«Если Бог будет низвергнут, то не будет различения добра и зла» Пресс-служба » Православана Харківщина » № 11-12 (122) ноябрь-декабрь 2012  
 
То, что еще вчера почиталось святым, непорочным, что защищалось всей мощью культуры, литературой, изобразительным искусством, поэзией, сегодня растаптывается, уничтожается, подвергается осмеянию, и грех выставляется как некая добродетель или, по крайней мере, как равная добродетели модель поведения. И этот поток, разрушительный поток, сметающий границы между добром и злом, приносится в каждый дом через средства массовой информации, и мы знаем, сколь опасно это движение к сердцу и уму людей.
Святейший Патриарх Кирилл в день памяти святителя Филарета Московского совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя…
2 декабря, в неделю 26‑ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, где находится рака с мощами святителя Филарета. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.
«В эту 26‑ю неделю по Пятидесятнице мы празднуем память святителя Филарета, митрополита Московского. Сегодня вы уже слышали о его замечательном жизненном пути, о его дарованиях, талантах и о тех многоразличных трудах, которые нес он во главе Церкви первенствующего града Москвы и как святитель земли Русской. Многие современники, преклоняя главу свою пред великими талантами и способностями святителя Филарета, называли его просветителем.
Как понимать это слово: «Просвещение»
«Слово «просвещение» по-русски пишется через «е» — от слова «свет». Но его можно было бы написать и через букву «я» — от слова «святость», потому что подлинное просвещение — это святость, это приобщение к добрым делам, это познание Божественных путей, это исполнение Духом Святым. И сегодня, вспоминая память святителя Филарета, его великую святительскую и Первосвятительскую деятельность, одновременно вдумываясь в слова — потрясающие слова апостола Павла, направленные к Ефесянам, — мы можем и для самих себя открыть нечто очень важное, что позволит нам всегда иметь разумение и силу оставаться сынами света, испытывать то, что благоугодно Богу, не участвовать в делах тьмы и исполняться Духом Святым».
Поясняя, что значат слова «свет» и «тьма» в библейском смысле, Патриарх Кирилл заметил: «Это некие видимые, понятные для человека образы, которыми обозначаются добро и зло. Свет — это добро, а тьма — это зло. Но это не только метафоры. Мы знаем, что в начале творения вселенной «создал Бог свет» (см.Быт. 1:3). Ничего не было — была тьма. Не было жизни, не существовало космоса, не существовало ничего — была тьма. И Бог создал свет. Ученые называют это мгновение Большим взрывом, появлением энергии. Мы в Церкви такими научными категориями не оперируем, хотя и знаем о них. Но свет — это действительно энергия, без которой не может существовать вселенная. А что же тогда тьма? Если свет — это жизнь, то тьма — это небытие, тьма там, где нет света. И если под образом света слово Божие говорит нам о добре, то под образом тьмы говорит о зле».
«Казалось бы, совершенно очевидные вещи: добро и зло. До недавнего времени ни у кого не возникало вопросов, что есть добро, а что — зло, потому что на протяжении тысячелетий люди хранили в своих сердцах то, что Бог им вложил — способность отличать добро от зла. Губительность, соблазнительность, опасность века сего заключается в том, что люди перестают различать добро и зло. Теперь появилось новое представление, что свободный человек сам определяет, что есть добро, а что — зло. Нет никакого объективного критерия, никакого объективного мерила добра и зла — основой, началом всему является человек. И мы видим, что происходит. То, что еще вчера почиталось святым, непорочным, что защищалось всей мощью культуры, литературой, изобразительным искусством, поэзией, сегодня растаптывается, уничтожается, подвергается осмеянию, и грех выставляется как некая добродетель или, по крайней мере, как равная добродетели модель поведения. И этот поток, разрушительный поток, сметающий границы между добром и злом, приносится в каждый дом через средства массовой информации, и мы знаем, сколь опасно это движение к сердцу и уму людей», — обратил внимание Его Святейшество.
Как же нам различить в наше смутное время, где добро, а где зло?
Отвечая на этот вопрос, Патриарх Кирилл напомнил слова апостола Павла: «Испытывайте, что благоугодно Богу». «Это ключевые слова, — подчеркнул Предстоятель. — Добро есть то, что благоугодно Богу. Бог и есть абсолютный, вечный и неизменный критерий истины, правды и различения добра и зла; и для того чтобы зло победило, нужно Бога низвергнуть. Уже столетиями, если не тысячелетиями, идет эта борьба с краеугольным камнем существования человеческой цивилизации. Если Бог будет низвергнут, то не будет различения добра и зла, и то, что вчера было злом, сегодня назовут добром. То, что вчера запрещалось человеческими законами, сегодня законами будет разрешаться и поощряться — только Бога нужно уничтожить».
«Ничто не может дать человеку реальную силу, как только Дух Святой. Мы знаем, как люди пытаются воодушевить себя весельем, алкоголем, наркотиками, богатством, наслаждением властью. Но все это так быстро проходит, а если не проходит, то разрушается и сокрушается вместе с человеческой личностью. А подлинное духовное творчество, всякое творчество, имеет в основе действие духа, даже если человек не до конца это понимает. И для того чтобы иметь энергию созидания, энергию добрых дел, энергию жизни в соответствии с Божиим законом, мы должны воодушевляться, исполняться Духом Святым. Без этого одухотворения Духом Святым мы будем неспособны испытывать, что благоугодно Богу. Мы будем не в состоянии не участвовать в бесплодных делах тьмы», — отметил Патриарх Кирилл.
«Святитель филарет, — сказал Предстоятель, — будучи просветителем, испытывал, что благоугодно Богу. «Он не участвовал в бесплодных делах тьмы — он исполнялся духом, он имел великую внутреннюю энергию, которая входит в человека через действие Святого Духа. Он не просто отличал добро от зла, но, как святитель Божий, он помогал людям видеть эти границы; более того, помогал воспитывать себя в добре и бороться со злом».

ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: ОТВЕТОМ НА ВЫЗОВЫ, ОБРАЩЕННЫЕ К ЦЕРКВИ, ДОЛЖНО СТАТЬ НАШЕ ЕЖЕДНЕВНОЕ ВОЗРАСТАНИЕ В ВЕРЕ

Ежедневное возрастание в вере и сохранение себя во внутренней чистоте и мире — самый сильный ответ на выпады против Церкви людям, которые не могут согласиться ни с Богом, ни с Его законом, — подчеркнул Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отвечая на вопросы телезрителей в авторской программе «Слово пастыря», которая вышла в эфир в субботу.
«Очень часто современные критические высказывания в адрес Церкви звучат так: «Я не против Бога — я против Церкви, то есть я против того, что Церковь говорит о Боге, против проповеди о Боге, против проповеди о Христе». И происходит это именно потому, что в этой проповеди, как и во времена Самого Господа и Спасителя, — вызов людям, которые не желают жить по Божиему закону. Все внутреннее состояние человека противоположно тому, что Бог сказал людям; противоположно не только доктрине — противоположно указаниям на то, как нужно строить свою жизнь», — сказал Патриарх Кирилл.
«Привык человек грешить, блудить, считает это нормой своей жизни, считает это важной частью своей жизни. Открывает Евангелие — а там слова, которые убийственны для человека, живущего именно так, а не иначе, если он серьезно захочет эти слова принять и им последовать. Именно эта внутренняя несовместимость и порождает такое неприятие. Состояние души есть непременное условие богопознания. «В злохудожную душу не входит премудрость и не обитает в теле, повинном греху» (Прем. 1:4). И если человек живет во власти греха, если он интеллектуально готов защищать такой образ жизни, а не другой, то он будет бороться с каждым, кто живет иначе и особенно с теми, кто проповедует иной образ жизни», — добавил Предстоятель.
«Наш ответ именно в том, чтобы возрастать в вере, чтобы религиозный образ жизни становился нашим образом жизни, чтобы мы никогда не теряли способность различать добро и зло в соответствии с тем, как мы научены Самим Господом и Спасителем. Наша задача заключается в развитии положительного свидетельства о Евангелии и словом, и делом», — отметил он.
«Не нужно на каждого огрызаться и с каждым спорить, хотя некоторые вызовы, обращаемые к Церкви, требуют ответа — с тем, чтобы не соблазнялись люди; и каждый христианин в меру своих сил обязан отвечать. Но не нужно сердце свое отдавать этой борьбе, нужно хранить себя во внутренней чистоте и духовном спокойствии. Святые отцы, полемизируя с язычниками или еретиками, сохраняли внутренний мир», — констатировал Патриарх Кирилл.
«Это внутреннее спокойствие в душе, в отношениях между христианами, спокойствие во внутренней жизни Церкви является самым сильным ответом. Не будем суетиться, не будем будоражить себя, но вместе с тем будем хранить бдительность и способность защитить слово Божие и Церковь. Самая главная задача заключается в том, чтобы нападки на Церковь не разрушали нашего внутреннего состояния и не помрачали нашего христианского образа жизни», — заключил Патриарх Кирилл.
По материалам пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси
1 декабря 2012 года
 
 
 
Другие новости по теме:

  • Патриарх Кирилл: Святые никому не помогают "автоматически"
  • Патриарх Кирилл: Нужно остановить скатывание человеческой семьи к краю без ...
  • В ЧЕМ СМЫСЛ НАШИХ СТРАДАНИЙ
  • Церковь всегда была первой целью для тех, кто стремился разрушить страну
  • Святейший Патриарх Кирилл: «Работа с молодежью — приоритетная задача Церкви ...




  •  
      Просмотрено: 921 раз Просмотров: 921 автор: and 26 февраля 2013 Напечатать Комментарии (0)