоний Гагалюк 5 октября 1913 года был пострижен в монашество с именем Онуфрий, рукоположен в сан иеродиакона, а затем в сан иеромонаха, что совершил второй викарий Пе­тербургской епархии, епископ Ямбургский Анастасий Александров, ректор Академии.

В 1915 году по окончании Петроградской Духовной Ака­демии с ученой степенью кандидата Богословия иеромонах Онуфрий был назначен препо­давателем в Пастырско-Миссионерскую Семинарию при Григорие-Бизюковом мона­стыре Херсонской епархии. Тогда-то и началась пастырско-иноческая деятельность его на церковной ниве, продолжавшаяся 8 лет.

В тот период, в 1918-1919 гг. на Херсонщине, как и по всей Украине, разразилась гражданская война. Монастырь не раз подвергался налетам раз­личных банд, был разгромлен, многие монахи были убиты, это же угрожало и иеромо­наху Онуфрию, но крестьяне близлежащих сел отбили монахов у банд и увезли в г. Бориславль, где по просьбе соборных прихожан иеромо­нах Онуфрий был назначен настоятелем местного собора, а спустя некоторое время был возведен в сан архимандрита, епископом Елисаветградским Прокопием Титовым. Из г. Бориславля архимандрит Онуф­рий был переведен в г. Кри­вой Рог, той же епархии, на послушание настоятеля Нико­лаевской церкви.

В августе 1922 г. в г. Киеве состоялся Собор православ­ных епископов Украины, на котором архимандрит Онуф­рий был избран кандидатом во епископа для Одесско-Херсонской епархии.

Хиротония архимандрита Онуфрия Гагалюка в еписко­па Елисаветградского, викария Херсонской епархии, состоялась в Киево-Печерской Успенской Лавре 23 января 1923 г. Хи­ротонию совершили Митрополит Киевский и Галицкий Миха­ил Ермаков в сослужении ви­кария Киевской епархии епи­скопа Уманского Димитрия Вербицкого. Свою первую архиерейскую литургию епи­скоп Онуфрий совершил на следующий день в Успенском соборе г. Елисаветграда при громадном стечении моля­щихся. Но эта первая архие­рейская литургия епископа Онуфрия и была последней на данной кафедре. Через 6 дней после этого епископ Онуфрий был арестован и заключен в тюрьму, откуда был переведен в Одесскую тюрьму, где содержался в заключении 3 месяца.

Из Одесской тюрьмы епископ Онуфрий был переведен в Криворожскую, затем в Екатеринославскую, и наконец оказался в Харьковской тюрь­ме на положении ссыльного.

Находясь в ссылке в г. Харь­кове, Владыка Онуфрий, как епископ Елисаветградский, по поручению и благословению Святейшего Патриарха Тихона управлял на правах Епархи­ального епископа Одесско-Херсонской и своей Елисаветградской епархиями.

Находясь в Харькове, Вла­дыка Онуфрий заботится о чистоте православия в своих епархиях, как и по всей Укра­ине, ведет борьбу с обновлен­цами. Пишет разные статьи апологетического, поучитель­ного и исторического харак­тера, что вместе взятое соста­вило три машинописных тома, всего 1062 страницы.

В своих проповедях Влады­ка Онуфрий поучал людей быть всегда неизменно вер­ными и преданными чадами Святой Православной Церкви, за что по проискам врагов-обновленцев, был арестован в декабре 1926 г. в г.Харькове и отправлен в ссылку в с.Кудымар на Урале.

Епископ Онуфрий находил­ся в селе Кудымкар до октяб­ря 1928 г. В Кудымкаре ему было запрещено читать цер­ковные молитвы в храме во время богослужения и петь на клиросе. Тут все время он посвятил церковному писа­тельству. В октябре 1928 г. он был вновь арестован и отправ­лен в г. Тобольск, где содер­жался в тюрьме до января 1929 г.

В январе 1929 г. он был отправлен этапным поряд­ком в ссылку в г. Сургут, на реке Оби, где находился до сентября 1929 года.

В сентябре 1929 г. при пере­езде на пароходе в г. Тобольск, он был снят с парохода и направлен на жительство в глухое село Уват. В ноябре 1929 г. владыка Онуфрий по­лучил направление на свобод­ный переезд в г.Тобольск.

В Тобольске он был осво­божден из-под стражи и, про­жив некоторое время в этом городе, получил разрешение на выезд в г. Старый Оскол, ввиду его назначения Церковной властью на кафедру Старо-Оскольскую.

Прибыв в г. Старый Оскол, он вступил в управление Старо-Оскольской Право­славной епархией, получив разрешение от местной власти совершать богослужение толь­ко в одной церкви, а их было 6 городских и 7 церквей сло­бодских, вблизи самого го­рода.

По милости Божией, — в пределах его епархии прекратилась деятельность обнов­ленцев, а через три месяца со дня прибытия Владыки Ону­фрия в Ст. Оскол (декабрь 1929 г. — март 1930 г.) коли­чество действующих храмов епархии возросло до 161 и в них совершались благодарст­венные молебны Богу.

В марте 1933 года Владыка Онуфрий был вновь арестован и пробыл в заключении Старо-Оскольской тюрьмы 2 недели, после чего отправлен под конвоем в Воронежскую тюрьму, где просидел три с половиной месяца. В июне 1933 г. был освобожден и отправлен в г. Курск, и здесь был назначен епископом Курс­кой епархии, а уже в июле 1933 г. был возведен в сан архиепископа.

Условия жизни и деятель­ности архиепископа Онуфрия в г. Курске были аналогичны условиям в Ст. Осколе, те же ограничения в совершении Богослужения в православ­ных храмах. Ему был пред­ставлен для Богослужения только один храм, запрещен был выезд в районы епархии для посещения местных и сельских православных храмов.

На Курской кафедре он пробыл с июня 1933 г. по июнь 1935 г. В начале июля 1935 г. Владыка Онуфрий был арестован, заключен в тюрьму и 4 декабря того же года был осужден на 10 лет лишения свободы. Из Курской тюрьмы архи­епископ Онуфрий был переве­ден в Орловскую тюрьму, а оттуда в марте 1936 г. отправ­лен в арестантском вагоне на Дальний Восток для отбыва­ния «наказания».

После этого никаких извес­тий от Владыки Онуфрия не было, но поступило извещение о возвращении неврученной ему посылки от матери о том, что адресат в апреле 1938 г. отправлен в Благовещенскую тюрьму Хабаровского края.

Проходили годы, судьба Архиепископа Онуфрия оста­валась для всех неизвестной. В 1990 г. согласно ходатайства Митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима о реабилитации архиепископа Онуфрия Гагалюка прокуро­ром Хабаровского края от 20.03.90 г. сообщено, что Гагалюк Антон Максимович (светское имя Владыки Ону­фрия), «во исполнение судеб­ного приговора 1 июня 1938 года был расстрелян».

«Согласно дополнительных мер по восстановлению спра­ведливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30—40-х годов и на­чале 50-х годов, 16 марта 1990 года — архиепископ Онуфрий реабилитирован».

Шли дни и годы после ареста ревностного архипастыря-Христолюбца, но несмотря на неизвестность судьбы священномученика архиепископа Ону­фрия верующие Харьковщины, как и других областей, все это время с благоговением чтили память о любимом Вла­дыке, как о великом исповед­нике Православной веры и молитвеннике за нашу святую Церковь. Почти в каждом православном доме в уголке, где теплится лампада перед святыми иконами, наряду с ними чтится и фотография архиепископа Онуфрия. Это свидетельство всенародного признания и почитания его святости и о его небесном покровительстве.

В то же время, в день памяти преподобного Онуфрия , Великого, почти во всех храмах Харьковщины совершаются панахиды в память ревностного исповедника святого православия архиепископа Онуфрия, в чем выражается вера православных христиан в его молитвенное предстательство пред Богом. Подоб­ное молитвенное обращение к святителю Онуфрию особо проявляется верующими в наши тревожные дни, когда враждебные силы с новой Д яростью поднимают свои раз­рушительные силы против святого Православия — Еди­ной, Святой и Апостольской Церкви — Церкви Вселен­ской.

Так, пройдя через все зем­ные испытания, созданные постоянно борющимися про­тив Святой Церкви Христо­вой, священномученик Ону­фрий, своей непоколебимой верой, твердостью духа, сми­рением и терпением, пламен­ной любовию и молитвой к Богу, преодолел все козни духа злобы поднебесной, побе­дительно вошел в торжество Церкви Небесной; пренебрег суетное временное, — достиг Небесного — вечного.

В красоте своего подвига священномученик Онуфрий оставил для нас дивный образ верного воина Христова, дабы подражая таковому, мы ук­репляли свои немощные силы нести свой крест не в отчаянии, а в пламенной молитве за наш народ, за весь мир, сраспинались Христу с любо­вию. Ему же слава, честь и поклонение, со Отцем и Пре­святым Духом. Аминь!
 
 
 
Другие новости по теме:

  • СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ОНУФРИЙ (ГАГАЛЮК)
  • СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ОНУФРИЙ (ГАГАЛЮК) Память — 19 мая / 1 июня
  • Память новомучеников Слободского края
  • День тезоименитства епископа Изюмского Онуфрия
  • ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ОНУФРИЯ (ГАГАЛЮКА)




  •  
      Просмотрено: 7117 раз Просмотров: 7117 автор: admin 23 ноября 2006 Напечатать Комментарии (0)