Святые отцы о посте и молитве (20 июня – 11 июля Петров пост)
Возлюбленные братья и сестры! Господь наш Иисус Христос в обращении своем к апостолам не возмогшим изгнать беса из человека изрек наставление — «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф 17:21). Что имел ввиду Спаситель? Почему именно эти средства употребляются нами для победы над врагом рода человеческого? Ответ на этот вопрос дают нам наши Святые отцы, достигшие особых высот в Православной аскезе и постоянно упражнявшихся в молитвенном делании. Вот, что пишет о пользе поста преподобный Ефрем Сирин –«Царствие Божие близко теперь ко всякому, кто служит Богу в правде; потому что настали дни чистого поста для того, кто действительно в чистоте постится.Итак, возлюбленные, будем содержать пост сей с ревностию и с чистым сердцем; потому что он сладостен и приятен для провождающих дни сии свято. Сей святой пост употребим на брань с диаволом; потому что без поста и молитвы никто не может победить лукавого. Сей пост употребим, возлюбленные, чтобы просить и молить милосердия у Всеблагого и Милосердого, Который не отвергает просящего. Сей пост, возлюбленные, отверзает дверь небесную, потому что подъемлет нас с земли и возносит на высоту.» (Слово преподобного Ефрема Сирина о посте). Из вышеизложенного мы можем заметить, что для чистого поста и искренней молитвы, побеждающих лукавого, нам необходимы — служение Богу в правде и чистое сердце.
В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с людьми разных взглядов, разного вероисповедания, разного финансового уровня и каждый из них живет своими радостями и проблемами, своими взлетами и падениями и естественно — каждый человек имеет свое настроение и свой взгляд на день грядущий. И вот, когда приходит время поста или молитвы каждый православный христианин должен преисполниться любви и терпения к ближнему и Господу. Это и есть то чистое сердце и то служение Богу в правде — когда человек находится в смирении, по отношению к ближнему своему и не в чем не осуждая этого же ближнего (не смотря на его жизненную позицию и настроение) в сердце своем, в духе кротости и любви пребывает! Именно тогда пост и молитва будут насыщать душу верующего, а не тогда когда он хоть и будет строго поститься, соблюдая предписания Типикона, но душу свою держа в раздражении или даже гневе. Такой пост гневливца Богу не угоден, потому как это пост человека гордого, а как мы знаем «Бог противиться гордым» (). По этому поводу святитель Григорий Палама в 7‑й Омилии о посте пишет — «братие, во время поста и молитвы, молю, если что когда и действительно имели против кого-нибудь, простим и будем полны любви, более того — будем следящими друг за другом с целью побуждения к любви и добрым делам и говоря друг о друге хорошо, и в самих себе рассуждая и помышляя благая пред Богом и пред людьми, — дабы нам поститься похвальным и непорочным постом, и чтоб на основании его наши прошения были благоуслышаны Богом, так чтобы, по благодати, подобающим образом и Отцом Его именовать и возмочь со дерзновением говорить Ему: «Отче, остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф.6:12).»
Как видим святитель Григорий призывает нас к братолюбию и поддержке друг друга в добрых поступках во время поста и молитвенного делания. И как мы уже заметили, без этих дородетелей пост превращается в элементарную диету, а не подвиг помогающий очистить душу. Однако для правильного пощения мы должны помимо чистого сердца иметь и здравое рассуждение основываясь на аскетических опытах Святых отцев. Рассмотрим элементарный жизненный пример: Приходит время поста и человек, проводящий свое время в невоздержании решает поститься, да так чтоб все по правилам, чтоб ни йоты не нарушить, но мы все знаем, что подобное рвение явно не от смирения, а скорее от гордыни, чтобы все видели какой он праведный и восхваляли его. Такой пост конечно же Богу не угоден. Можно привести и другой пример, когда человек будучи физически болен или слаб также начинает ревностно поститься не давая себе послаблений не в чем, или когда родители заставляют поститься маленьких детей, чьи организмы требуют в достаточном количестве питательных веществ для роста и не получая их болеют. Такой пост имеет основой своей фанатизм и также ничего общего со спасением души не имеющий, потому как фанатизм — это вера без любви, а значит речь о чистоте сердца здесь также идти не может. «Если же кто установит себе определенную меру, сколько в день принимать скудной пищи, тот получает великую пользу. Однако же, относительно количества пищи, должно установить, сколько нужно для укрепление сил; таковой может совершить всякое духовное дело. Если же кто больше того постится, то в другое время предается покою. Умеренному подвигу нет цены. Ибо некоторые и великие отцы мерою принимали пищу и во всем имели меру — в подвигах, в потребностях телесных и в келейных принадлежностях, и все в свое время и каждую вещь употребляли по определенному умеренному уставу. Поэтому святые отцы не повелевают начинать поститься выше сил и себя приводить в ослабление. Возьми себе за правило кушать на всякий день, так можно тверже воздержаться; если же кто более постится, тот как удержится потом от пресыщения и объядения? Никак. Такое неумеренное начинание и происходит или от тщеславия, или от безрассудности; тогда как воздержание — одна из добродетелей, способствующая к обузданию плоти; алчба и жажда даны человеку на очищение тела, сохранение от скверных помышлений и блудной похоти; на каждой же день вкушать со скудостью бывает средством к совершенству, как говорят некоторые; и нисколько не унизится нравственно и не потерпит вреда душевного, кто вкушает на каждой день в определенной час; таковых похваляет святой Феодор Студитский в поучении на пяток первой седмицы Великого поста, где он приводит в подтверждение слова святых богоносных отцов и Самого Господа. Так и должно поступать нам». Так советует нам поститься преподобный Паисий Величковский и именно такое отношение к посту не подорвет наших телесных сил, а будет только служить духовным возрастанием, очищеним от страстей и укрощением гордыни. И так из всего этого можно сделать единственно правильный вывод основываясь на высказывании преподобного Паисия — Умеренный и разумный пост вместе с чистосердечной молитвой — основание и глава всем добродетелям. Аминь.
Иерей Илия Скиба настоятель храма Архангела Михаила село Волоховка.