Хлеба и зрелищ Православана Харківщина, №3 (116) март 2012  
 

К Евро 2012

…Да тихое и безмолвное
житие поживем во всяком
благочестии и чистоте.
(часть прошения сугубой ектении)


Веками св. Церковь молилась Господу этим прошением и была искренна в нём. Поэтому всегда в былые времена Церковь предостерегала своих чад от жизни шумной и суетной, пёстрой на события и лица, развлечения и увеселения. Ведь в них нет возможности человеку вести жизнь трезво и внимательно применительно к глубинным основам души, там где «Царство Божие внутрь вас есть».
Однако человечество стремительно обезбоживается. И т. к. речь ниже пойдёт о таком общественном явлении как футбол, то надо иметь в виду именно христианскую Европу. Именно она, просвещённая когда-то «светом Христовым», в результате многовековой религиозно-духовной деградации, явила миру этот новодревний феномен, хорошо известный уже в Римской цивилизации: « Хлеба и зрелищ». Когда дух в человеке почти мёртв, почти не дышит, пресеклась живоносная связь с Творцом и неоткуда черпать сил для возвышенно-радостного бытия, тогда одебелевшая плоть захватывает и внутреннюю сущность человека. Кожные, физические раздражители заполняют собой и ту область человеческого естества где им первоначально не было власти действовать. Вместо духа — плоть и человек вроде бы и живёт, однако «мёртвые хоронят своих мертвецов».
Итак, главный вывод сделан. Процветание в обществе такого явления, как футбол и ему подобных обусловлено глубочайшей духовной коррозией всего общества: отсутствие жажды познать Истину, уход от трагической действительности и полное погружение себя в дурную бесконечность, потеря личных аскетических усилий и вследствие всего этого «букета» — утрата Боговидения, заставляет общество и личность заполнять пустоту «храма Божия» никчемнейшими, трагически- бесполезнейшими переживаниями, убивающими остатки духа.
Теперь рассмотрим подробнее саму сущность обсуждаемого феномена. Каковы глубинные причины в жизни тех людей, которые выходят на зелёный газон и тех кто на них смотрит? Начнём с актёров. Чтобы им быть востребованными публикой требуется колоссальный физический тренаж, особый распорядок дня и режим питания. Элементы аскетики, сходные с наставлениями святых отцов Церкви, очевидны. Но во имя чего?! Чтобы быть первым, лучшим, самым быстрым, сильным и т. п. Чтобы толпа аплодировала тебе, восторженно ревела, носила футболки с твоим именем.. Можно ещё много описывать различные аспекты этого душевного недуга, в святоотеческой литературе страсти славолюбия уделяется немало внимания и способам борьбы с ней. Для нас важно отметить, что предмет изучения один (славолюбие), но отношение у св. отцов и футболистов диаметрально-противоположное: для первых это источник скверны, для вторых — источник вдохновения.
А что же зрители? Людей всегда привлекали зрелища противоборства, особенно когда сражаются «свои и чужие» и хорошо весьма, когда тебе при этом самому лично никто и ничто не угрожает. Это так захватывающе: смотреть как люди калечат друг друга, а твои кости при этом нисколько не трещат. Люди испытывают сложнейшие психологические переживания с быстро меняющимися векторами в зависимости от ситуации на поле: от восторга до ярости, от сочувствия до злорадства. Но негативных эмоций и чувств куда больше и когда они достигают критического уровня, меры безопасности не помогают: кости начинают трещать уже у зрителей. Последний инцидент происшедший на египетском стадионе без всяких сомнений показывает нам какого духа эта энергия: «он человекоубийца искони».
Это всё так. Но трудно себе представить, чтобы человечество вдруг одумалось, покаялось и стало бы впредь не возвращаться к своей блевотине. Футбол будет процветать, пока есть сытость и комфорт, пока есть много свободного времени от тяжкого кропотливого труда. Мы ведь «прогрессируем» именно в этом направлении «меньше усилий — больше наслаждений». И футбол прекрасно соответствует этим стандартам жизни. Европа давно уже научилась жить не внимая голосу духовных откровений (храмы сдаются под магазины, а стадионы великолепны). Как же быть верующим людям? Может уже не просить у Бога «тихого и безмолвного жития»? Ведь футбол любят почти все: от мала до велика, от президента до дворника.
Думаю, не стоит искушаться видимым господством зла. Стоять крепко, несокрушимо в молитвенном предстоянии ко Господу, ни лицемерить ни лукавить Ему, чтобы помиловал нас, смотрящих и играющих, и даровал нам «всякого благочестия и чистоты».
Подготовил иерей
Михаил Третьяк,
настоятель Свято-Серафима Саровского храма села Крестище Красноградского района 23.02.2012

 
 
 
Другие новости по теме:

  • Наша задача — предотвратить духовную катастрофу
  • Святейший Патриарх Кирилл. Поприще Великого Поста
  • В ЧЕМ СМЫСЛ НАШИХ СТРАДАНИЙ
  • Еще успеем? 33 причины не ходить в храм
  • Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий: «Церковь должна идти за Христ ...




  •  
      Просмотрено: 1451 раз Просмотров: 1451 автор: and 7 апреля 2012 Напечатать Комментарии (0)