13 февраля Православная Церковь отмечала память новомучеников Российских, пострадавших в ХХ в.
На юбилейном Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году было причислено к лику святых новомучеников и исповедников очень большое количество русских людей. Возглавляют этот сонм Святейший патриарх Тихон и помазанник Божий на царство, император Николай II со своим семейством. Это были первые лица власти церковной и власти державной. А за ними пошли уже все остальные, кто до конца остался верным Истине, не принял ложь даже во имя спасения личной жизни. Этой Истиной является Сам Христос: «Аз есть путь и истина» (Ин., 14,6). Сегодня от нашего выбора зависит, что завтра будет с нашими детьми. Говорят, блаженная Ксения, проведшая многие дни своей жизни на Смоленском кладбище, часто ходила среди могил, повторяя странную фразу: «Кровь! Сколько крови!» Теперь нам понятен смысл этих слов. России предстояло умыться кровью, напиться крови, захлебнуться кровью в ходе революционного эксперимента, проведенного с планетарным размахом. Обычно о чем-то страшном, что пришлось пережить, люди говорят: «Это не должно повториться». Всматриваться в трагедии тяжело, разбираться в причинах и следствиях страшно. Лучше вот так, в порыве секундного ужаса, отвернуться от темы, тряхнуть головой, словно отгоняя страшное сновидение, и сказать: «Это не должно повториться». Должно или не должно, это не нам решать. Если у исторического явления есть глубокие причины и если причины эти не то что не устранены, но даже не осознаны, то явление просто обречено на повторение. Вернее, люди обречены на повторное переживание однажды разразившейся беды. Вывод простой: хочется или не хочется, нравится или не нравится, но всматриваться в собственные трагедии и анализировать их придется.
20 февраля 2011 года, в неделю о блудном сыне, предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы, братья и сестры! Всех вас поздравляю с воскресным днем — днем, который открывает еще одну седмицу, подготовительную к великому поприщу святой Четыредесятницы. Эту неделю Церковь называет неделей о блудном сыне, потому что, как вы знаете, именно сегодня читается притча из Евангелия от Луки о возвращении блудного сына в дом отца (Лк. 15:11-32). Слово «блуд», которым именуется грех плотской нечистоты, грех, разрушающий целомудрие человека, в славянском языке означает «заблуждение»; отсюда и «блудить», т.е. плутать, заблуждаться. «Блуд» и «заблуждение» — это слова одного корня. В результате заблуждения, потери жизненных ориентиров, разрушения системы нравственных ценностей человек начинает пренебрежительно относиться к своему телу и, вступая в нечистые отношения с другими, наносит своему телу мистический вред. В сегодняшнем отстраненном от веры в Бога общественном сознании утвердилось мнение, что никакого вреда для человеческого тела этот грех не приносит — за некоторыми исключениями, о которых все хорошо знают. Это неверно. Вред человеческому телу приносит не только физическая болезнь — вред человеческому телу приносит прикосновение к нему темной силы. А через блуд именно темная и злая сила прикасается к человеку, потому что человеческое тело призвано быть храмом, вместилищем Святого Духа (см. 1 Кор. 6:19). И как удивительно точно и сильно сказано обо всем этом в послании апостола Павла к Коринфянам, которое мы сегодня слышали! Человек повреждает себя блудной страстью и, в конце концов, становится неспособным войти в Царствие Божие, почему и говорит апостол: «блудники … Царствия Божиего не наследуют» (1 Кор. 6:9-10). Что же тогда означает в свете этих грозных слов удивительная притча о блудном сыне, который, получив наследство от отца, пошел на страну далече и там расточил с блудницами все, что ему досталось? И почему же отец не прогнал его, когда он, уже умирая от голода, решил вернуться в дом отчий? Ведь это так естественно, так по-человечески понятно: предал отца, предал семью, предал родных и близких, забрал деньги, ушел, расточил все в блуде — так, может быть, надо сурово наказать или вообще изгнать такого человека из общения? А отец принимает блудного сына, облачает его в лучшие одежды и на палец его возлагает перстень, и разбитые в кровь босые ноги омываются водой и облачаются в обувь, и закалывается телец упитанный, чтобы радость о возвращении блудного сына разделили другие... Совершенно очевидно, что отец, принявший блудного сына, — это Сам Бог.
Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим возглавил всенощное бдение в Свято-Благовещенском кафедральном соборе г. Харькова. За всенощным бдением у раки святителя Мелетия был отслужен акафист. По благословению митрополита Никодима Божественную литургию в Свято-Благовещенском соборе возглавил викарий Харьковской епархии архиепископ Изюмский Онуфрий. Архиепископу Онуфрию сослужило духовенство Харьковской епархии. После святого причастия архиепископ Онуфрий поздравил всех с духовным торжеством в честь молитвенника Слобожанской земли святителя Мелетия. От имени митрополита Никодима архиепископ Онуфрий пожелал всем помощи Божией в духовной жизни и в делах на благо народа.
23 февраля 2011 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима с 65-летием иерейской хиротонии.
Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Никодиму, митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Ваше Высокопреосвященство! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой — 65-летием иерейской хиротонии. Господь наградил Вас долголетием, многими способностями и дарованиями. Вы вносите свой вклад в развитие лучших традиций православной гимнографии. Как постоянный член Священного Синода Украинской Православной Церкви и председатель Комиссии по канонизации святых Вы многое делаете для того, чтобы жития прославляемых ныне новомучеников и исповедников, подвижников веры и благочестия стали общецерковным достоянием. Молитвами всех святых, в земле Слобожанской просиявших, да хранит Вас Господь в добром здравии на многая и благая лета.
С любовью во Христе Кирилл, патриарх Московский и всея Руси
23 февраля 2011 Высокопреосвящен- нейший митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим отметил 65-летие со дня своей хиротонии в сан иеромонаха епископом Буковинским и Черновицким Феодосием (Коверницким).
С почтенным юбилеем Высокопреосвященнейшего владыку Никодима поздравил викарий Харьковской епархии архиепископ Изюмский Онуфрий со священнослужителями – сотрудниками епархиального управления и братией Свято-Покровского монастыря. Обращаясь к митрополиту Никодиму, архиепископ Онуфрий пожелал ему многих лет в добром здравии, духовной крепости и неутомимом подвиге пастырского служения, к которому его 65 лет назад призвал Господь. В знак любви и на молитвенную память архиепископ Онуфрий преподнес владыке Никодиму размещенные в виде креста иконы.
На засіданні Священного Синоду Української Православної Церкви був розглянутий рапорт Високопреосвященнішого Никодима, митрополита Харківського і Богодухівського, з проханням направити запрошення Предстоятелю Руської Православної Церкви Його Святості, Святішому Патріарху Московському і всієї Русі Кирилу відвідати Харківську єпархію в неділю 3-тю по Пасці, з нагоди святкування 90-річчя з дня народження митрополита Харківського і Богодухівського Никодима. Священний Синод під головуванням Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Володимира ухвалив направити запрошення Святішому Патріарху Кирилу в Харківську єпархію в 3-тю неділю по Пасці.
Со 2 по 4 февраля 2011 года в Москве в кафедральном соборном храме Христа Спасителя прошел Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. В заключительном слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в частности, отметил: «Мы сегодня можем сказать, что документы, принятые Собором, в каком-то смысле уже апробированы церковным сознанием. Полагаю, что многие возникающие время от времени нестроения в церковной жизни появлялись, возможно, именно потому, что нам не хватало инструментов для преодоления этих трудностей. Сама соборная природа Церкви нам такие инструменты предоставляет. Создание Межсоборного присутствия, его работа в течение года и то, что в обсуждении материалов Присутствия приняли участие епархии, а в епархиях — священнослужители, богословы, миряне, а также любой желающий посредством Интернета, свидетельствует: сегодня, в непростое время, переживаемое Церковью, соборность, являющаяся неотъемлемой характеристикой церковного бытия, становится особо востребованной. Все, что мы делаем, — ради спасения людей. У Церкви нет другой цели, нет другого предназначения. Эта цель всегда должна быть в центре нашего внимания — все остальное вторично и является лишь инструментом продвижения этой главной и окончательной цели: к спасению людей, приведению их к жизни по Божиим заповедям». По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, в Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви принял участие викарий Харьковской епархии архиепископ Изюмский Онуфрий.