Автор «Слова о полку Игореве» - женщина. Обзор СМИ  
 

Ищите женщину!

 

- Так кто же Автор по вашей версии?

 

- Автором "Слова о полку Игореве" исследователи предлагали считать кого-то из современных князей, бояр, дружинников, мудрых монахов-летописцев, вольных сказителей, которых во все времена было достаточно среди талантливого древнерусского народа, наконец, самого князя Игоря!.. Не ошибусь, если счет предполагаемых авторов идет уже на сотни. Пусть моя версия будет даже тысячной, но она в своем роде единственная. Я после долгих лет работы над этой великой тайной могу совершенно точно сказать: АВТОР - ЖЕНЩИНА! И попробую сейчас это доказать. Начну с главного. С любви. К князю Игорю. Эту любовь замечали многие исследователи, и она в какой-то мере смущала их, поскольку никак не могла быть объяснена. Представьте себе на мгновение, что такой вот чистой сестринской любовью одаривает неудачливого князя дружинник либо боярин,либо равный ему по званию. Не может того быть, и не было! В коротком интервью не вместить всех примеров этой щедрой женскою любви, буквально рассыпанных по всей поэме. Такая же любовь подарена и великому князю Святославу Всеволодовичу,одному из заглавных героев поэмы. Был он не шибко удачливым князем, но в"Слове" предстает как мудрый, добрый, заботливый отец, овеянный искренней женской любовью, только дочерней.

 

- Вам могу твозразить, что    великий    писатель-мужчина может написать и женскую любовь.

 

- Может. Но любовь, и не только к двум названным князьям, в Поэме не написана - она выражена. А вот выразить женскую любовь может только женщина. Когда-то, беседуя с Борисом Александровичем Рыбаковым, я сказал, что воспринимаю "Слово о полку Игореве" как плач. Он задумался и не отверг моего предположения. Русский национальный плач - самые древние и, увы,мало изученные до сих пор, шедевры устной литературы. "Слово" -первый письменный плач. И плачей таких необыкновенно много в поэме: плачут русские жены, потерявшие мужей; плачут "девы на брезе", плачут деревья, травы; плачет, наконец, и великий князь Святослав Всеволодович-"...тогда Великій Святославъ изрони злато слово, слезами смешено, ирече...". А возьмем хотя бы непревзойденный шедевр - "Плач Ярославны":"Полечю, рече, зегзицею по дунаеви; омочю бебрянъ рукавъ въ Каяле реце?,утру Князю кровавыя его раны на жестоцемъ его теле?...". Мог ли плачем выразить великую суть Поэмы мужчина? Плачи от древней Руси и до нынешних дней исполняли только женщины.

 

- Чтобы написатьлитературное произведение, она должна быть не только талантливой, но ивысокообразованной, а в те времена возможно было такое?

 

- Во-первых, женщины в Древней Руси были свободны и чтимы,не случайно же покровительницей     землирусской была Богородица. Во-вторых, они были образованны не в пример мужчинам.И происходило это вот откуда. Мальчика в княжеских семьях до 8 лет воспитывала и учила мать. Учила чтению, письму, счету, Божьему слову,   развивала, так сказать, интеллект. А для этого она должна сама быть образованной. А в 8 лет его отдавали "на мужскую половину", он проходил "постеги" - посвящение в князья,и "мужским" наукам, как-то: отвага, бесстрашие, умение управлять людьми, быть воином -наставлял его уже отец и ближние боевые его соратники -воеводы. Образование же девочки не прерывалось в 8 лет, а углублялось и расширялось. Где-то в этом возрасте ее уже сватали за суженого и часто забирали в семью будущего мужа, где еще несколько лет до свадьбы постигала она   все письменные науки. Занималась этим свекровь - "сведенная, породнённая кровь" (от древнерусского"свековаться" -"породниться") -опять женщина! Да и потом,обучая уже своих детей, женщина продолжала совершенствоваться в знаниях.Женская Русь поголовно была грамотной. Теперь это уже доказано, тому есть вещественные подтверждения - берестяные грамоты, веретенца, посуда, исписанные, и подчас очень талантливо,женской рукой.

 

Разгадываем ребус

 

- Кто она, этавеликая русская женщина, написавшая Поэму?

 

- В древние и средние века авторы часто засекречивали своеимя в конце произведения,    называя себя в третьем лице. В научном мире такое именуется "сфрагида". Есть она ив древнем тексте "Слова о полку Игореве": "...и ходына Святъславля, пестворца стараго времени, Ярославля Ольгова коганя хоти". Вэтой строке есть одно слово "ходына", которое сразу же обратило насебя мое внимание. В разное время разные исследователи реконструировали этусроку по-разному, но никто не обратил внимания на то, что "ходына" - "Святославля",то есть жена либо дочь князя Святослава. Она же еще и "пестворца стараго времени", что в современном звучании - "суть творящая старого времени" (пес -все богатство, материальное и духовное, которое имеет человек) - "летописец", "историк" (а не "песнетворец", как ошибочно пытаются нам" преподнести); но и она же "Ярославля Ольгова коганя хоти". Слово "коганя" всеми исследователями переводилось как обозначающее в тюркских языках"князь". Однако это славянское слово было известно на Руси с древнейших  времен и сохранилось в своем значении и доныне: "коганя" -"дитя". Слово "хоти" означает "любимая". Что же унас получается? Она еще и Ольги Ярославовой любимое дитя. Попробуем разгадать этот ребус. Есть ли в нашей национальной истории княжна или княгиня с именем Ходына Святославля? Увы, нет! Зато есть дочь Святослава Всеволодовича - да-да,того, который "обронил золотое слово, со слезою смешанное" и о котором с такой любовью повествует автор. Звали ее Болеслава. Болеславу в 1166году отец выдал замуж за сына Галицкого князя Ярослава, женой которого была Ольга, дочь Юрия Долгорукого, - Ольга Ярославля или Ярославова (жена) Ольга.Все в этом ребусе разгадано: есть конкретные исторические лица - Святослав Всеволодович - великий князь Киевский, Ярослав  - князь Галицкий, его жена -Ольга и ее любимое дитя - Болеслава.

 

- Почему же она называет себя "ходыной" и почему она "любимое дитя" Ольги,ведь она не была ее дочерью?

 

- И эта тайна вполне раскрываема. У Ольги, жены Галицкого князя Ярослава, было двое детей - сын Владимир и дочь Ефросинья. После женитьбы сына Владимира на Болеславе Ярослав выдал дочь Ефросинью (в "Слове"она Ярославна) за новгородсеверского князя Игоря (главного героя Поэмы). Ольга безумно любила своих детей и разлуку с младшей дочерью перенесла весьма тяжко.Но в ее семье появляется еще одно дитя - Болеслава, на которую и переносит всю свою нерастраченную материнскую любовь княгиня. Болеслава для нее "коганя хоти". Однако со временем Владимир, спутавшись с некоей поповной, навсегда отсылает от себя к отцу Болеславу. Женщина, при живом муже возвращенная в семью отца, на Руси называлась "ходыной".

 

- То есть, в переложении на современный язык ее подпись можно прочитать так: "отвергнутая жена, дочь Святославова, летописица старого времени,   Ольги Ярославовой любимое дитя"?

 

- Именно так. Есть один очень поразительный факт: сневесткой ушла и свекровь. И они не расставались друг с другом вплоть до смерти Ольги Юрьевны. Это не придуманная история, это исторический факт. И судьбу великой русской женщины, ее творчество можно проследить по тем же древнерусским летописям, что я и сделал.

 

Болеслава - племянница Игоря

 

- Кем же Болеслава приходилась Игорю Святославичу, герою "Слова"?

 

- Мне удалось по буковке, по черточке, помалу, почти незаметным фактам в русских летописях восстановить биографию княгини Болеславы- ходыны Святославовой. Об этом я расскажу в новой своей книге "Великая княгиня".   А сейчас - лишь пунктирно. Болеслава родилась в Новгороде Северском, вероятно, в году 1154-м.Семья ее отца тогда жила в семье Святослава Ольговича, у которого в том же Новгороде Северском родился в 1151 году сын Игорь. Не исключено, что трехлетний мальчик, кстати, дядя Болеславы, был одним из первых ее нянек. В русских семьях во все века мальчикам было интересно нянькаться с младшенькими, тем более девочками. Так что ранние детские годы Игорь и Болеслава проводят вместе. Он старший, он дядя, а посему в душе девочки с младенческих лет зарождается сестринская любовь к своему старшему покровителю. В 1164 году, владея Черниговом, умираетотец Игоря, Отец Болеславы в это время удельный князь Новгородсеверский, и ему после смерти дяди переходит во владение Чернигов. В это время девочке 10 лет, а ее "покровитель" - тринадцатилетний княжич. И снова они вместе,поскольку вдова Святослава Ольговича с сыновьями Игорем и Всеволодом (Всеволод- тоже герой "Слова о полку Игореве) живет там же. Думаю, что превосходная степень оценок курского князя Буй-тур Всеволода и тоже несомненная любовь к нему - оттуда, из черниговского детства Болеславы. Как удивительно переплетение„ судеб человеческих! Святослав Всеволодович отдает дочь свою за сына Ярослава Галицкого. Думаю, что одним из главных сватов на свадьбе у Болеславы,несомненно, был Игорь и, вероятно, именно здесь он знакомится со своей будущей женой Ефросиньей - в "Слове" Ярославной, и просит её руки. И князь Ярослав Галицкий отдает свою дочь замуж за Игоря. Теперь они связаны одной семьею.

Образ Ярославны один из самых женственных, самых лирических в мировой литературе. Она - еще один герой "Слова о полку Игореве" из юности нашего Автора. Ярославна живет в родном городе Болеславы - Новгороде Северском, Болеслава - в родном городе Ефросиньи -Галиче, Уже хорошо образованная девочка продолжила свое образование и получила, как бы сейчас сказали, европейское. К тому же уже с малышества в ней определился дар летописца. Несомненно, молодая галицкая княгиня вела свою семейную хронику. Во всяком случае, почерк ее свободно можно проследить от малых семейных драм и трагедий - к "Повести об убиении благоверного князя Андрея Боголюбского"- до "Слова о полку Игореве", да и после него - до начала нового гибельного для Руси XIII века. Исторический материал, собранный в течение,почитай, всей жизни, буквально распирает меня, и по завершении "Великого князя" я приступлю к "Великой княгине". Но сначала снова приеду на свою отчину - Черниговщину. Мечтаю пройти по Десне до Новгорода-Северского,пожить там. Уверен, что великий Автор "Слова" покоится в земле новгород-северской. Там - начало нового романа.

 

Ольга ГРИНЁВА

« Троїцький Вісник» , видання Чернігівської єпархії Української Православної Церкви, № 9, 29 жовтня 2008 р.

 
 
 
Другие новости по теме:

  • Слово о полку Игореве
  • Благоверный князь Петр и княгиня Феврония, Муромские чудотворцы
  • «Гражданский брак»
  • ЧУДО МАТЕРИНСКОЙ МОЛИТВЫ
  • «ВЕЛИЧАВАГО ДИАВОЛА ИЗ РУСИ ПРОГНАЛА ЕСИ»




  •  
      Просмотрено: 4302 раз Просмотров: 4302 автор: admin 14 ноября 2008 Напечатать Комментарии (0)