Не раз приходилось слышать из уст приснопоминаемого митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима о том, что епископ — это история Церкви. Епископ (от греч. επίσκοπος — блюститель) — высшая степень священноначалия в Церкви.Епископы — преемники апостолов, имеющие чрез чреду рукоположений благодатную связь с ними. Это архипастыри, первосвященники и высшие учители своих Церквей. По учению св. Иоанна Дамаскина им вручена Церковь.
Множество паломников побывало на Святой Горе Афон. Воспоминания об этих поездках, духовные впечатления о них содержатся во многих книгах, фото и кинодокументах. Но паломнический визит нашего Харьковского архипастыря владыки Онуфрия на Святую Гору Афон это уникальное событие. И в смысле духовных впечатлений, и в смысле отношения к этой поездке насельников тех афонских монастырей, в которых побывал владыка, и в смысле значения этого события для каждого священника и мирянина Харьковской епархии.
8 августа 2013 года на Святую Гору прибыла паломническая делегация Русской Православной Церкви, направленная решением Священного Синода для участия в торжествах по случаю престольного праздника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.
В ее составе — митрополит Томский и Асиновский Ростислав, глава делегации, архиепископ Харьковский и Богодуховский Онуфрий, епископ Борисовский Вениамин и сотрудник ОВЦС иеромонах Стефан (Игумнов). Вместе с ними на Святую Гору для участия в праздновании прибыл генеральный консул Российской Федерации в Салониках А. А. Попов.
Самолетом наша делегация прилетела в Фессалоники, где ее встретил священник Греческой Православной Церкви, поляк по национальности, отец Ярослав, который сопровождал делегацию по всему маршруту. Мы посетили собор в Фессалониках, в котором находятся мощи святого великомученика Димитрия Солунского Мироточивого. Это великолепный собор, который находится в центре города.
Первая пристань на Афоне, на которой мы сошли, была пристань Пантелеимоновского монастыря, где нас официально встречали как делегацию от Русской Православной Церкви. А в самом монастыре, нас торжественно встречал наместник монастыря схиархимандрит Иеремия и благочинный игумен Макарий.
В честь приезда был колокольный звон, раскачивали паникадила, храм был застелен коврами. Когда мы вошли в храм, у нас было неописуемое чувство. Это был главный храм, где находится честная глава великомученика Пантелеимона.
Преосвященный митрополит Ростислав поблагодарил братию за прием и передал теплые слова приветствия от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Был отслужен краткий молебен, в котором насельники монастыря приветствовали нашу делегацию, и подошли под благословение к владыкам. Нас разместили в монастырской гостинице, где было по-домашнему просто, уютно, красиво и гостеприимно. Затем нас пригласили на трапезу, которая организована по чину «Панагии». Все шли из храма с молебными песнопениями «Святый великомучениче Пантелеимоне, моли Бога о нас». Впереди — монах со свечой. Главный — митрополит, шел в мантии. Рядом с ним архиепископы. Потом — все монахи — по двое, священники и миряне. За трапезой не было никаких разговоров, никаких тостов, читалось житие святого великомученика Пантелеимона (2 дня подряд). После трапезы также торжественно все шли в храм, где митрополит разоблачился, снял мантию, и все разошлись на отдых. Паломников было много в этот день, около 400 человек.
На второй день для нашей делегации предоставили монастырский автобус. По дорогам на Афоне не каждая машина проедет. Поэтому автобус был военный, повышенной проходимости. Мы поехали в Андреевский скит. Около 40 минут езды по горам. Следует заметить, что в скиту наиболее тепло приняли и беседовали с нашим владыкой Онуфрием, как Харьковским архиепископом, который преподнес в дар икону святителя Афанасия с частицей мощей. Именно в этом, Андреевском скиту, подвизался святитель Афанасий — очень почитаемый святой не только в Андреевском скиту, но и по всему Афону. Многие афонские монахи уже приезжали в Харьков к мощам святителя Афанасия.
После очень теплого приема и скромной трапезы мы посетили «костницу», и храм, в котором приложились к стопе Андрея Первозванного. Все очень были рады посещению Харьковского архиепископа и такому дорогому подарку от него. Нас тепло проводили, подарив подарки архиереям.
Затем мы посетили монастырь Кутлумуш, ознакомились с ходом восстановительных работ в обители Старый Русик и поехали в Пантелеимоновский монастырь, так как в 17:00 там должна была начаться малая вечерня. Служба шла на два хора — русский и греческий, и была очень длинной, но и очень торжественной. Монахи Пантелеимонова монастыря благословили нашему владыке возглавить литию на Всенощном бдении. Втроем владыки выходили на полиелей (греч. πολυέλεος — многая милость, — торжественное песнопение утрени). После 6‑й песни канона читался акафист святому великомученику Пантелеимону. Всенощное бдение началось в 8 часов вечера и продолжалось приблизительно до 4‑х часов утра. В 6 часов утра началась божественная литургия, во время которой служили владыки нашей паломнической делегации. После литургии, которая закончилась в 10 часов утра, был совершен крестный ход, затем обед с чином «Панагии».
Следует сказать, что богослужения на Афоне очень продолжительные, в храме много паломников, высокая влажность, из-за которой все промокает насквозь и даже по стенам бегут ручейки. К тому же, во время паломничества было несколько бессонных ночей подряд. Но чувствовалась обильная помощь Божия, и владыка Онуфрий в бодром состоянии на обратном пути еще раз на прощание посетил святые места Горы Афон, в частности Ватопедский монастырь, где доложили наместнику монастыря архимандриту Ефрему о приезде Харьковского архипастыря. Ожидая приема у наместника, мы приложились к чудотворным иконам и к Поясу Богородицы. Во время очень теплого приема отец Ефрем молитвенно вспомнил покойного митрополита Никодима: «Он был очень ревностный и очень добрый».
Было заметно, что первый визит на Святую Гору Афон произвел на архиепископа Онуфрия сильное впечатление в духовном смысле. Нашему владыке был оказан особенно теплый прием, и как правящему архиерею Харьковской епархии, имеющей по молитвам святителя Афанасия и приснопоминаемого митрополита Никодима крепкие духовные связи с Афоном, и благодаря той легкости в общении, которой Господь одарил владыку Онуфрия.