По благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, отделом по работе с молодежью Харьковской епархии, совместно с Синодальным отделом УПЦ по делам пастырского окормления казачества Украины и духовно-физического воспитания молодежи, организована православная скаутская экспедиция «Лето Господне».Экспедиционная группа состоит из православных юношей от 14 до 17 лет, которыми совершается пеший поход из Свято-Покровского мужского монастыря г. Харькова в Свято-Успенскую Святогорскую обитель.
Начало похода было положено чином благословения в путешествие, который совершил руководитель учебно-методического сектора Синодального отдела УПЦ по делам пастырского окормления казачества Украины и духовно-физического воспитания молодежи, председатель отдела по работе с молодежью Харьковской епархии протоиерей Сергий Скубченко.
31 июля (по 30 августа) экспедиция начала свой путь по историческим местам и святыням Слободской земли.
1 августа в день празднования памяти преподобного Серафима Саровского, участники экспедиции пребывали на храмовом празднике в селе Генеевка Змиевского района. После посетили храм мученика Трифона в пгт. Комсомольское.
3 августа посетили Крестовоздвиженский храм в селе Лиман.
4 августа, храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Андреевка.
5 августа побывали в храме Рождества Пресвятой Богородице в поселке Лагеря Балаклеевского района. После побывали в Свято-Преображенском храме села Вербовка.
6 августа за Всенощным бдением молились в Крестовоздвиженском храме г. Изюма. На следующий день, приняв причастие за божественной литургией в Свято-Вознесенском соборе, участники экспедиции, приложившись к чудотворному образу Пресвятой Богородицы «Пещанская» и окунувшись в святом источнике, отправились в Святогорскую обитель.
Цель экспедиции заключается в возрождении традиций патриотического духовно-физического воспитания молодежи. В свою очередь важнейшей задачей отдела по работе с молодежью является популяризация православия в молодежной среде.
Привлекая молодежь к таким мероприятиям как походы и экспедиции, современные юноши не только приобщаются православной культуре, но и приобретают такие качества как мужество и ответственность перед обществом и собой.
К сожалению, вне Церкви, современные мальчишки вместо этих важных для развития личности ценностей, усваивают альтернативную парадигму воспитания, где вместо подлинных педагогов в роли воспитателя выступает современная массовая псевдо культура манипулирующая сознанием, а в результате и поведением ребенка. В итоге, подмена ценностей приводит к тому, что юноши, вместо того, что бы повзрослеть и стать настоящими мужчинами и отцами семейства, или продолжают вести себя как подростки, или же и вовсе не ощущают ответственности ни перед обществом, ни перед своей семьей, выбирая скорее сторону эмоций, нежели разума .
Сегодня главнейшими противниками педагогики выступают незанятость, безответственность и эгоизм, именно эти составляющие культивируют в современном подростке то состояние, которое оценивается ведущими педагогами и психологами как «бесцветная болезнь» или безразличие. Согласно высказыванию Новиковой М., «пустыня» тоски – сигнал исчерпания своих сил» .
Подобный кризис характерен тем, – указывает митрополит Минский и Слуцкий Филарет, – что мужчины и женщины, взрослые и дети не знают, как можно жертвенно общаться друг с другом. Они становятся неспособными бескорыстно нуждаться друг в друге. Им неизвестно, по каким признакам следует искать родственного человека, чтобы искренне любить его. В основании всех личностных кризисов лежит его духовное одиночество. Именно из этой сердечной пустоты происходят болезненные отклонения в человеческой психике» .
«Но что же мы понимаем под христианскими ценностями и в чем эти ценности не совпадают с так называемыми «общечеловеческими», составляющими основу секулярного гуманизма? – говорит митрополит Илларион (Алфеев), – прежде всего, здесь следует сказать о том, что верховной и абсолютной ценностью в христианстве, главным критерием истины является единый Бог, явивший Себя миру в Лице Иисуса Христа. Именно Бог воспринимается христианами как источник правовых и общественных норм, а заповеди Христа – как непреложный нравственный закон. Христианская школа ценностей теоцентрична и христоцентрична. Секулярный гуманизм, напротив, антропоцентричен, ибо воспринимает человека как «меру всех вещей», как абсолютную ценность и мерило истины» .
Таким образом, учреждение экспедиции это практическая реализация теоретических основ православной педагогики. Ребята на деле имеют православное братское общение, заключающееся в помощи и поддержке друг друга в нелегких условиях похода, ведь известно, что в тяготах зарождается истинная и неподдельная дружба, а если эта дружба освещена светом Христовой любви, то она может служить примером и для других. Дай Бог, чтобы подобные тенденции все более развивались в жизни Православной Церкви для того, что бы молодежь находила себя не в праздном времяпрепровождении, а различных мероприятиях учреждаемых Православной Церковью которые способны были бы поднят на себя воспитательные функции во время досуга.
Прот. С. Скубченко.