ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС Пресс-служба » Православана Харківщина » №6 (119) июнь 2012  
 
Что такое православный катехизис?
Православный катехизис — это наставление основам православной веры, необходимое всякому христианину. «Катехизис» — греческое слово, которое в дословном переводе обозначает «поучение», «наставление». В древней Церкви все, обращавшиеся в христианство, не сразу допускались к крещению, а только после того, как они научались основам православного вероучения от христианских наставников.
Зачем необходимо знание основ православного вероучения?
Без веры и знания главных истин православного вероучения невозможно называться христианином, а значит и невозможно наше спасение. Служение Богу требует участия всего человека, включая и душу с ее естественными силами (разумом, чувствами и волей), и тело. Господь сказал: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим (Мф 22,37). Вера и разум неразрывно связаны между собой. Вера должна быть разумной, осмысленной. Не может быть веры без участия разума, потому что человек не может верить в то, о чем он совершенно ничего не знает.
Что такое вера?
Вера — это не просто сумма знаний о Боге, хотя, конечно, и знания необходимы. Вера — это личный опыт богообщения. Она должна быть не только осмысленна, но и выстрадана. Вера заключается в доверии к Богу, в том, чтобы следовать Его воле и искать познания этой воли. Вера — это также и верность Богу, верность в следовании Его заповедям. А уже через доверие Богу и верность Ему мы познаём Бога. Авраам был назван отцом верующих, и если мы рассмотрим его жизнь, то прежде всего нас поразит в его жизни безграничное доверие Богу. Бог, Который Сам пообещал Аврааму, что от его сына Исаака произойдет великое потомство, повелевает этого сына принести в Кровавую Жертву (см.: Быт 21–22). И Авраам не говорит Богу: «Господи! Ты противоречишь Себе. Если я принесу Исаака в жертву, как же от него родится потомство?» Не говорит, потому что его вера обращена не на то, что говорит Бог, а на Того, Кто говорит. Он не знает, почему Господь велит сделать ему это, но знает, что такова воля Божия. И он ведет единственного сына на заклание. Свт. Феофан Затворник писал, что «настоящая вера и есть та, когда кто верует потому только, что так Бог повелел, и когда для того, чтоб уверовать, ничего больше не ищет, как узнать, как Бог повелел». Это не значит, что Авраам не испытывал боли, ужаса, но он всецело предавал себя в волю Того, Кому безгранично верил. И именно такое доверие, через боль и страдание, оставило возможность чуда. Кто верил Господу — и был постыжен? или кто пребывал в страхе Его — и был оставлен? или кто взывал к Нему, и Он презрел его? (Сир 2, 10).
Достаточно ли одной
веры для спасения?

Вера и не бывает без дел, потому что настоящая, живая вера неизменно влечет к жизни по вере. Вера должна проявляться в христианской любви и в соответствующих этой любви поступках. Апостол Павел поэтому говорит, что в деле спасения имеет силу только вера, действующая любовью (Гал 5,6). О том, что вера не должна быть отвлеченной, не может быть одной лишь внешней набожностью, писал ап. Иаков: Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак 2,14 и 17). Так мертва вера тех, кто говорит: я верую в Бога, но зачем из-за этого что-то менять в своей жизни. Вера в Бога обязывает к изменению своей жизни, а вот это далеко не всегда хочется делать.
Отчего многие люди не имеют веры в Бога?
Стремление к истине, к вере заложено в каждом человеке. Но мы сами часто заглушаем в себе эту жажду, затворяем свое сердце для веры в Бога. Всякий, делающий злое, ненавидит свет, и не идет к свету (Ин з, 20). Клайв Льюис, известный английский богослов и писатель (автор известных всем «Хроник Нарнии»), говорил: «Вера не столько в том, что нас убедили доводы, сколько в том, что мы сделали выбор. Если же кто выберет неверие, никакие логические доводы его не убедят».
Неверие очень часто — защита человека от своей собственной совести. Митрополит Антоний Сурожский рассказывал об обращении к Богу одного безбожника, который «считал себя слишком культурным и развитым, чтобы даже думать о том, чтобы быть верующим»: «Он разговаривал с одним священником. Сельский священник, без всякого особенного образования… его долго слушал и сказал ему: «А ты, Саша, пойди-ка домой и подумай, в какой момент и почему ты веру потерял, в какой момент тебе оказалось нужным, чтобы Бога не было». Саша вернулся домой и стал думать. И он искал причины сначала в своем образовании в Богословском институте в Париже, потом в университете в России до революции, потом еще где-то, все никак не мог найти, и добрался до шестилетнего возраста. Каждое воскресенье ему давали одну копейку, которую он должен был положить в шапку нищего слепого. Как-то перед Рождеством, гуляя с матерью по городу, он набрел на магазин, где была чудная деревянная лошадь, стоившая шесть копеек. Он попросил мать ее купить, та отказала; он вернулся очень огорченный. А в следующее воскресенье, когда он шел в церковь и дошел до нищего, он подумал, что если шесть раз не дать этой копейки, он сможет купить лошадь, — и копейки не дал. Так он поступил четыре раза, а на пятый подумал: а если взять у него одну копейку, то я на две недели раньше смогу купить эту лошадь. И он у слепого украл копейку. После этого он вошел в храм и почувствовал, что не может стоять впереди: вдруг Бог его заметит, — и ушел в какой-то угол. Саша чувствовал, что дело очень плохо и что надо от Бога скрываться. И вдруг вернулся из университета его старший брат, который там нахватался безбожного учения, и ему стал доказывать, что Бога нет. И Саша мне говорил: я за это ухватился. Если Бога нет, то совершенно неважно, что я украл эту копейку и не положил пяти. И с этого началось в нем «безбожие»: учение о том, что Бога нет, он воспринял как единственное спасение против укоров своей совести». Как сказал один из героев Достоевского: «Если нет Бога, то человеку все позволительно». «Бог не скрывается от человека. Человек грешный скрывается от Бога, все скрывается и скрывается, пока совсем не потеряет Его из вида. Как написано и о прародителях людей, когда они согрешили: и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая (Быт з, 8). Как тогда, так и теперь… Когда Адам согрешил, он побежал от Бога», — писал святитель Николай Сербский.
Правда, иногда бывает неверие в Бога и просто по незнанию. В этом случае человек живет с карикатурным представлением о вере и Церкви и отвергает не Бога и не Церковь, а ту карикатуру, которая сформирована в его сознании. Такое неверие часто легко исправляется серьезным ознакомлением с православным вероучением.
Труднее ли поверить в Бога образованному человеку? Противоречит ли вера науке?
Познание видимого нами мира, творения Божия, не мешает, а наоборот помогает познать Бога. Астроном Гершель говорил: «Чем более раздвигается область науки, тем более является доказательств существования Вечного Творческого и Всемогущего Разума». А один из основоположников электродинамики, физик Ампер, писал: «В природе мы можем наблюдать дела Творца и от них возвышаться познанием к Творцу».
Какие существуют
пути познания Бога?

Существует три пути богопознания. Апостол Павел говорит: невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим 1,20). Итак, первый путь богопознания — это познание Творца из того, как премудро устроен весь созданный Им мир, из познания самих себя и всех дел Божиих. Этот вид Божественного откровения, доступный не только христианам, называется естественным. По словам святителя Василия Великого, не познать Творца из созерцания мира — значит ничего не видеть в ясный полдень. Но такое косвенное познание Бога всегда несовершенно и уподобляется видению сквозь тусклое стекло, о чем говорит апостол Павел (см. 1 Кор 13,12).
Второй способ познания Бога, гораздо более совершенный, — это изучение Священного Писания и Священного Предания Церкви. Этот вид Божественного откровения, который называется сверхъестественным, был дан сначала через патриархов (праотцов) и пророков, а потом через воплотившегося Сына Божия, Господа Иисуса Христа, учение Которого передали миру и записали апостолы. Это Божественное откровение от дней апостолов и пророков сохраняется в Святой Христовой Церкви.
Существует еще и третий способ познания Бога. Первые два — воздействуют преимущественно на разум, который играет в человеке подчиненную роль. Гораздо важнее познать Бога сердцем, и тут вступает в силу духовный закон: «Бог постольку познается, поскольку возлюбляется». Бог есть Личность, и истинное познание Бога возможно только через личностное отношение, то есть в опыте богообщения. Поэтому истинное богопознание — это не образ мысли, а, прежде всего, образ жизни, жизнь в непосредственном единстве с Богом. Для того чтобы познать Бога сердцем необходимо молитвенное и таинственное (то есть через Таинства Церкви) общение с Богом, исполнение Его заповедей.
Что такое  Священное Писание?
Священным Писанием называются богодухновенные книги (по-гречески — Библия), написанные св. пророками и апостолами. Богодухновенными эти книги называются потому, что их авторы были движимы Духом Святым (ср.: 2 Пет 1,21). Безусловно истинно в Священном Писании только Божественное откровение. Исторические, научные и тому подобные сведения в Библии имеют уровень лишь человеческой достоверности. Но и человеческое в Писании промыслительно служит делу спасения людей. Например, некоторые противоречия в Евангелиях являются одним из ярких доказательств исторической достоверности описываемых в них событий.
Книги, написанные пророками до Рождества Христова, называются Ветхим Заветом; а книги, написанные апостолами после Вознесения Господа на Небо, называются Новым Заветом.
Что содержится в книгах  Ветхого Завета?
В книгах Ветхого Завета содержится Священная история Ветхого Завета и то Божественное учение, которое было открыто людям до Рождества Христова через пророков. Книги Ветхого Завета можно разделить на четыре категории. 1) Книги законоположительные, которые составляют главное основание Ветхого Завета. К ним относятся: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. 2) Книги исторические: Иисуса Навина, Судей, Руфи, Царств, Паралипоменон, Ездры, Неемии и Есфири. 3) Книги учительные: книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклезиаст, Песнь Песней. 4) Книги пророческие: книги великих пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила и книги двенадцати малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Православная Церковь в изданиях Библии помещает в составе Ветхого Завета несколько неканонических книг: книги Маккавейские, 2‑ю и 3‑ю книги Ездры, книги Товита, Варуха, Иудифи, книгу Премудрости Соломона, Послание Иеремии, книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова.
Продолжение следует.
 
 
 
Другие новости по теме:

  • Вера есть путь к телесному здоровью и познанию Истины
  • Введение во Храм Пресвятой Богородицы
  • ИИСУС ХРИСТОС
  • «НОЧЬ ПРОШЛА, А ДЕНЬ ПРИБЛИЗИЛСЯ»
  • Вера в Бога и святую церковь




  •  
      Просмотрено: 1288 раз Просмотров: 1288 автор: and 19 июля 2012 Напечатать Комментарии (0)