РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ на русском языке Архиерей » Митрополит Никодим  
 
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
МИТРОПОЛИТА ХАРЬКОВСКОГО И БОГОДУХОВСКОГО НИКОДИМА,
СВЯЩЕННОАРХИМАНДРИТА СВЯТО-ПОКРОВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ г. ХАРЬКОВА
Боголюбивым пастырям, всечестному иночеству, преподавателям и воспитанникам Харьковской Духовной Семинарии и всем верным чадам Харьковской Епархии Украинской Православной Церкви

Возлюбленные о Господе пастыри !
Дорогие и близкие моему сердцу братья и сестры !


В эти святые рождественские дни мы вспоминаем величайшее событие в истории человечества - пришествие в мир Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. " Бог сый мира, Отец щедрот, великого совета Твоего Ангела, мир подавающа послал еси нам… ", - торжественно воспевает сегодня полнота Святой Православной Церкви (ирмос 5-й песни Рождественского канона). Бог Отец послал Единородного Сына Своего, " мир подавающа нам ", на землю, дабы примирить людей с Собою, соединить разъединенные силы человеческой души, дать людям мир и согласие. Созерцая великую тайну Боговоплощения и ликуя о избавлении человеков, Ангельские силы радостно воспели: " Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение " ( Лк.2,14 ).
С миром пришел Христос на землю, оставил его для нас ( Ин.14,27 ) и через Святых Апостолов, как Единый Многомилостивый, подал Вселенной. Мир Христов постигается через познание Бога и приобретение добродетелей, истребляющих внутреннюю борьбу страстей и не допускающих человеку быть в войне с самим собою. По слову Святителя Иоанна Златоуста, " Если кто не наслаждается таким миром, то, хотя бы отвне окружал его глубочайший мир, хотя бы никакой враг не нападал на него, он несчастнее всех во всей вселенной, на которых нападают враги… Кто же имеет этот мир, тот не боится не только врага и варвара, но и самого диавола, а посмеивается над всеми полчищами злых духов, бывает благодушнее всех людей, не обременяется бедностью, не изнуряется недугами и болезнями и не смущается никакими другими человеческими…бедствиями, потому что он имеет душу, способную перенести все это мужественно и весьма легко, душу крепкую и здравую… ". Истинный мир человек получает только в хранении своей совести, в единении с Богом, когда начинает, действительно, жить во Христе. Стяжав мир Христов, спасемся сами, и, по слову Преподобного Серафима Саровского, вокруг нас спасутся многие. Первым шагом к миру душевному является осознание своего падшего греховного состояния. Когда мы начинаем видеть свою безобразную душевную наготу, тогда Господь приближается к нам, Своей любящей душой очищает вертеп нашей души, какой бы убогий он ни был, исполняет нас Своим миром и Сам делает нас готовыми к тому, чтобы мы достойно приняли Его. Для этого Он воплотился и родился в Вифлеемской пещере, об этом Он молился и в Своей Первосвященнической молитве: " Да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут " (Ин. 17,21). Мир, дарованный нам через воплощение Бога Слова, стал откровением Божественной славы и всеспасительной благодати. Этот мир - утро всего человечества в невечернем дне Царствия Христова.
Возлюбленные отцы, братья и сестры ! Богослужебное последование праздника Рождества Христова возносит наш ум и сердце к высотам истинного Боговедения. В воплощении Второй Ипостаси Святой Троицы - Бога Слова Его Божество ничего не утратило из Своей высочайшей духовности, беспредельности и вечности, а человечество, неслитно и нераздельно соединившись с Божеством, восполнило свои недостатки ( 6-я песнь 1-го Рождественского канона ). Истинный Бог и Истинный Человек Господь Иисус Христос, по Своей воле родившись от Девы, прокладывает всем нам к небу удобную стезю ( ирмос 1-й песни 2-го канона ), по которой люди, поднимаясь посредством неустанного доброделания, приобщаются Божественной славе ( ирмос 5-й песни 2-го канона ). Через Боговоплощение происходит возвышение рода человеческого. Пришествие Христа во плоти разрушило силу человеконенавистника-диавола, восстановило союз с ангельским миром и вновь открыло дорогу к Небесному Отцу, от Которого происходит все творение ( 1-й тропарь 5-й песни 2-го канона ). Благодаря воплощению Христа все человечество возвратилось к истинному богопочитанию и через это объединилось и обрело примирение.
Действенность Боговоплощения зависела от " самоистощания " Сына Божия, взявшего на себя предел крайней нищеты - образ раба. " Уничижение, - говорит Святитель Иоанн Златоуст, - принято Им для того, чтобы снизойти к нашей немощи и чтобы наставлять людей не только словами, но и примером. Как исполненный мудрости учитель лепечет мвесте с лепечущими детьми и этот лепет служит знаком не неведения учителя, но заботливости его о детях, так точно и Христос служит людям: не по несовершенству Существа своего, но по снисхождению... ". Принятием на Себя " образа раба " ( Флп. 2,7 ) Всевышний залечил раны, нанесенные людям диавольскими стрелами ( ирмос 6-й песни 2-го канона ), и удалил смертоносный яд главы змия, разлагавший племена и народы ( 1-й тропарь 4-й песни 2-го канона ). Спаситель и Господь наш Иисус Христос стал источником внутреннего, духовного преобразования человека и нравственного освобождения от греховного плена. Иисусом Христом это достигнуто через жертвенный, искупительный подвиг, который начался с Его Воплощения и Рождения.
Воплощение и Рождество Христово, чествуемые сегодня, явили путь воссоздания человека. Царствующий над Небесами, будучи невещественным Словом, принимает твердость плоти, чтобы привлечь к себе обновленного человека и укрепить его качественно новым общением. Это общение осуществляется через бессеменное зачатие в Богоматири, Пречистой Невесте, Божественной Отроковице Бога Слова, Который сошел в Ее утробу , как роса не руно, как капли, каплющие на землю, и прошел через Нее, не нарушив печати девства.
Празднуемое ныне событие велико, и велика наша благодарная любовь к Его Совершителю, а особенно к Пречистой Деве Марии. Но сколько бы мы ни говорили и ни воспевали его, лучше всего стоять у Христовых яслей с глубоким молчанием и назидаться неповторимой картиной события Спасителева Рождества. Красноречиво об этом сказано в небольшом пятистишии церковного песнотворца Блаженного Кира, епископа Смирнского:
" Братия ! Молчанием почтим Рождество
Бога Спасителя нашего Иисуса Христа:
Он зачат в Святой Деве только
От слуха, Он - Слово. Ему слава во веки.
Аминь ".
Дорогие мои ! Воплотившийся Богочеловек Господь Иисус Христос явил нам любовь, любовь безмерную и непостижимую. Эта любовь - не чувство, не доброе отношение Божие к нам. Это - Сам Бог, пришедший в мир плотью Новорожденного Христа. Он создал мир, чтобы разделить с ним ту ликующую жизнь, которая называется любовью, и которая выходит за пределы всякого ограничения , всякого умаления.
Чем мы должны отозваться на эту всеобъемлющую Божию любовь ? В евангельском рассказе говорится о том, как волхвы пришли с Востока со своими дарами. И мы должны сейчас устремиться ко Христу из ночи, из тьмы собственной души. Из мрака злобы и греха пойдем к любви всепрощающей, исцеляющей. Из холода жизни пойдем к любви, которая может согреть душу и все в жизни изменить. Из серой скудости житейской пойдем к любви, потому что где есть любовь, там свет и радость, там нет великого и мелкого, но все велико, потому что все может стать знаком любви !
Волхвы принесли золото. В темных недрах заключена его сверкающая слава и нержавеющая чистота. В каждом из нас есть эта слава, которая рвется к свету, и нержавеющая чистота души, которая способна на великое. Золото, о котором здесь говорится, это преображенная земля. Откроем темные недра наших сердец, в которых таится сияние света и пойдем за Богомладенцем Христом !
Ладан принесли волхвы, который возносится и благоухает : принесем и мы нашу любовь, которая не только светом, не только нержавеющей своей чистотой сияет, славой блестит, но которая по всей земле распространяется как благоухание, лаской любовью и теплотой к нашим дальним и ближним.
Но и смирну принесли волхвы, как приносят мертвецу. Христос, бессмертный Бог, родился не для того, чтобы жить подобно нам, а для того, чтобы умереть подобно нам. Мы, возлюбленные мои, призваны жить нашей смертной жизнью для того, чтобы войти в Его бессмертную, торжествующую, ликующую вечность.
В святые рождественские дни мы обязаны с особенной силой осознать, что тысячи вокруг нас нуждаются в нашей любви и в нашем участии. Никто большей любви не имеет, как тот, кто свою жизнь отдаст за других. А отдать свою жизнь - это не значит обязательно умереть, а каждое мгновение жизни посвятить любви творческой, смелой, любви, которая дает, которая не защищает своего, не замыкается.
Возлюбленные отцы, братья и сестры ! От всей души поздравляю вас с праздником Рождества Христова, а также с наступившим новолетием благости Божией. Верю, что в наступившем году Господь, как всемилостивый и любящий Отец, преизобильно обогатит нашу родную Слобожанщину и наш боголюбивый народ радостями, духовными и житейскими дарами, сохранит всех нас в мире и добром здравии. Отдадим себя друг другу во взаимном служении до конца. И тогда весть о Родившемся сегодня Богмладенце Христе станет реальностью не только в нашей жизни, но в жизни миллионов людей засияет светом, теплом, радостью и обновлением всей жизни !

Христос рождается - славите!

Никодим,
милостью Божией
Митрополит Харьковский и Богодуховский,
Священноархимандрит Свято-Покровского
мужского монастыря
г. Харькова

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
2006/2007 г.
г. Харьков

 
 
 
Другие новости по теме:

  • РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
  • Рождественское послание Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженн ...
  • Поздравительное слово
  • Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилл ...
  • Рождественское Послание Митрополита Харьковского и Богодуховского Онуфрия, ...




  •  
      Просмотрено: 4412 раз Просмотров: 4412 автор: admin 11 января 2007 Напечатать Комментарии (0)