26 декабря 2013 г состоялась одиннадцатая публичная лекция Эллино-византийского лектория при Свято-Пантелеимоновском храме «Уставная традиция богослужебного пения на примере византийской традиции».Лекцию провел кандидат искусствоведения, руководитель ансамбля древнецерковного пения «Сретение», регент хора Трехсвятительского храма г. Харькова, Сахно Игорь Леонидович.
Изучение Византийского наследия продолжается.
«Богослужение это проявление христианской жизни и стимул, чтобы жить» (Хуан Матеос).
Эта лекция вызвала большой интерес у многих людей, которые постоянно ходят в церковь и даже у тех, кто редко посещает храм.
В последнее время в обществе возник интерес к проблеме истории византийского искусства, истории литургического богословия, и многие узнали, что в последнее время выходят книги известных богословов Хуана Матеоса (1917–2003), Роберта Тафта (род. в 1932 году), Хью Уайбру — известного священнослужителя, который изучает вопросы евхаристического богослужения византийского обряда. Хью Уайбру в своей книге «Православная литургия», поместил предисловие митрополита Диоклийского Каллиста, который сказал: «Церковь — евхаристический организм, становящийся воистину самим собою только тогда, когда совершается божественная литургия».
И вот, в своей лекции докладчик поднял вопрос о многих интересных моментах создания богослужебного устава, начиная с периода жизни Романа Сладкопевца, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и других авторов, раскрывающих православное богословие в византийских традициях сакрального понимания богослужебного текста и сопровождая свою лекцию исполнением различных песнопений по традициям византийского периода.
Не случайно митрополит Каллист писал: «Византийцы говорили, что церковь во время богослужения — это «Земные Небеса», где живет и движется Небесный Бог». Игорь Леонидович Сахно и певцы ансамбля «Сретение» своим пением передали те необыкновенные ощущения, которые получали верующие V-VIII веков византийского периода.
Хотелось бы, чтобы верующие г. Харькова чаще посещали лекционный зал Свято-Пантелеимоновского храма и знакомились Византийский и древнерусским богословско-культурным наследием.
Архимандрит Владимир (Швец)
ВИЗАНТИЙСКОЕ ПЕНИЕ
(тезисы лекции)
1. Пение — чтение.
2. Самобытность певческого языка. Мелодия и исократима
3. Сирийское происхождение мелизматического типа пения.
— Христос Воскресе арабо-сирийская традиция
4. Авторы. Подобны. Роман Песнопевец.
— Древнейшие самоподобны «Дева днесь», гл. З и «Взбранной», гл. 8 (на греческом языке)
Осмогласие. Иоанн Дамаскин.
— Припев «Честнейшую» на все гласы византийской традиции (силлабический тип изложения, адаптация к церковнославянскому тексту).
6. Иоанн Кукузель. Калофония. Ладовые отклонения.
7. Три типа мелоса.
— Пс. 102 (афонская традиция в адаптации к ц.-с. тексту).
— Богородице Дево, гл. 5 (на греч. яз.).
— Фрагмент Причастна Пасхи (на греч. яз.).
8. Кратима.
— Фрагмент Херувимской 1 гласа с кратимой (на греч. яз.).
— Достойно есть, гл.5 (составление Николы Златарского)
9. Миф о турецком влиянии. Пение, архитектура (Синан и его ученики).
10. Многоголосие. Мануил Газис.
— Причастен Воскресный, 15 век.
11. Современные «шедевры» на 3/4.
12. Возрождение уставной традиции. Три учителя (архимандрит Хрисанф, Григорий Протопсалт, Хурмузий Георгиу (Книголюб)). 1814 г.
— реформа. «Метод» — «великое благодеяние для нации».