О совершенстве духовной жизни Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 8 (243) август 2014
Брат спросил: «Что должно делать, чтобы возмочь непрестанно быть с Богом?»
Старец ответил: «Невозможно уму всегда быть с Единым Богом, если не стяжет он следующих трех добродетелей: любви, воздержания и молитвы. Любовь укрощает гнев; воздержание иссушает похоть, а молитва, отрешая ум от всех промышлений, нагим представляет его Самому Богу. Эти три добродетели совмещают в себе все правды и без них ум не может пребывать с Единым Богом».
Брат спросил: «Прошу тебя, отче, научи меня, как любовь укрощает гнев?»
Старец ответил: «Дело любви миловать ближнего и благодетельствовать ему, долготерпеть на нем и сносить все причиняемое им, как часто было говорено. Имея такие свойства, любовь естественно укрощает гнев в том, кто стяжал ее».
Брат сказал: «Не малы дела ее; но блажен тот, кто возмог стяжать ее. Я же, поистине, далек от нее. Однако ж, прошу тебя, отче, скажи мне, что значит — долготерперть?»
Старец ответил: «Быть тверду духом в несчастиях, сносить всякое зло и ждать конца искушению, не позволяя проторгаться гневу, или сказать неразумное слово, или заподозрить что, или подумать что неприличное благочестивому человеку, как говорит Писание: «до времени стерпит долготерпеливый и последи воздаст ему веселие; до времени скрыет словеса своя и устне верных исповедят разум его» (Сир. 1:23–24). Искренно отрекшийся мирских вещей и нелицемерно, из любви, служащий ближнему, скорее освобождается от всякой страсти и становится причастным Божественной любви и Божественного ведения».

Преподобный
Максим исповедник
Подробнее Просмотров: 121
 Преподобный Феодосий Великий Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 8 (243) август 2014

Преподобный Феодосий Великий(К 1485-летию со времени кончины)

Преподобный Феодосий Великий жил в V—VI вв. и был основоположником общежительных монастырей. Он родился в Каппадокии от благочестивых родителей. Обладая прекрасным голосом, он усердно трудился в церковном чтении и пении. Преподобный Феодосий горячо молился, чтобы Господь наставил его на путь спасения. В юные годы он посетил Святую Землю и виделся с преподобным Симеоном Столпником (†459; память 1 сентября), который благословил его и предсказал ему будущее пастырское служение. Стремясь к отшельнической жизни, святой Феодосий поселился в Палестине в пустынной пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться Родившемуся Спасителю мира. В ней он прожил 30 лет в великом воздержании и непрестанной молитве. К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством. Когда пещера уже не вмещала собравшихся иноков, преподобный Феодосий стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, преподобный пошел по пустыне. На одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь, или Лавру, по уставу святителя Василия Великого (†379; память 1 января). Скоро Лавра преподобного Феодосия сделалась знаменитой, и в ней собралось до 700 иноков. По завету преподобного Феодосия, Лавра выполняла служение ближним, оказывая помощь всем бедным и давая приют странникам.
Преподобный Феодосий был необыкновенно милостив. Однажды, когда в Палестине случился голод и к монастырю собралось множество людей, преподобный приказал всех пустить в ограду. Ученики смутились, зная, что монастырь не имеет возможности насытить всех пришедших. Но когда вошли в хлебопекарню, то увидели, что она, по молитвам аввы, наполнена хлебами. И такое чудо повторялось всякий раз, когда преподобный Феодосий хотел помочь бедствующим.
В монастыре преподобный устроил странноприимные дома, отдельные больницы для иноков и мирян, а также убежища для престарелых. Ввиду того, что в Лавре собрались люди из разных стран, преподобный устроил Богослужение на разных языках — греческом, грузинском и армянском. Для приобщения Святых Таин все собирались в большую церковь, где Богослужение совершалось на греческом языке.
Подробнее Просмотров: 85
 Несостоятельность атеизма Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 8 (243) август 2014
«Сказал безумец в сердце своем: нет Бога»
Пс. 12:1

Известный английский философ Ф. Бэкон говорит: «Поверхностная философия, — быть может, и склоняет несколько к атеизму, но более глубокое миросозерцание приводит к познанию Бога».
Действительно, стоит хоть несколько внимательно проанализировать положение неверия, и перед нами окажется призрачность атеизма.
Атеисты утверждают, что все необъятные миры, бесчисленные планеты, солнце, земля наша с ее природою и сам человек появились чисто случайно, благодаря нечаянному движению атомов материи, которая существовала вечно. Не чувствуете ли здесь, возлюбленные, насмешки над здравым человеческим разумом?! Как, неужели солнце, океан, планета, земля наша с ее красотою, разнообразием жизни и сам человек; с его стремлениями ко всему прекрасному и великому — имеют своим началом слепую, неодушевленную материю?..
Не так учит вера христианская. Весь грандиозный мир создан Всемогущим, Премудрым и вместе Всеблагим Богом Личным, Который всему дал свое назначение, указал предел, все направляет ко благу людей и к Своей ­славе.
Не правда ли, как это приемлемо для нашего разума, просто и величественно. «Безначальное, вечное бытие условных и изменчивых вещей, — замечает один православный богослов, — для разума человеческого несравненно менее понятно, нежели вечное бытие сверхъестественной и всемогущей творческой силы» (Липицкий).
Но к чему все в мире стремится? Каковы перспективы мировой жизни и человека? Все в мире движется, говорит атеизм, по раз введенным в природе законам, которых никто изменить не может, вся вселенная направляется к неведомым целям, постичь которых мы не в состоянии, а лишь преклоняемся пред этой силой… Какая жуткая, унылая, страшная картина! Все в мире идет куда-то, движется к роковым, слепым целям. Где гарантия, что эта слепая сила поведет нас к добру, а не ко злу, к счастью, а не к погибели. И что впереди видится?..
Совсем другую картину рисует нам христианская вера. Все в мире творится не случайно и не слепо, а по воле Личного Бога, не только Всемогущего и Премудрого Владыки, но и Любвеобильного Отца Небесного, Который так внимателен к созданным Им тварям, и особенно, к человеку, что заботится о полевых лилиях, не говоря уже о животных, а тем более о человеке, созданном по образу Божию и подобию.
Подробнее Просмотров: 91
 Обновить дух и очистить сердце Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 8 (243) август 2014
«Тело, будучи сложено из многих, и притом неодинаковых частей, которые и сами составлены из четырех стихий, когда занеможет, имеет нужду в разных врачевствах и притом составленных из разных трав. А душа, напротив, будучи невещественна, проста и несложна, когда занеможет, одно врачевство врачует ее — Дух Святой, благодать Господа Иисуса Христа»
(Преп.Симеон Новый Богослов).

Очень многим людям в церкви чего-нибудь да не хватает. Кому — современного русского языка, кому — вежливых старушек, кому — скамеечек, как у католиков, а кому — песен и плясок, как у протестантов. Мне тоже кое-чего в церкви не достает. Например, совместного молебна об избавлении от лишней собственности. Или об обретении сдерживающей дурные помыслы болезни. Интересно, много бы народу собралось?
Почему молитвы перед почитаемыми иконами обязательно должны решать какие-то наши проблемы? Здоровье, деньги, квартирный вопрос, семейное счастье. Почему почти никто не приходит в церковь попросить об избавлении от денег? Или о тяжких испытаниях? Или о лишении здоровья? Где золотые крестики на цепочках, оставленные прихожанами в знак благодарности Богородице за вовремя произошедший несчастный случай, положившей конец разгульной и бессмысленной жизни? Где благодарственные молитвы за незаконное увольнения с давно опостылевшей работы? Ведь только после этого можно понять, чего ты действительно хочешь и полностью обновить свою жизнь? А где «спасибо» за сгоревший дом? Ведь если бы не этот пожар, ты бы никогда не узнал, как много вокруг тебя хороших людей, готовых всегда прийти на помощь, и чем они отличаются от тех, которые с тобой лишь в радости, но не в горе.
Подробнее Просмотров: 105
 БОЛЕЗНИ ДУШИ ХХI ВЕКА Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 8 (243) август 2014

Вместо послесловия: существует ли «таблетка счастья»?

По данным Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году депрессия станет самым распространенным заболеванием в мире, а уже сейчас от нее страдает по меньшей мере каждый пятый житель планеты.
В многочисленных статьях в прессе психологи указывают на такие причины всплеска душевных заболеваний, как переутомление современного человека, вынужденного существовать в бешеном ритме, а также информационные травмы, вызванные обилием сваливающихся на индивида новых знаний, которые просто физически невозможно усвоить и сложить в единую картину. Часто говорится также о влиянии общества потребления, создающего у людей зависимость от постоянного приобретения новых благ, в которых они не испытывают реальной жизненной нужды, и о виртуализации жизни, обусловленной технологической легкостью и дешевизной доступа в Интернет и т. д.
Не отрицая серьезности перечисленных психологических угроз, мы не можем обойти стороной тот факт, что они спровоцировали рост «индустрии психологического здоровья», целью которой не всегда становится помощь страдающим людям. Любая индустрия нацелена на обеспечение собственной востребованности и прибыльности. Многочисленные психологические тренинги, духовные практики, книги, телепередачи и журналы с «простыми советами» по самосовершенствованию — в этом бизнесе уже много лет крутятся огромные деньги. Можем ли мы сказать, что человечество стало здоровее? Прогнозы ВОЗ да и личный опыт каждого из нас заставляют не спешить с выводами.
Подробнее Просмотров: 101
 Святой преподобномученик Афанасий Брестский Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 8 (243) август 2014

Святой преподобномученик Афанасий Брестский(К 365-летию обретения мощей)

Память 5/18 сентября
Господь многочисленными чудотворениями прославил Своего угодника. В 1856 г. помещик, возвращавшийся из-за границы, был вынужден остановиться в г. Бресте по причине неожиданной болезни своего десятилетнего сына. Мальчик был уже при смерти, и тогда отец попросил священника принести ковчежец с мощами преподобного мученика Афанасия. Умирающий ребенок прикоснулся к св. мощам и полностью исцелился.

Преподобномученик Афанасий родился около 1595–1600 гг. в небогатой православной семье. Ни о месте рождения, ни о мирском имени святого сведений не сохранилось; неизвестно также, было ли имя «Филиппович» его фамилией или отчеством. Вероятно, начальные знания Афанасий получил в одной из братских школ, где готовили высокообразованных людей, способных противостоять униатскому насилию и католическому прозелитизму. Но это не вполне его удовлетворяло, и он прошел обучение еще в Виленской иезуитской коллегии.
Службу свою в качестве домашнего наставника молодой ученый начал в домах православной и католической шляхты. Позже, положительно зарекомендовавшего себя богатыми знаниями юношу пригласил гетман Лев Сапега, канцлер Великого княжества Литовского и поручил ему воспитание некоего Дмитровича. Семь лет служил Афанасий «инспектором» лжецаревича, став таким образом невольным соучастником политической интриги против Московского Государя.
Подробнее Просмотров: 88
 В чем подвиг преподобного Серафима? ---
В чем подвиг преподобного Серафима?В чем же сила преподобного Серафима? В чем его подвиг? Он стремился к осуществлению заповеди Христовой: «Будьте совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть»; он трудился над тем, чтобы восстановить в себе первозданный образ человека, испорченный впоследствии грехом. Преподобный Серафим достиг своей цели: он победил грех и стал преподобным, сделался воистину подобием Божиим. Мы не можем видеть невидимого Бога. Но Господь нам дает видеть Себя в Своих подобиях, в Своих угодниках. И вот одним из таких подобий стал преподобный Серафим. В нем мы видим восстановленную человеческую природу, освобожденную от рабства греху.
Архиепископ Иоанн (Максимович)

Духовные советы преподобного Серафима Саровского

Во всех случаях всевозможно старайся сохранить мир душевный, не возмущаясь оскорблениями, и удерживай гнев внимательно, сохраняя ум и сердце от гневных движений. Гаси искру вначале.
Для, перенесения оскорблений должно привыкать к такому расположению духа, как если бы они до нас не касались. Такая привычка может доставить человеческому сердцу мир.  Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на сердце как бы накладывается камень.
Не уничижай никого, будь ласков ко всем, не оскверняй уст твоих словом злобы или ненависти. Для сохранения мира душевного остерегись осуждать других. Не осуждением, а молчанием сохраняется мир душевный. Тогда человек просвещается Божественными откровениями.
Среди людей в мире о духовных вещах говорить не должно, когда не примечается желания к слушанию.
Подробнее Просмотров: 87
 Духовное завещание митрополита Владимира Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 8 (243) август 2014
5 июля скончался Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
Чувствуя приближение момента встречи с Богом, Его Блаженство в течение определенного времени работал над духовным завещанием. При подготовке текста завещания использовались также и ранее озвученные обращения, речи, доклады на различных научных мероприятиях. Окончательная его редакция была им одобрена и подписана в октябре 2013 года. Блаженнейший Митрополит Владимир благословил Высокопреосвященнейшему митрополиту Переяслав‑Хмельницкому и Вишневскому Александру объявить это Завещание после своей кончины накануне избрания его преемника на кафедре Киевских митрополитов.

Митрополит Киевский и всея Украины Владимир

Мысли о будущем Украинской Православной Церкви

XX век стал для Православной Церкви в Украине эпохой испытаний. Это и физическое уничтожение духовенства, и голодомор 1932–1933 годов, и подневольная жизнь Церкви в атеистическом СССР, и церковные разделения во времена независимости… Большую часть исторических испытаний, которые выпали на долю православного украинского народа в прошлом веке, мы перенесли лично, на собственном опыте. Этим опытом, приобретенным в течение более чем 75 лет жизни в Церкви, хотелось бы поделиться с братьями-архиереями, народом Божиим и особенно с молодежью — с теми, от кого зависит будущее нашей Церкви.

Преодоление церковного разделения

Разделение Православия в Украине — трагедия для верующего украинского народа, один из главных вызовов не только для нашей Церкви, но и для полноты Вселенского Православия.
Разделения имеют сегодня место во многих Поместных Церквах. Но по сравнению с ними украинская проблема является особенно трудной, как по масштабу разделения (в Украине вне евхаристического общения со Вселенским Православием находится примерно треть исповедующих православную веру), так и по характеру структур, находящихся в разделении (непризнанные Вселенской Церковью, эти структуры признаются государством как правомочные религиозные организации).
Нравится нам это или нет, но мы должны признать: надежды многих, что автокефальное движение в Украине локализуется в западном регионе и со временем сойдет на нет, не оправдались. Изменились люди, множество наших соотечественников пришли к православной вере внутри этого движения. Изменилась и идеология автокефальных структур. Если в конце прошлого века руководство самопровозглашенного Киевского Патриархата публично заявляло о намерении присоединиться к непризнанным православным Церквам, создав таким образом «параллельное православие», то сегодня эта церковная община ориентирована на другой сценарий развития: получение канонического статуса путем вхождения в состав Константинопольского Патриархата, к которому с начала своего существования и до 1686 года принадлежала Киевская Митрополия. Нам известно, что такие переговоры хотя и с переменным успехом, но достаточно интенсивно продолжаются.
Подробнее Просмотров: 99
 Открытие нового 2014/2015 учебного года в Харьковской духовной семинарии Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 8 (243) август 2014
Открытие нового 2014/2015 учебного года в Харьковской духовной семинарии1 сентября, в понедельник 13‑й седмицы по Пятидесятнице, в храме в честь Озерянской иконы Божией Матери на территории Свято-Покровского монастыря города Харькова была совершена праздничная Божественная литургия, посвященная открытию нового 2014/2015 учебного года в Харьковской духовной семинарии.
Торжественное богослужение возглавил первый проректор протоиерей Валентин Ковальчук. За Литургией также молились преподаватели и студенты в священном сане, студенты иконописной школы и регентско-певческих курсов. Все воспитанники причастились Святых Христовых Таин.
Песнопения Божественной литургии исполнял хор ХДС под управлением протоиерея Федора Воскобойникова. По окончании богослужения был совершен молебен на начало учебного года с молитвами покровителю Харьковской духовной семинарии святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову.
После Литургии под председательством ректора ХДС Высокопреосвященнейшего митрополита Харьковского и Богодуховского Онуфрия в зале собраний архиерейской резиденции состоялся торжественный акт, посвященный началу нового учебного года.
Проректором по учебной части протоиереем Петром Козачковым была предоставлена информация о результатах вступительных экзаменов, объявлен список поступивших воспитанников, в заключение было зачитано приветственное слово по случаю начала учебного года председателя Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви преосвященного Климента, епископа Ирпенского.
Подробнее Просмотров: 89
 Благословение на начало учебного года курсантам университета Воздушных Сил им. И. Кожедуба Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 8 (243) август 2014
Благословение на начало учебного года курсантам университета Воздушных Сил им. И. Кожедуба31 августа, в Харьковском лесопарке на Мемориале Славы состоялись праздничные мероприятия по случаю сложения военной присяги курсантами-первокурсниками Харьковского университета Воздушных Сил им. Ивана Кожедуба.
По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Харьковского и Богодуховского Онуфрия настоятель храма в честь Софии Премудрости Божией г. Харькова протоиерей Андрей Павлюк преподал благословение и высказал слова доброго напутствия молодым защитникам Отечества.
В своем слове отец Андрей от имени управляющего Харьковской епархией митрополита Харьковского и Богодуховского Онуфрия поздравил профессорско-преподавательский состав университета с началом нового учебного года, пожелал им крепости, мудрости, терпения и Божьего благословения.
Обращаясь к первокурсникам и курсантам, отец Андрей поздравил их с принятием военной присяги.
«Уважаемый Андрей Николаевич!
Профессорско-преподавательский состав.
От имени Украинской Православной Церкви, управляющего Харьковской епархией митрополита Харьковского и Богодуховского Онуфрия и от себя лично хочу поздравить вас с началом нового учебного года и пожелать вам крепости, мудрости, терпения и Божьего благословения на новый учебный год.
Дорогие первокурсники, курсанты! Вас поздравляю с принятием военной присяги. Вы в своей жизни избрали великий, достойный и благородный путь. Сегодня вы принесли присягу. Это очень важный и ответственный момент в жизни каждого человека, который, когда-либо приносил присягу. Потому что эти слова, которые человек торжественно произносит и обещает, он должен исполнить. Вам сейчас, прежде всего необходимо добросовестно учиться, слушать ваших наставников, быть прилежными, чтобы достичь нужных результатов, и стать хорошими специалистами.
...
Подробнее Просмотров: 155
Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 192 Далее