Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество».
Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением.
Господь Иисус Христос, достигнув по человеческому естеству, тридцати лет, всенародно вступил в свое открытое служение для искупления рода человеческого. Сын Божий крестился от Иоанна Предтечи. При этом было особое явление всех Трёх Лиц Божества: Бог Отец из отверстых Небес свидетельствовал о крещаемом Сыне, Сын Божий крестился, Дух Святой в виде голубя сошел на Сына, подтверждая, таким образом, Слово Отца, то есть, засвидетельствовал об Иисусе Христе, что Он не пророк подобный пророкам древности, не ангел, но единородный Сын Божий, сущий в лоне Отчем.
При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.
Христос Спаситель в Крещении дарует (водою) благодать «решительную душ и телес купно». Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело большое спасительное значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение.
Никогда воды Крещения не способны были бы очистить грехи человеческие, если бы они не были освящены прикосновением к телу Спасителя. Погрузившись в воду, Спаситель освятил воды бездны и ключи всех источников (святитель Амвросий Медиоланский). Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной.
По словам святителя Дмитрия Ростовского, Тайна Крещения есть дверь Божьей благодати. Даже Кровь Сына Божия не спасет нас, если не крестимся. Если же крестимся, получаем оставление грехов, становимся сообщниками заслуг Христа, Сына Божия, призванными ко всему закону христианскому, а особенно же к благоговейному Причащению Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина.
Никто не входит в Царство Небесное иначе, как только через Таинство Крещения (святитель Амвросий Медиоланский).
При крещении небо отверзается, и на каждого кто крещается, сходит Дух Святой. Во святом крещении Дух Святой соделывает нас не ангелами и архангелами, а возлюбленными сынами и дочерями Божиими.
С этого каждый из нас православных христиан должен сделать вывод: жить достойно сего высокого звания.
Настоятель храма Архангела Михаила
пос. Бабаи Игум. Богдан