Почему страдают дети? Пресс-служба » Православана Харківщина » № 11-12 (122) ноябрь-декабрь 2012  
 
Всеведущий Господь изначально знает будущее: «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15, 18). Бог знает, но не предопределяет жизненный путь человека. Да и само понятие «судьба» буквально означает «суд Божий», а не окончательный, неизменный приговор. Бог, зная все наперед, не принуждает творить Его волю и не отнимает у нас свободу избирать зло или добро, найти свое место в жизни. Хотя болезнь и накладывает на человека определенную узду, но не препятствует ему покорять высокие рубежи и реализовать себя. По выражению Н. В. Гоголя, Бог «всеми бичами несчастий поражает человека, но не оставляет его до самого конца его жизни».

Многие гениальные люди страдали неизлечимыми недугами. Слабым здоровьем с детства отличался Людвиг ванн Бетховен. В середине жизни он полностью оглох. Тем не менее, это не помешало замечательному композитору до последних дней сочинять прекрасные музыкальные произведения. Франклин Делано Рузвельт, не имея возможности передвигаться самостоятельно, четырежды (!) избирался на пост Президента США. Выдающийся английский физик и космолог Стивен Хокинг — слепой, глухой и прикован к инвалидной коляске. Однако за свои открытия он удостоен Нобелевской премии.
Тяжелый психический недуг, помрачающий разум и волю, в определенной мере освобождает человека от нравственной ответственности за свои поступки. Людей, страдающих болезнью Альцгеймера, синдромом Дауна, олигофренией, аутизмом, шизофренией и другими наследственными заболеваниями, Бог не судит как психически здоровых. И что простится первым, то не простится вторым. Поэтому один из путей спасения души, который избирает Промысл Божий, — это врожденная патология мозга, ограничивающая или полностью лишающая дееспособности.
По милости Божьей, телесное или душевное увечье становится крестом, благодаря которому человек входит в Царство Небесное. «Телесное увечье может уцеломудрить душу, полагает старец Паисий Святогорец. — Те, кто родились калеками или стали калеками по вине других, или по своей собственной невнимательности, если не ропщут, но смиренно славят Бога и живут со Христом, будут причтены Богом к исповедникам».
Само по себе страдание не лишено смысла. Оно вызывает плодотворное, даже кардинально преобразующее духовное напряжение. Телесное страдание (в первую очередь тяжкое) зачастую разрушает былые извращенные представления о жизни и смерти, о ближних и дальних. Опасная болезнь, близость смерти — это нравственный экзамен. Он может заставить переосмыслить жизнь, осознать ограниченность, трагичность своего бытия и завершиться нравственным преображением. Православие учит, что болезнь — повод для самопроверки, интенсивной молитвы, углубления в себя, когда душа входит в качественно новое духовное состояние.
Болезнь закаляет душу верующего и очищает ее, как огонь золото. Например, преподобный Пимен Многоболезненный достиг спасения через безропотное перенесение недугов и благодарение за них. Он руководствовался словом Христа: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24, 13). За смиренное, стойкое, доблестное перенесение суровых болезней угодники Божии сподоблялись благодатных даров: чудотворений, исцелений, прозорливости и других.
Болезнь — это школа смирения, проходя которую, воочию видишь, «что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3, 17). Она освобождает нас от духовного обольщения и самодовольства, учит познавать Божию силу, совершаемую в немощи человеческой (см. 2 Кор. 12, 9). И подчас эта суровая школа начинается с раннего детства.
Апостол Иоанн Богослов повествует, что Христос, выйдя из Иерусалимского храма, «увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божий…» (Ин. 9, 1–3). Удивительным образом обетование Спасителя исполнилось на блаженной старице Матроне Московской. Она родилась слепой. Но вместо телесного зрения Господь, умудряющий слепых, отверз ее духовные очи. Она созерцала грядущее, словно настоящее, и немало людей привела к Богу. Дар прозрения позволил ей исполнить особую жизненную миссию, и врожденный физический недостаток послужил во славу Божию.
Часто дети своей болезнью принимают на себя подвиг мученичества ради помилования всего мира. Они несут крест вселенского значения. Бог не услаждается, не радуется их скорбям, но благодаря им взрослые еще имеют время на покаяние. К сожалению, из-за нераскаянности и самооправдания, из-за привычки не думать о своих грехах люди не чувствуют этого. Даже страдание невинного ребенка не всегда сокрушает и смиряет черствое, эгоистичное сердце.
Есть дети-посланники. Они — словно не от мира сего, отмечены печатью свыше. Своей краткой жизнью и скоропостижной смертью они свидетельствуют о Господе. Их присутствие учит терпению и вере, приближает к Богу. Своих избранников Он щедро наделяет благодатью. Глядя на фотографии таких малышей, видишь в их глазах, во всем облике неизъяснимую глубину, внутренний свет и душевный мир. В народе говорят: «У него лицо, как у ангела. Он долго жить не будет».
Есть еще несколько духовных причин болезни и кончины ребенка. Иногда Всевышний призывает его быть наследником Своего Царства и одновременно испытывает благочестие родителей. Такое испытание посылается только духовно зрелым и мужественным людям. Вспомним, как Господь повелел Аврааму принести для всесожжения возлюбленного сына своего Исаака. Очевидно, Библия повествует не о жестокости и деспотизме Бога, но о суровом духовном экзамене. Он ниспослан праведнику после того, как Промысл Божий много потрудился над его душой.
Зачастую дети оказываются заложниками беззаконий взрослых людей, прежде всего власть имущих. Все мы тесно вплетены в социально-экономические отношения общества и являемся членами единого общественного тела. Болезнь одного органа вызывает недомогание, а то и смерть целого организма. «Благословением праведных возвышается город, — наставляет царь Соломон, — а устами нечестивых разрушается» (Притч. 11, 11). За нераскаянность в половых извращениях Бог истребил всех обитателей Содома и Гоморры, кроме семьи праведного Лота (см. Быт. 19, 1–30). Таких примеров в истории человечества много.
Вразумлением и утешением скорбящим родителя пусть станет отрывок из письма преподобного Амвросия Оптинского. Он обратился к женщине, которая тяжело переживала болезнь своей дочери. «… Действительно, по-человечески нельзя не скорбеть матери, видя дочь свою малютку в таких страданиях… Несмотря на это, вы должны помнить, что вы — христианка, верующая в будущую жизнь и в будущее блаженное воздаяние не только за труды, но и за страдания произвольные и невольные. И потому не должны безрассудно малодушествовать и скорбеть паче меры, подобно язычникам или людям неверующим, которые не признают ни будущего вечного блаженства, ни будущего вечного мучения. Как ни велики невольные страдания дочери вашей, все-таки они не могут сравниться с произвольными страданиями мучеников. Если же равняются, то она и равное с ними получит блаженное состояние в райских селениях. Впрочем, не должно забывать и мудреного настоящего времени, в которое и малые дети получают душевное повреждение от того, что видят, и от того, что слышат; и потому требуется очищение, которое без страданий не бывает. Очищение душевное по большей части бывает чрез страдания телесные. Положим, что и не было никакого душевного повреждения. Но все-таки должно знать, что райское блаженство никому не дается без страданий. Посмотрите: и самые грудные младенцы без болезней ли и страданий переходят в будущую жизнь? …Как ни любите вы дочь свою, знайте, что более вас любит ее Всеблагий Бог наш, всяким образом промышляющий о спасении нашем. О любви Своей к каждому из верующих Сам Он свидетельствует в Писании, глаголя: «Аще и жена забудет чадо свое, Аз же не забуду тебе». Постарайтесь умерить скорбь вашу о болящей дочери, возвергая печаль сию на Господа: «Якоже бо хощет и благоизволит, тако и сотворит с нами по благости Своей».».

По материалам книг К. В. Зорина, бакалавра
религиоведения,
православного врача и
медицинского психолога
 
 
 
Другие новости по теме:

  • Христианство и жизнь
  • В ЧЕМ СМЫСЛ НАШИХ СТРАДАНИЙ
  • Уныние — шестая среди восьми губительных страстей, ведущих к духовной смерт ...
  • В чем суть православной веры?
  • ЛЕЧИМ С МОЛИТВОЙ




  •  
      Просмотрено: 1261 раз Просмотров: 1261 автор: and 4 марта 2013 Напечатать Комментарии (0)