«Православная культура Слобожанщины» пришла в школу Православана Харківщина, №9 (110) сентябрь 2011  
 
«Православная культура Слобожанщины» пришла в школуПо решению и по инициативе областного совета и облгосадминистрации с 1 сентября этого года в программу общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведений области вводится 18-часовой факультативный учебный курс «Православная культура Слобожанщины». Такое нововведение предусматривает Программа духовно-нравственного возрождения и сохранения исторической правды на 2010-2015 годы, утвержденная на сессии областного совета.

22 сентября в Актовом зале Харьковской духовной семинарии состоялось совещание директоров воскресных школ Харьковской епархии с участием секретаря епархиального управления протоиерея Михаила Кита, инспектора семинарии протоиерея Валентина Ковальчука, отцов-благочинных и настоятелей храмов, советника при губернаторе Харьковской области Левчука Виктора Георгиевича.

Первым к аудитории обратился секретарь Харьковского епархиального управления протоиерей Михаил Кит:

— Дорогие отцы, братья и сестры! Вы знаете, что сессией Областного Совета было принято решение о том, чтобы в наших общеобразовательных школах преподавался предмет «Православная культура Слобожанщины». Преподавание этого предметом должно быть противовесом всему разнообразию «христианских этик» и служить целенаправленному изучению православной традиции и православной культуры. Сейчас мы приступили к тому, чтобы этот предмет был введен во всех школах факультативно. Харьков и Слобожанщина в решении подобных вопросов часто были первыми, а затем этот опыт перенимали и другие регионы Украины.  Я думаю, что даст Бог, так будет и в этот раз. Я предоставляю слово советнику при харьковском губернаторе по делам образования Виктору Георгиевичу Левчуку, который расскажет нам, какую лепту Харьковская епархия может внести в это важное дело.

Виктор Георгиевич
Левчук:

— Дорогие честные отцы, уважаемое собрание! В прошлом году по решению областной администрации был проведен «пилотный» эксперимент в школах Харькова и области по преподаванию предмета «Православная культура Слобожанщины». По программе, согласованной с Харьковской епархией, была проведена подготовка около 600 учителей, и с 1 сентября в наших школах было начато преподавание этого предмета.  По моей просьбе владыка Онуфрий благословил провести настоящую встречу, поскольку дело это совместное, и отец Михаил справедливо сказал, что этот предмет должен стать противовесом различным псевдо христианским «культурам», противоречащим нашей исторической традиции. В связи с этим, Церковь и система образования должны вводить этот курс совместными усилиями. Процесс этот непростой. Как оказалось, не во всех школах с пониманием относятся к этому важному делу, несмотря на наличие соответствующих документов со стороны Управления образования Харьковской области.  В настоящий момент ситуация такова. С 1 сентября преподавание «Православной культуры Слобожанщины» началось в пятых классах 430-ти школ.  В 9-ти из этих школ продолжается эксперимент в шестых классах. Это порядка 70% школ, в которых имеются пятые классы.  В разных районах области ситуация выглядит по-разному.  В Балаклеевском районе дело обстоит неплохо.  В 30-ти школах идет преподавание этого предмета. В Богодуховском районе — в 23-х школах, в Волчанском — в 16-ти, в Изюмском — 17-ти школах, в Харьковском районе — в 42-х школах. В Дергачевском районе было подготовлено 23 преподавателя, а преподавание началось в 14-ти школах. В целом по области ситуация — нормальная.
К сожалению в городе Харькове ситуация намного хуже. Это и нежелание директоров, пассивная позиция родителей, либо влияние других псевдорелигиозных организаций.
Мне очень хотелось бы обратиться к вам с просьбой о помощи в вопросах организации и преподавания «Православной культуры».  Этот курс без аккуратной, деликатной помощи со стороны наших храмов и приходов, естественно, полноценных не будет.  Это понятно всем. И, хотелось бы, получить соответствующую поддержку от отцов-благочинных и от приходов Харьковской епархии.  Курс предполагает в 5-м классе ознакомление с основами Православной культуры.  Хотя это понятие достаточно широкое, но мы должны знать некоторые основные моменты для сотрудничества Церкви и школы.  Во первых, курс этот — светский.  Для того, чтобы, как в других областях, не возникла реакция противодействия со стороны других религиозных организаций. Курс соединяет в себе историю нашего Слобожанского края, историю от истоков Крещения до настоящего времени.  В курс входят такие понятия как, что такое православный храм, православная икона и музыка.  Естественно, преподаватель должен получить помощь и консультацию от тех, кто наиболее компетентен в этой области, т.е. от священника. Вместе с тем, мы не должны «наломать дров», оказывая какое-либо давление.
Многие не верили, что мы с 1-го сентября сможем выйти на такие показатели, учитывая многие аспекты и определенные политические силы, которые противодействовали введению этого курса. Тем не менее, руководство области приняло однозначное решение о том, что такому курсу быть. Владыка митрополит, еще при жизни, благословил введение этого курса.
Священники, преподаватели семинарии должны иметь возможность для постоянных консультаций, для того, чтобы с учениками прийти в храм и поговорить о его особенностях, об этике поведения в храме, чтобы сформировать устойчивое представление о Православной культуре.
В продолжение встречи, ее участники выступили с вопросами и предложениями.

Протоиерей Владимир Гордиевич — главный редактор газеты «Православная Харьковщина»:

— Я служу священников уже 30 лет, и знаю, что во многих школах имеется предвзятое отношение к священникам. И это очень полезное и нужное дело в некоторых школах воспринято с недоверием и отчужденностью.  Мне кажется, что необходимо в школах провести встречи священников с участием представителей районных отделов образования.  Чтобы было видно, что не сам священник «пробивает» эту стену отчужденности, но чтобы была видна и реакция местных властей.

В.Г.Левчук:

— Вы совершенно правы, отец Владимир. Когда мы проводили курсы подготовки к преподаванию «Православной культуры», у большинства учителей, прошедших на этих курсах подготовку, отношение к этому предметы было адекватное, и мы настраивали их на то, что они будут иметь возможность обратиться за помощью к священникам, а священники эту помощь окажут. На каждом приходе есть свой актив, есть преподаватели воскресных школ, которые могут пойти на контакт с администрацией и преподавателями школ, в которых изучается этот предмет, и совместными усилиями решать эту благородную задачу. А что касается совместных встреч директоров школ, священников и руководителей районных отделов образования, то я думаю, на уровне руководства города и области мы эти вопросы решим.

Протоиерей
Михаил Кит:

— То, что сделало руководство города и области в отношении преподавания «Православной культуры», это только подготовка почвы.  И, конечно, на этой почве будут еще сорняки.  Но, чтобы все нам преподнести на тарелочке — этого не будет.  Я хорошо знаю, сколько было преодолено препятствий, не только, чтобы принять это решение, но и чтобы ввести это решение в действие.  Поэтому, мы должны проникнуться сознанием, что каждый священник на своем приходе должен быть уже давно желанным в школе.  Почва подготовлена, не ждите.  Ни каких снисхождений со стороны епархии не будет.  Мы будем строго спрашивать с каждого священника, почему нет прогресса в преподавании этого предмета в школах на его приходе.  Священнику Богом поручен не только храм, но все жители населенного пункта, и судьба школы.  Вы посмотрите, как ведут себя секты.  Их не принимают через парадные двери, они идут с тыльной стороны или «лезут в окно».  А мы ждем, когда нас пригласят. Нам будет непростительно, если мы не используем эту уникальную возможность, когда нам дают «зеленый свет», чтобы прийти в школу с Православной верой, культурой и традициями.  Если мы не заполним сознание детей Православной верой и культурой, то его заполнят другие.  Но тогда нам нечего будет делать.  Нам надо дать понять в школах, что это не временное явление, это не реклама.  Нам приходилось не раз встречаться с руководством области и города, и удалось добиться понимания того, что это дело действительно жизненно необходимо.  Но, повторяю, священники на приходах не должны ждать, что кто-то за них все решит, и можно будет радостно смотреть, как дети толпами пойдут в храмы, а светские преподаватели будут формировать их православными людьми.

Священник о.Михаил Стадник, храм вмц. Екатерины, с.Екатериновка Сахновщанский р-н:

— С кем можно решать вопросы священнику, если он в школе встретить недоброжелательность или непонимание?

Протоиерей
Михаил Кит:

— Прежде, чем обращаться за помощью в вышестоящие организации, священник на месте должен проявить максимум пастырской мудрости и такта, чтобы доказать необходимость преподавания этого предмета.

В.Г. Левчук:

— Подавляющее большинство преподавателей у нас, в Харьковской области относится доброжелательно и Православной культуре и к Православной Церкви.  Обучение на курсах прошло 600 преподавателей, мы беседовали со всеми, и для них был аргументом опыт преподавателей, которые отработали этот курс без всякого административного давления и убедились в положительной реакции родителей и детей.  Но все-таки, при необходимости, есть возможность обратиться в Академию непрерывного образования к Татаринову Михаилу Викторовичу, по тел.: 050-400-45-87 и получить необходимую консультацию по всем вопросам, касающимся специфики ведения этого курса.

Руководитель Паломнического отдела Харьковской епархии протоиерей Александр Заика:

— Есть возможность проводить паломнические автобусные экскурсии для детей, обучающихся по предмету «Православная культура Слобожанщины», по храмам и монастырям Харьковской епархии.

В.Г. Левчук:

— Спасибо. В программу заложены часы для экскурсий по храмам и монастыря епархии. Но эти вопросы нужно решать конкретно вместе с преподавателями, священниками и родителями.

Благочинный VIII-го округа, настоятель Вознесенского храма пгт. Золочев, протоиерей Богдан Иванчук:

— Справа в тім, що в деяких школах вчаться діти, батьки яких є баптистами, чи членами інших сект. Як буди в таких випадках?

В.Г. Левчук:

— В этом курсе есть темы, связанные общехристианскими ценностями, этическими ценностями, отношения к родителям, к труду и т.п.  Были случаи, когда родители — баптисты или мусульмане, но они не возражали против преподавания этого курса, а просили включить их детей в рамки этого курса, хотя раньше отказывались.
В общем, встреча вызвала живой интерес со стороны священников, руководителей воскресных школ. Обсуждалось большое количество вопросов разного характера, что показало насколько жизненно необходимо преподавание в школах «Православной культуры». На этой «ниве» еще будет множество проблем и трудностей, но решать их придется общими усилиями, с Божией помощью.  И как здесь молитвенно не вспомнить новопреставленного высокопреосвященнейшего митрополита Никодима, во время архипастырского служения которого, в тех епархиях, которые ему Церковь поручала, во время атеистических гонений не было закрыто ни одного храма. Мы верим, что его архипастырским благословением это Божие дело будет жить.

«Православная культура Слобожанщины» пришла в школу


«Православная культура Слобожанщины» пришла в школу
 
 
 
Другие новости по теме:

  • Православную культуру — детям!
  • Когда православная культура придет в школу?
  • Алексий II призывает россиян не быть "иванами, не помнящими родства" в от ...
  • Богословско-Педагогические курсы
  • Россия. В Церкви обеспокоены навязыванием светских предметов в рамках курс ...




  •  
      Просмотрено: 4866 раз Просмотров: 4866 автор: and 17 октября 2011 Напечатать Комментарии (0)