Святитель Мелетий «Милостивый». 170-летию со дня преставления посвящается Пресс-служба » Православана Харківщина » №2 (91) февраль 2010  
 
Святитель Мелетий «Милостивый». 170-летию со дня преставления посвящаетсяКуделко Сергей Михайлович, профессор Харьковского национального университета, директор Центра краеведения:
— Тема нашей сегодняшней встречи будет посвящена святителю Мелетию, день памяти которого — 25 февраля. Как представитель светского образования, я должен сказать, что большая часть истории университета связана с церковной историей. У нас была кафедра богословия, истории Церкви, и многие выдающиеся представители Церкви работали в университете. Например, декан историко-филологического факультета Амфиан Степанович Лебедев. Это был выдающийся ученый и знаменитый богослов. Ему посвящена стипендия, которую получают лучшие студенты, которые писали работы на историко-православную тематику. И вот уже много лет, по благословению Владыки Никодима, такая стипендия выплачивается лучшим студентам. Есть в истории университета и много других славных имен.
Что касается короткого, но очень насыщенного святительства архиепископа Харьковского Мелетия, то нужно сказать, что в эти годы он часто бывал в университете. Все крупные события университета проходили при совместном участии светских и духовных властей. Многие харьковские владыки были избраны почетными докторами университета: например владыка Филарет (Гумилевский), Макарий (Булгаков); вплоть и до нашего времени, когда и Владыка Никодим был избран почетным доктором Харьковского университета. Был ли святитель Мелетий удостоен этого звания, сказать трудно, потому что архив сгорел во время Великой Отечественной войны, и университет не имеет архива до 1943 года. Но, по крайней мере, святитель Мелетий бывал в стенах университета, который находился в нескольких шагах от епархии, на улице Университетской, он служил в университетской церкви. И мы надеемся, что согласно нашему законодательству университетская церковь, которая сохранилась до нашего времени, будет возвращена нашей университетской общине, опекаемой ныне протоиереем Владимиром Швецом, который имеет духовное и светское образование, являясь выпускником исторического факультета.
Святитель Мелетий «Милостивый». 170-летию со дня преставления посвящаетсяХарьковскую епархию украшали много выдающихся личностей. Ряд из них был причислен к лику святых. И среди них звездой первой величины сверкает имя святителя Мелетия. Жизнь его была подвижнической не только потому, что он служил в Церкви, но и в том смысле, что ему пришлось служить на 3-х океанах. Он бывал на побережьях Арктического океана, Тихого океана (на Босфоре) и Северного Ледовитого океана, когда служил в Иркутской епархии. Огромные пространства света ему пришлось объ­ехать,
и всюду он оставлял о себе благодарную память. Его начали почитать святым еще при жизни. Кончину владыки от его канонизации отделяют почти полтораста лет. За это время он не только не был забыт, но люди постоянно шли к его усыпальнице, каждый получал то, что просил. То, что столько времени люди помнили о нем и продолжали к нему обращаться, о многом свидетельствует. Бывает, что государственных или общественных деятелей после их смерти люди забывают на второй день. Как свидетельствовала вдова одного большого чиновника, — после его смерти, на второй день, телефон в квартире замолчал. Много чудес было при усыпальнице святителя Мелетия. Она сначала находилась в Покровском соборе, потом, по благословению Патриарха Алексия-I, рака с мощами была перенесена в Благовещенский собор. Для нас особенно ценно, что акафист святителю написал владыка Никодим, наш митрополит, который очень много сделал, чтобы возродить память о святителе. Мне часто приходится бывать во многих местах Украины, но так, как возрождается Харьковская епархия, трудно найти еще такой пример. Обилие храмостроительства, возрождение старых храмов, и то, что мы избегаем всяческих расколов, — все это и многое другое благодаря Богом данному таланту объединять людей. В этом отношении нашей Харьковской земле очень везло.
Некролог на смерть святителя Мелетия написал основатель Харьковского университета Василий Назарович Каразин, который был верующим православным человеком. Некролог был коротким и емким. Как и святитель Мелетий обладал даром слова, был выдающимся проповедником, так и Каразин владел словом и писал очень хорошо. Речь у него была сочная, яркая, и он считал святителя Мелетия нашим Харьковским Златоустом. Таким образом, наши два выдающихся харьковчанина І половины XIX века — святитель Мелетий и Каразин, которым много обязан наш город, друг друга знали и ценили.
Святитель Мелетий «Милостивый». 170-летию со дня преставления посвящаетсяНельзя здесь не упомянуть об истоках университета. Создавался университет при очень теплых отношениях с первым епископом Харьковским — Христофором Сулемой. Церковь очень много сделала для Харьковского университета. Она дала и средства, и первых воспитанников. Одним указом был открыт и Харьковский и Казанский университеты. Но Казанский — на бумаге, а Харьковский — в действительности. На бумаге, потому что в Казани не было студентов, некому было учиться, а в Харьковском были воспитанники коллегиума, и получилось так, что с первых дней Харьковский университет стал настоящим, живым, действующим учебным заведением. Здесь, конечно, неоценима помощь Церкви Харьковскому университету. И во многих других случаях мы знаем о совместной деятельности духовного и светского образования. И этим университет гордится, и мне хочется, чтобы это где-то прозвучало.
Университет дал трех Нобелевских лауреатов, двенадцать лауреатов других премий. Но университету принадлежит один из выпускников — это святой Иоанн (Максимович). Это выдающаяся личность, очень знаменитый человек. Это гордость не только нашего университета, Харьковщины, но гордость всего нашего народа и Православной Церкви. Вот теперь, когда настали новые времена, когда появилась возможность решить вопрос, который мы ставим безпрерывно в течение 20 лет, — вернуть университетскую церковь и отслужить первую литургию в Свято-Антониевской церкви, как это положено, как это было когда-то при святителе Мелетии (Леонтовиче), ученом, подвижнике, который был профессором Духовной академии и преподавал не только богословие, но и древнегреческий язык.
Протоиерей Владимир Гордиевич:
— Большое спасибо, Сергей Михайлович, за Ваше проникновенное слово как ученого мужа, как профессора. К сожалению, в наше время еще широко бытует клише, что Церковь — это «опиум для народа», что она мешает научному прогрессу. Поэтому Ваши суждения — очень ценные. Они помогут открыть глаза читателям нашей газеты «Православна Харківщина» на многие вещи как прошлых времен, так и наших дней, наметить путь возрождения самосознания, нашей веры и в целом всего народа, потому что духовный кризис влечет за собой все остальное — кризис всей человеческой жизни. Будет духовное возрождение, будет и возрождение экономическое и социальное.
Молитвенно желаем Вам Божией помощи, доброго здравия на дальнейшее служение Богу и Отечеству.
Протоиерей Владимир Гордиевич:
— Отец Максим, приближается день памяти святителя — архиепископа Харьковского и Ахтырского Мелетия, 170-летие его преставления. Мы просим Вас как заведующего Церковно-историческим музеем Харьковской епархии открыть для читателей нашей газеты некоторые еще не известные страницы из жизни святителя.
Протодиакон Максим Талалай:
— Да, отец Владимир, Вы правы, биография святителя Мелетия настолько изучена, что кажется маловероятным открыть что-то новое, но, тем не менее, Господь позволяет нам познавать какие-то малоизвестные или ранее не известные страницы его святительского жития. Вы упомянули о юбилее Владыки Мелетия, но мне хотелось бы также заметить, что еще две юбилейные даты связаны с именем этого архипастыря: в нынешнем 2010 году благости Божией исполняется 175 лет его назначения на Харьковскую кафедру и исполняется ровно 30 лет, как архиепископом Харьковским и Богодуховским Никодимом был освящен придел в нижнем храме Благовещенского собора в честь святителя Мелетия.
По тем временам это был подвиг. Но обо всем по порядку.
Святитель Мелетий «Милостивый». 170-летию со дня преставления посвящаетсяДело в том, что жизнь Михаила (мирское имя святителя) (Леонтовича) была связана с именами двух духовных светочей Русской Православной Церкви. Первый — святитель Филарет (Дроздов) (он был его учителем), и он его очень хорошо помнил. Владыка Филарет говорил: «Михаила Леонтовича я помню как одного из благонравнейших моих учеников». Когда Михаил Леонтович принимал монашеский постриг, то его по иерархическим ступеням возводил знаменитый Киевский митрополит Евгений (Болховитинов). А количество церковных регалий, званий, наград этого выдающегося архипастыря весьма велико. До сих пор его труды в церковно-исторической литературе никто не превзошел.
Только что Вы брали интервью у профессора С. М. Куделко, который являлся и моим преподавателем, много лет трудился на кафедре источниковедения и археологии. И когда отец Мелетий (Леонтович) был назначен в Могилевскую Духовную семинарию, то он там преподавал именно археологию. И наконец, если мы проводим такие параллели с историей Харьковского университета, то нужно сказать, что автором самого первого некролога святителю Мелетию был основатель университета Василий Назарович Каразин. Он, правда, скромно сказал: «Предоставим право написания некролога духовным лицам, а я только скажу свое слово о почившем святителе». И он его называл «мужем первобытной Апостольской Церкви», «достойнейшим мужем Церкви, достойным сыном. Ум, высокий, образованный, лишенный излишней утонченности», что было присуще некоторым проповедникам того времени. Значение святителя Мелетия недостаточно изучено. Самая последняя служба, совершенная им в земной жизни, была в день памяти святителя Николая, Мир Ликийских чудо­творца. И святитель Мелетий во многих чертах похож на святого Николая Чудотворца. Об этом свидетельствуют харьковчане-старожилы, которые бережно хранили в сердце своем многие истории, связанные с его именем. Например, старший фельдшер университетской клиники Фищуков в 1838–1839 гг. вспоминал, как святитель Мелетий приходил в больницу и людям состоятельным оставлял духовную книжечку, а малоимущим, давая книгу, незаметно под подушку клал деньги. Он представлял свои подвиги, свои молитвы как само собой разумеющееся. Во время Великого Поста он мог в воскресенье, в три часа пообедать, и до трех часов среды ничего не есть. А затем до субботы, до трех часов, ничего не вкушал. И еще. Известный просветитель Камчатки митрополит Нестор (Анисимов) († 1962) говорил, что значение святителя Мелетия еще недооценено, ведь он доходил до берегов Северного Ледовитого океана и там возвещал слово Христовой истины. Иркутская кафедра подорвала его здоровье. И когда он прибыл в Харьков, то некоторые харьковчане были недовольны тем, что он тихо служит. Вообще у него голос был кроткий, спокойный. Но когда они увидели, как он служит, то по коже пошли мурашки. Он пламенел во время службы. Владыка говорил, что не любит текущие канцелярские дела, и когда его спрашивали о том, что он часто служит и не устает ли, отвечал, что, наоборот, отдыхает, легче служить, чем заниматься делопроизводством. Есть еще случай, рассказанный одним из церковных сторожей того времени, который нес послушание на одном приходе. Настоятель прогневался на него и уволил. И этот сторож поехал к владыке, в Покровский монастырь. Ему навстречу вышел монах в подряснике, без креста с папкой в руках. Уволенный сторож обратился к монаху: «Отче, мне надо поговорить с Преосвященным. Как бы мне попасть к нему?». «Что тебе нужно?» — говорит монах. Сторож изложил ему суть дела. Монах говорит: «Ты езжай домой, а я все владыке расскажу. Все будет хорошо». Когда тот приехал в свое село, то узнал, что его уже восстановили в должности. И когда он описал встретившегося монаха, ему сказали: «Знаешь ли ты, что говорил с самим владыкой Мелетием?».
Каразин писал о том, что после смерти святителя у него осталось всего несколько десятков рублей ассигнациями. Известно, что собирали деньги на его похороны. Гроб его стоял в нашем Успенском соборе, носившем тогда статус кафедрального. И не могли понять, почему же архипастырь, человек, возведенный на такую высокую ступень иерархического служения в Церкви, был малоимущим. Но когда на его похороны собрался весь бедный люд Харькова — нищие, странники, — стало понятно, кому он раздавал свои щедрые милостыни. Более того, он установил традицию еженедельно, во дворе Покровского монастыря кормить обедом нищих. Известно, что у святителя Мелетия жила его родная сестра со своим мужем-иереем, который к концу жизни полностью ослеп. И владыка Мелетий, несмотря на то, что был архиепископ, ухаживал за батюшкой, подавал ему кушать и следил за ним, будучи очень тактичным и миролюбивым человеком. Харьковчане называли его «Милостивым». Что касается истории канонизации святителя, то народная молва задолго до этого окружила его ореолом святости. После отпевания гроб святителя Мелетия отвезли из Успенского собора в Покровский монастырь. Вначале гроб находился в подвале под нынешним Крестовоздвиженским храмом. Тогда этот храм был «Трехсвятительским». Но в 1846 году его освятили в честь Креста Господня, а рядом с архиерейской усыпальницей и была оборудована церковь, названная Трехсвятительской. И там стоял его гроб. Но когда после Октябрьского переворота, во время кощунственной кампании по изъятию церковных ценностей пришли сюда безбожники, отряд НКВД, то забрали серебро и золото, которое на протяжении нескольких десятков лет харьковчане жертвовали на изготовление раки для святителя Мелетия. А вначале рака была железной. Известен случай, когда в храме был пожар в 1875 году, металлическая рака, в которой находились мощи святителя Мелетия, распаялась, то сам деревянный гроб остался неповрежденным. Даже материя на нем была не повреждена. Затем гроб перевязали шнуром и перенесли в Озерянский собор Покровского монастыря. Когда в 1929 году Покровский монастырь закрыли, то мощи святителя Мелетия перенесли в Благовещенский собор, который тогда принадлежал обновленцам. Затем его перенесли в Трехсвятительский храм, который вскоре стал кафедральным собором раскольников. И там же находилась Озерянская икона Божией Матери. Советской властью было дано указание превратить Тресвятительский храм в Антирелигиозный музей. Но когда началась немецко-фашистская оккупация и храм открыли для богослужения, то мощи святителя Мелетия обнаружили, а вот Озерянская икона исчезла. В 1943 году, в ноябре, указом Святейшего Патриарха Сергия управлявший Харьковской епархией архиепископ Алексий (Сергиев), Рязанский владыка возглавил комиссию, в которой были несколько человек из духовенства, и работник Епархиального управления Николай Степанович Криворученко. Они освидетельствовали мощи святителя Мелетия. К  сожалению, документов этого акта не сохранилось. В 1948 году, по благословению Святейшего Партриарха Алексия I, эти мощи были перенесены в Благовещенский кафедральный собор. И когда Патриарх в мае приехал в Харьков, то он разрешил вопрос о местночтимом почитании святителя Мелетия (Леонтовича). А в 1978 году, и об этом знают многие верующие, трудами приснопамятного митрополита Ленинградского и Новогородского Никодима (Ротова) и архиепископа (ныне митрополита) Харьковского и Богодуховского Никодима вопрос о канонизации был решен.
Когда святитель Мелетий скончался, духовник, омывавший ему руки розовой водой, во сне увидел святителя, попросившего положить ему в руку простые монашеские четки. И когда он это исполнил, то почивший владыка держал их в руке настолько естественно, как живой человек. Когда духовник захотел поправить святителю омофор и приподнял его тело, владыка, никем не поддерживаемый, пребывал все время в сидящем положении.
Известно, что святитель во сне явился одному из священнослужителей епархии и попросил, чтобы его переоблачили в старую ризу, предварительно почистив ее. И вот в этом облачении и в коричневом подряснике архиепископ Мелетий был погребен.
За год до своей блаженной кончины, в 1839 году, уже сильно больной, он побывал в Святогорском монастыре, закрытом указом Екатерины II в 1784 году. И при помощи архимандрита и ключаря поднялся на гору монастыря и предсказал скорое возрождение этой обители. И сейчас, когда уже минуло 7 лет после получения Святогорским монастырем статуса Лавры, как форпоста Православия на Левобережной Украине, то с особенной силой вспоминаются слова святителя Мелетия о возрождении и благом развитии этой славной обители. По поводу 30-летия освящения придела в нижнем храме Благовещенского собора: владыка Никодим вспоминает, что ему пришлось перенести много неприятностей за публикацию статьи об этом событии в «Журнале Московской Патриархии» в то сложное богоборческое время. Когда состоялся чин канонизации, было Прощеное воскресенье, Неделя сыропустная, 13 марта 1978 года. И накануне, на Всенощном бдении, владыка Никодим вышел к пастве и объявил решение Священного Синода о канонизации святителя Мелетия, а затем, уже после Литургии была отслужена лития у гробницы и вместо «Вечной памяти», ему, как новопрославленному святому возгласили «Величание».
И последнее, что хотелось бы еще сказать. Малоизученными в наследии святителя Мелетия являются его наставления монашествующим. Он монах был настоящий, монах строгий, аскет. В бытность настоятелем Киевского Златоверхого Михайловского монастыря (который сейчас, к великому прискорбию, находится в руках раскольников), узнав о назначении на Пермскую кафедру, в слове прощания говорил братии: «Я жалею, что не все послушания между вами я распределил, потому что некоторые из вас были не на своем месте. Но ничего, вы молитесь и помните, что доброго монаха Бог никогда не оставит». При монашеском постриге он подарил новоначальному иноку черно-белые четки и сказал: «Вот так и жизнь человеческая состоит из радостных и горестных дней, но ты, дорогой, в радости никогда не превозносись и в горести не унывай». Вообще, во главу своих монашеских заветов святитель Мелетий чудотворец ставил подвиг смирения, повторяя: «Со смирением, монах, ты и землю пройдешь, минуешь ад и достигнешь Неба». Его монашеские наставления — предмет будущих исследований, потому что святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский, был без преувеличения выдающимся аскетом 19-го века. И покровителем нашего града остается и будет оставаться до скончания века.

Протоиерей Владимир Гордиевич:
— Спаси Вас Господи, отец Максим! Своим рассказом Вы значительно обогатили сокровищницу духовного наследия нашей епархии. И, конечно же, для каждого христианина, читающего газету «Православна Харківщина», и посещающего наш музей, который вы своими трудами, с нуля, поставили на такую высоту и на такую красоту, будет весьма полезно для своего духовного роста прочитать еще одну дополнительную страницу из жития горячо любимого харьковчанами святителя Мелетия «Милостивого». Божией Вам помощи в дальнейшем служении Господу Богу и нашему народу!
 
 
 
Другие новости по теме:

  • Память святителя Мелетия, архиепископа Харьковского
  • Святителю отче Мелетие, моли Бога о нас
  • Память святителя Мелетия, архиепископа Харьковского
  • В день памяти святителя Мелетия в Благовещенском кафедральном соборе прошло ...
  • В день великомученика Георгия победоносца архиепископ Онуфрий совершил Литу ...




  •  
      Просмотрено: 3616 раз Просмотров: 3616 автор: admin 20 февраля 2010 Напечатать Комментарии (0)