О чем кино? Православана Харківщина, №8 (109) август 2011  
 
Есть на первом национальном канале телевидения передача «Возвращение кино?», где предлагается просмотр фильма, а по окончании происходит обсуждение сюжетной темы. Фильмы не простые, а затрагивающие кричащие морально-этические проблемы общества.

Посмотрела фильм «Возвращение» эстонской киноиндустрии о насилии и жестокости молодого поколения. Почему-то сразу вспомнился советский фильм «Чучело» Романа Быкова — они похожи. Не знаю, как советский, а фильм «Возвращение» основан на реальных событиях. Его нельзя было смотреть без слез, поверьте мне — это не старческая сентиментальность, это плач души и как бы взгляд со стороны на общество, в котором мы живем, на подрастающее поколение, которое придет нам на смену.
Вкратце расскажу содержание. В старшем классе школы образовалась группа негативной направленности, возглавляемая псевдолидером. Мальчики-подростки, с молчаливого согласия девочек, применяли насилие к однокласснику более «низкого сословия». Сначала применялась словесная агрессия, затем — физическая, на которую не мог ответить неуверенный в себе, слабохарактерный мальчик. Со всего класса на его защиту стал только один человек, вдумайтесь — только один пожалел другого, переосмыслив действие негативного поступка. Группа не осталась в долгу и совершила над ними обоими сексуальное насилие. В ответ, оба пострадавших расстреляли почти весь класс из боевого оружия. После этого решение лишить себя жизни. В итоге, тот, кто был слабее, убил себя сразу, а другой — заступник не смог этого сделать.
С нетерпением ждала обсуждения фильма. Хотела поскорее услышать профессиональный ответ педагогов, психологов, родителей и самих школьников о причинах жестокости и агрессии, побудивших подростов на такие действия. Но только в конце передачи услышала то, о чем подумала сразу после просмотра фильма: социально-нравственный кризис, бездуховность воспитания, вследствие пропаганда зла, насилия, агрессии с экранов телевизоров, специальных сайтов, в которых появляются сцены насилия в школах, в подъездах, на улицах, снятые на мобильные телефоны самими агрессорами. А также равнодушие учителей к тому, что происходит с детьми после занятий. Когда-то я услышала такие слова: «Учителя не последние люди на земле». А ведь так и было раньше. К учителю шли не только получать ответ на интересующий вопрос относительно образования, но и за житейским советом по тому или иному вопросу. Почему сегодня многие учителя отстранились от всего этого? Некоторые скажут: «Учителя не психологи, да и зарплата у них маленькая». Но я никогда не поверю, что учитель по-призванию меряет свое отношение к детям деньгами, хотя это не маловажное дело. Учитель должен жить достойно, но оно не главное в такой профессии. Я далека от мысли, что всю ответственность за воспитание детей нужно переложить на школу. Конечно, главным педагогом должна выступать семья. Но как быть, если семья не полная и мать проводит на работе большую половину дня, чтобы содержать семью и видит своего ребенка только три, четыре часа в сутки? А если семья неблагополучна, в которой отец — пьяница и дебошир? Что такие родители могут заложить в головы и души детей.
Я думаю, что подростковая психология особая и помочь разобраться в ней могут не только педагоги, социологи, психологи, но и Церковь. Потому что корни агрессии, насилия идут из презрения и неуважения одного человека к другому, а это уже духовный аспект проблемы. Если ребенка с раннего возраста приучают к Церкви, где ему дают знания о Боге, Его заповедях, со временем происходит в нем положительные изменения внутреннего духовного мира. Постепенно вырабатывается духовный стержень, который в дальнейшем не даст нарушить морально-этические нормы общежития.
Ребенок не наша собственность, хотя он от плоти и крови нашей. Это личность, у которой свое видение мира, свой взгляд на определенные вещи, согласно воспитанию и культуры, которую воспитывает ум и душа. Взгляд может быть и неправильным, потому что опыта жизненного маловато, но мы тогда зачем? Не запретительным же криком корректировать эти взгляды, а вести разговор, как с равным, любить его, стараться понять, относиться к нему честно. Ненавязчиво, с высоты своего житейского опыта, но в тоже время убедительно объяснять ребенку, что он думает или делает не так, что нельзя оскорблять, унижать достоинство другого человека. Только в таком случае может получится конструктивный диалог. Постепенно сотрутся в его голове те стереотипы, которые мешают правильно мыслить.
Животным повезло в этом плане больше, чем человеку, ведь у них на генном уровне есть внутренние табу, диктующие поведение и границы допустимого. Человек же обладает множеством степеней свободы и на него накладывают табу религия, мораль, нравственность, понятие греха. Мы знаем, что на таких табу держится любое общество, а бездуховное общество воспроизводит себе подобных. В основе морали всегда были табу, которые освящались религией, защищались законом. Ведь только не думающий вовсе не поймет, что свобода от нас самих грозит деградацией и, в конечном итоге, духовной гибелью. Да и какая свобода? Это не свобода, а вседозволенность, которая со временем переходит границы допустимого.
Таким образом, до тех пор, пока люди не поймут бесперспективность бездуховного развития общества, пока СМИ будут являться двигателями пороков, пока правительство, социологи, психологи не будут уделять должного внимания воспитанию подрастающего поколения — наше общество, в скором времени, может превратится в деградирующее сообщество людей, у которых напрочь будут отсутствовать национальное самосознание и утеряны нравственные идеалы. И это конец. Потому, что духовное вырождение является основной причиной демографической, социальной и экономической деградации.
Становится очень страшно, когда заглянуть в будущее можно увидеть, подобно М.Ю. Лермонтову следующее: «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно…»
В. А. Асаханова

От редакции.
Равнодушие ко своему спасению с одной стороны и бесовский соблазн на грех с другой стороны, приводит сегодня все больше и больше людей к такому печальному состоянию. Господь же сказал: «Что невозможно человеку, то возможно Богу». Предлагаем читателям присылать в редакцию свои мнения.
 
 
 
Другие новости по теме:

  • Что такое ювенальная юстиция?
  • Святейший Патриарх Кирилл: «Работа с молодежью — приоритетная задача Церкви ...
  • Взять на воспитание ребенка
  • Протоиерей Димитрий Смирнов: Раздать детдомовцев кому попало — не выход
  • И за что мне это все?!




  •  
      Просмотрено: 1521 раз Просмотров: 1521 автор: and 18 сентября 2011 Напечатать Комментарии (0)