
Богатое историческое наследие Полоцка связано с тем, что он находится на стыке восточной и западной цивилизаций и их историко-культурных традиций. Наибольшего расцвета город достиг в Х-ХII ст., когда являлся столицей мощнейшего в Европе Полоцкого княжества, ставшего колыбелью белорусской державности. В конце ХV ст. Полоцк получает магдебургское право – становится самоуправляемым. В ХIV в. город входит в состав Великого Княжества Литовского, через два столетия становится центром одного из воеводств Речи Посполитой, а с конца ХVIII в. — губернским и волостным городом в составе Российской империи. После событий 1917 г. полочанам пришлось пережить гражданскую войну, кайзеровскую оккупацию, Белопольскую интервенцию. С 1920 г. левобережная часть города входит в состав Белорусской республики советов.
Ныне это город с 40-тысячным населением в Витебской области, по соседству с которым вырос 100-тысячный гигант химической промышленности — Новополоцк.
На улицах Полоцка заботами его жителей седая древность на удивление мирно уживается с современностью. В историческом музее поведают о том, что первым князем этого города был Рогволод, дочь которого Рогнеду, согласно летописи, насильно взял в жены Новгородский, а впоследствии Киевский князь Владимир. При его сыне князе Изяславе в Полоцке
в 992 г. была создана епископская православная кафедра. Внук Изяслава Всеслав Брячиславович, за свои необычайные способности политика и мудрого правителя современниками прозванный Чародеем, стал одним из героев «Слова о полку Игореве». Именно при нем Полоцкая земля в ХI –ХII вв. приобрела особое могущество. На берегах Двины князь Всеслав воздвиг величественный Софийский кафедральный собор — в противовес Киеву и Новгороду, как символ политической и экономической независимости. Современный вид позднего белорусского барокко храм приобрел в середине ХIII ст., после капитальной перестройки. В этом храме в древности принимали послов, подписывали торговые соглашения, объявляли войну и заключали мир, хранили княжескую казну и основанную князем Изяславом библиотеку. 243 года, до подписания в 1839 г. в его стенах акта о ликвидации Унии, храм пребывал в униатском плену. В последующем собор стал православным, в начале 20-х гг.ХХ ст. был закрыт, затем недолго был костелом, зернохранилищем, архивом. В нынешнее время — это Историко-архитектурный музей и Зал органной музыки.
Настоящей покровительницей города и всей Белорусской земли по праву является правнучка князя Всеслава преподобная Евфросиния Полоцкая. Ее житие повествует нам, что воспитанная в духе книжной премудрости и евангельского учения с ранних лет Предислава (так звали преподобную до иноческого пострига), возлюбила ученость и монашеское житие. В 12 лет она ушла в монастырь и была пострижена в честь преподобной Евфросинии Александрийской. Некоторое время она жила в уединенной келлии при Софийском соборе, занимаясь переписыванием книг. По откровению от Ангела Преподобная переселилась в место, называемое Сельцо, и основала там женскую обитель в честь Всемилостивого Спаса. Одними из первых насельниц ее стали родная и двоюродная сестры преподобной, получившие в постриге имена Евдокии и Евпраксии. При обители также действовали образовательные школы и скриптории, где монахини переписывали книги.

Древнейшим практически полностью сохранившимся архитектурным памятником на полоцкой земле является Спасо-Преображенский храм, построенный местными мастерами стараниями самой преподобной. В этом храме на хорах для игуменьи была устроена специальная небольшая келлия, в которой преподобная и жила свои последние годы.
В 1161 г. в благословение для обители был устроен особый воздвизальный Крест, который хранился в Спасо-Преображенском соборе до времени советского лихолетья, когда бесследно исчез (в 1997 г. эта реликвия вместе с собранными ее святынями была вновь воссоздана белорусскими мастерами и передана в Спасо-Евфросиниевскую обитель).
Почила преподобная во время своего паломничества на Святую Землю. Ее честные мощи вначале были погребены в монастыре преподобного Феодосия Великого, затем перенесены в Киево-Печерскую Лавру, где в Дальних пещерах почивали практически семь веков. Лишь только в апреле 1910 г. по особому распоряжению императора Николая II, они торжественно были перенесены в Полоцк, в связи с чем скоро Полоцкая епархия и город будут отмечать 100-летие с момента этого события.
Многое повидал Полоцк на своем веку: и междоусобные войны с соседними княжествами; и разорительные набеги иноземцев; кровавые события Ливонской войны (с этого времени остался Вал царя Ивана Грозного); осаду французов в 1812 г., когда жители наутро после сражения увидели мост через реку Полоту весь в крови, отчего и назвали его Красным; и немецко-фашистскую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Но Полоцк также — родина известного первопечатника Франциска Скорины и прославленного литератора и просветителя Симеона Полоцкого – образованнейшего человека своего времени. Этот город был связан с судьбою князей Владимира, просветителя Руси, и Александра Невского, царя Ивана Грозного, императора Петра I, императрицы Екатерины II, императоров Александра II и Александра III, Великой княгини преподобномученицы Елизаветы и многих других известных людей.
Символом духовного возрождения города стало открытие в 2000 г. на центральной площади перед зданием Городского Совета памятника преподобной Евфросинии Полоцкой. В честь нее также была названа центральная улица.
Исторически сложилось, что кроме православных на этой земле есть католические и униатские храмы, но молитвами преподобной огонь православной веры и благочестия зажигается в сердцах все большего количества полочан. И хоть Слобожанщину и Полоччину как юго-восточный и северо-западный рубежи Святой Руси разделяет тысяча километров, культурно-историческое наследие Полоцка представляет огромную ценность не только для белорусов, но и для всех славян.
иеромонах Симеон (Негрецкий),
клирик
Свято-Вознесенского кафедрального собора
г. Изюма