От редакции. Этот правдивый, простой, без литературной окраски рассказ Анны Власовны Онацкой напомнит читателям старшего поколения об их молодости и тех трудах и испытаниях какие им пришлось пережить. Молодым же будет полезно поучиться у старшего поколения проходить нынешние трудности житейского моря во имя славы Божией и спасение личной души.
Батюшке в тюрьму: «От Власа баса» Почти семьдесят лет село Станичное Ново‑Водолажского района жило без своего храма. Слава Богу, вот уже 12‑й год в новом храме снова совершаются Богослужения. Село Станичное издавна было центром для прилегающих к нему хуторов и селений. Была почта, магазины, больница с родильным отделением. И был храм с большой церковно-приходской школой. В начале тридцатых годов сожгли храм при богоборческой власти, и никто с вышестоящих властей не приезжал это делать, а свои это сделали, на праздник «Введения». И до сих пор, где стояла хата поджигателя, пустует земля. А его самого, после поджога храма, так скрючило, что долго не мог умереть и его отец на возку (такая тачка) кругом села возил, к каждой хате подвозил и он просил прощение. И только после этого Господь даровал ему смерть. Ну а священника отца Киприана забрали в тюрьму, ведь на втором этаже храма хранились колхозные семечки. Он так и не вернулся.
Леонид Пилипенко, корр. «Укринформа». Специально для газеты «Православна Харківщина» Фото: Андрей Авдеенко
Кажется, чудачества этой зимы были не властны над молодой силой роскошных цветков сирени в парке у древних стен Свято-Покровского мужского монастыря в Харькове. Тёплый свет светло-лиловых гроздьев как бы преобладал над белизной снегов, укутавших парк. На самом деле, чуда никакого здесь нет. Сирень создана кистью художника. А увидеть её можно было на художественной выставке под открытым небом, которая нашла постоянное пристанище в монастырском парке.
Местом для экспозиции стали аллеи под густыми кронами старых деревьев. В любую пору года здесь можно видеть художников, выставивших на суд ценителей живописи и людей, далёких от искусства, свои полотна. Картины необычайно разнообразны во всех отношениях. Всепобеждающий жизненный оптимизм, с которым молодые и маститые художники взирают на заповедные уголки Слобожанщины, красоты других краёв, притягивают на выставку людей. Так было и в суровом феврале, когда я писал эти заметки. — Почему живописцы стремятся выставить свои работы на аллеях, где не укрыться от капризов погоды? — спросил я у талантливого харьковского художника Александра Шемета. — А здесь всё просто, — ответил Александр. — Эти места святы для каждого харьковчанина. Они осияны светом монастырских храмов. Любая фальшь в творчестве будет сразу видна. Посетители выставки невольно сравнивают написанное а холсте с реальным миром. Так что, если автор найдёт признание на выставке у монастыря, можно считать, что он как творческая личность состоялся. И ещё. На выставке можно купить понравившееся полотно. И, когда посетитель уходит с твоей картиной, без всяких слов понятно — прекрасные порывы твоей души за живое задели этого человека.
АЛЕКСИЯ ВТОРОГО, БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО II ВСЕЯ РУСИ, МИТРОПОЛИТУ КИЕВСКОМУ II ВСЕЯ УКРАИНЫ, ПРЕДСТОЯТЕЛЮ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Мы, смиренный Алексий Второй, Божиею милостию Патриарх Московский и всея Руси, купно со всеми Преосвященными архиереями Русской Православной Церкви — Московского Патриархата, собравшимися на Архиерейский Собор 25–27 октября 1990 года в Свято-Даниловом монастыре в Богоспасаемом граде Москве, руководствуясь стремлением иметь благословенный мир, богозаветную любовь Христову и братское единение в общем делании на ниве Божией со всей Полнотой Украинской Православной Церкви, во внимание к желанию и ходатайству ее Преосвященных архипастырей, собравшихся 9 июля сего 1990 года в Богоспасаемом граде Киеве для обсуждения и решения вопросов их церковной жизни на началах независимости и самостоятельности, благословляем через настоящую Грамоту нашу силою Всесвятого и Животворящего Дvxa быть отныне Православной Украинской Церкви независимой и самостоятельной в своем управлении, а Вам, единогласно избранному 9 июля 1990 года епископатом Украинской Православной Церкви ее Предстоятелем. Мы уповаем, что Украинская Православная Церковь будет управляться согласно Божественным и священным канонам, и унаследованным от святых отцов обычаям Кафолической Православной Церкви, и определениям сего Архиерейского Собора. Мы единым сердцем и едиными устами молим Пастыреначальннка Господа о ниспослании небесной помощи и благословения Святой Православной Украинской Церкви. Украинская Православная Церковь, соединенная через нашу Русскую Православную Церковь с Единой Святой, Соборной и Апостольской Церковью, без соборного решения всей Православной Полноты да не изменяет у себя ничего, что касается догматов веры и святых канонов. Содетельная и Вседержительная Живоначальная Троица: Отец, Сын и Святый Дух, да укрепляет всегда Святую Православную Украинскую Церковь, да венчает ея славою и честию и да благословляет ея бытие на спасение благочестивой Полноты ея.
Подписано в граде Москве 1990 года, октября месяца, 27 дня Патриарх Московский и всея Руси
К Вам обращаются насельники Свято-Успенской Почаевской Лавры — святыни известной не только на Украине, но и за её пределами. Просим Вашей поддержки в связи с тем, что в последнее время раскольнические организации, самосвяты, греко-католики, латино-униаты и некоторые политические силы на Западной Украине организовали борьбу против канонической Украинской Православной Церкви в лице братии Свято-Успенской Почаевской Лавры. Дело в том, что 12 января 2012 года в Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект № 9690, который предусматривает возвращение зданий отобранных в период гонений на Церковь атеистической советской властью, в законную собственность Украинской Православной Церкви. Раскольнические организации объединили свои усилия, чтобы противостоять принятию этого законопроекта. Специально через СМИ распространяется заведомо недостоверная информация, что приводит к обострению межконфессиональных противостояний. Для этого они используют давно проверенный способ: национальные лозунги и игра на патриотических чувствах жителей Украины.
8 лютого Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Володимира у лікарні, де він проходить реабілітацію відвідав намісник Свято-Успенської Почаївської Лаври архієпископ Почаївський Володимир. На прохання Духовного собору Почаївської Лаври, Митрополит Володимир благословив звернутися до правлячих архієреїв Української Православної Церкви про збір підписів щодо повернення культових будівель монастиря Українській Православній Церкві. Нагадаємо, що у Верховній Раді України зареєстрований Законопроект № 9690 від 12 січня 2012 року, який передбачає повернення культових будівель Києво‑Печерської, Почаївської Свято-Успенської Лавр та Кременецького Богоявленського жіночого монастиря їх законному власнику — Українській Православній Церкві, забраних радянською державою і об›явлених її власністю.Цей законопроект викликав бурхливу реакцію інших релігійних конфесій та різних політичних сил на території Тернопільської області, які розгорнули компанію по блокуванню цього Закону. Заявляються вимоги про повернення Почаївської Лаври до складу Кременецького заповідника, з якого вона була виведена у 2003 році. Об›явлений збір підписів жителів Тернопільської області проти повернення лаврських споруд Православній Церкві. На Духовному соборі Почаївської Лаври було прийнято рішення звернутися до Предстоятеля Української Православної Церкви на захист монастиря.
У четвер, 9 лютого, Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Володимира у лікарні, де він на даний час проходить реабілітацію відвідав тимчасово керуючий Харківською єпархією архієпископ Ізюмський Онуфрій. Владика Онуфрій доповів Його Блаженству про стан справ у Харківській єпархії та побажав Предстоятелю найшвидшого одужання.
В рамках мероприятий, посвященных 20-летию Харьковского Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви, 26-27 апреля 2012 года в г. Харькове по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоится ІІ Всеукраинская научно-практическая конференция «ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУХОВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕРКВИ И ОБРАЗОВАНИЯ».
27–28 мая 1992 г. в г. Харькове по инициативе и под председательством приснопамятного митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима состоялся Архиерейский Собор УПЦ, утвердивший единство и каноничность УПЦ. Утверждение каноничности УПЦ явилось залогом сохранения традиционных морально-этических ценностей в контексте христианского учения о нравственности, доказавшего свою дееспособность на протяжении многих веков и особо требующего актуализации в условиях развития современного общества.
Архиепископ Онуфрий совершил богослужение в храме мученика Трифона пос. Комсомольское 14 февраля 2012 В день памяти мученика Трифона временно управляющий Харьковской епархией архиепископ Изюмский Онуфрий совершил Божественную литургию в Свято-Трифоновском храме пос. Комсомольское Змиевского р-на. Архипастырю сослужили настоятель храма протоиерей Николай Рынчак и духовенство Змиевского благочиния. На богослужении присутствовали глава Змиевской администрации Евгений Мураев, поселковый глава Степан Миндарь, верующие жители поселка Комсомольское. Высокопреосвященнейший архиепископ Онуфрий поздравил всех собравшихся с престольным праздником, пожелал Божией помощи в христианской жизни и преподал архипастырское благословение. После богослужения, по традиции, для всех желающих был организован праздничный обед.