О двух разных праздниках Пресс-служба » Православана Харківщина » №6 (119) июнь 2012  
 

7 июля — праздник Рождества Иоанна Предтечи и языческая Купала

Праздник Рождества Иоанна Предтечи установлен в память о событиях, связанных с рождением Иоанна Крестителя, описанных в Евангелии от Луки. Иоанн Креститель — единственный святой, кроме Иисуса Христа и Богородицы, чье Рождество празднует церковь, в остальных случаях празднуется только день смерти святого. Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической смерти сложилась еще в первых христианских общинах. В начале IV века праздник был введен в христианский календарь. В честь Иоанна Крестителя установлены следующие праздники: 6 октября — зачатие, 7 июля — рождество, 11 сентября — усекновение главы, 20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта — первое и второе обретение его главы, 7 июня — третье обретение его главы, 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).
О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».
У восточных славян и народов Прибалтики праздник Рождества Иоанна Предтечи по времени совпал с языческим праздником летнего солнцестояния, поэтому в народе его называли днем Ивана Купала. Много языческих элементов до сих пор сохранились в народной обрядности этого праздника: танцы, прыжки через огонь (древний очистительный обряд), скатывание в реку пылающих колес, пускание на воду венков, и многое другое, что не хотелось и вспоминать в светлый праздник. Такие празднования проходят в ночь с 6 на 7 июля и предварялись они русалиями — циклом обрядов связанных с «проводами русалок» и молением о дожде, начинавшимся от двадцатых чисел мая до середины июня (по старому стилю, время которое полностью покрывалось Петровским постом). «Стоглав» говорит о русалиях на Иванов день, 24 июня по старому стилю. Купала — языческий праздник, к которому Церковь относится негативно, как к греху. Этот языческий праздник включал в себя следующие обряды: возжигание огня, прыжки через костёр (или крапиву), скатывание горящего колеса (культ огня), купание нагишом и обливание всех грязной водой, «черпание росы» (культ воды), легенда о распускающемся в эту ночь цветке папоротника (который никогда в действительности не цветёт!), блудная жизнь во время праздника — «прощание с Девственностью », гадания. Самое важное, что надо знать о язычестве и его праздниках — все его обряды являются жертвой «богам» о которых пророк Давид говорит: «… все боги язычников — бесы» (Пс. 95:5).
Сюжеты купальской обрядности являются отголоском обязательной жертвы девушек божеству воды, языческому повелителю всех подземно-подводных сил — Дунаю, Ящеру, жертвы которого топили в воде окружавших языческое святилище вод. Известный исследователь фольклора А. А. Потебня в своём исследовании о купальском празднестве приводит полный трагизма плач матери по утопленной девушке: «… люди, не берите воду, не ловите рыбу, не косите травы на излучинах реки — это красота моей дочери…». Пелась эта песнь тогда, когда проводился обряд «утопления Купалы».
Язычество — это не невинное бросание веночков и прыгание через костёр. Это те верования, которые в древности требовали человеческих жертв, а сегодня требуют человеческих душ, через совершение грехов. В любом виде язычество является мерзостью пред Богом.
Прискорбно, что в наше время даже на уровне районных администраций (и Харьковской тоже) и даже в Киеве проводятся языческие праздники Купалы и даже купальские фестивали, которые собирают много участников, поддерживаются неоязыческие образования типа РУН-вiры (выдающей себя за народную религию). Эти «народные религии» — естественные религии греха, которые возникли вне диалога с Богом, вне благодатного откровения и поддержки. В этом случае человек создаёт религию по своему образу и подобию, где проецирует в религиозную сферу свои ожидания и страхи, свои не всегда верные представления и страсти. Такой человек ожидает от религии чуда, власти и авторитета — то есть магии.
Людям, считающим себя христианами, необходимо помнить, что нет согласия между Христом и Велиаром с его «богами». Поэтому христианский праздник Рождества Иоанна Предтечи не может быть согласован с гульбищами языческой Купалы, и сегодня собирающей себе жертвы. Единственный способ иметь полноводную, глубокую жизнь, это вернуться к христианскому опыту апостолов (часть которых была прежде учениками Предтечи) и пустынников, каким был Иоанн Креститель, которые не побоялись одиночества, потому, что в их сердце была такая полнота, что они могли ею жить и могли делиться ею с другими. Эта полнота от познания ими Бога, и от того, что возлюбили созданный Богом мир той любовью, которой Господь его любит.
Составил иерей Константин Селезнев, настоятель Пантелеимоновского храма с.Герсевановка, Лозовской р‑н.

Литература:
1. С. В. Булгаков. Настольная книга священнослужителя. т.т 1 и 2, М.1993 г.
2. Б. А. Рыбаков. Язычество Древней Руси. М, «Наука», 1988 г.
3. Митрополит Антоний Сурожский. Проповеди. М,1993 г.
4. Материалы новостных сайтов.

 
 
 
Другие новости по теме:

  • Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
  • Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
  • Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
  • Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
  • Послание Предстоятеля Украинской Православной Церкви в связи со столетним ю ...




  •  
      Просмотрено: 1455 раз Просмотров: 1455 автор: and 18 июля 2012 Напечатать Комментарии (0)