|
В ходе пребывания на торжествах, посвященных 20‑летию служения на Киевской кафедре Блаженнейшего Митрополита Владимира, ряд представителей Поместных Церквей высказали свое отношение к проблеме церковного раскола в Украине.
В частности, глава делегации Константинопольского Патриархата митрополит Галльский Эммануил выразил убеждение, что к восстановлению церковного единства есть «единственный путь — это возвращение раскольников в Православную Церковь, которую возглавляет Митрополит Владимир». При этом митрополит Эммануил подчеркнул, что «Константинопольский Патриархат не имеет связей с раскольниками, он их не признаёт и не признaет». Константинопольская Церковь не имеет другой линии, кроме той, которая присуща всем православным. «Не может быть даже и речи об одностороннем признании раскольников». Говоря о том, что звучащие время от времени утверждения о возможности такого признания никоим образом не связаны с реальностью, он сравнил их с известным произведением В. Шекспира: «Как Шекспир написал «Сон в летнюю ночь», так и Филарет пытается написать свой «Сон в летнюю ночь». Представитель Александрийской Церкви митрополит Аксумский Петр также однозначно высказался о невозможности признания раскольников со стороны других Поместных Церквей. Митрополит Ловчанский Гавриил, возглавлявший делегацию Болгарской Церкви, рассказал об уврачевании церковного раскола в Болгарии: «Правительство содействовало в свое время возникновению раскола в 1992 году. Потом был принят такой закон о вероисповеданиях, которым фактически раскол был упразднен. Правительству очень помогло разобраться в ситуации то, что они видели: ни одна Православная Церковь не признает раскольников, все признают только каноничную Церковь». Болгарский архипастырь особо выделил роль состоявшегося в Софии в 1998 году Всеправославного Собора: «Он вызвал раскольников именно как раскольников, а не как каноническую Церковь, и потребовал от них покаяния. Они все написали, что каются, понимают, что согрешили». Если Украинская Православная Церковь примет из раскола тех, кто сейчас в нем пребывает, то и Поместные Церкви будут их признавать, самих же по себе раскольников никогда не признают, засвидетельствовал митрополит Гавриил. Иерарх Элладской Церкви митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай, в свою очередь, заявил, что «излечение раскола — это внутренний вопрос Украинской Православной Церкви, и решать его она должна так, как сама считает нужным, чтобы не было давления со стороны других Поместных Православных Церквей». Владыка высказал суждение о невозможности признавать «таинства», совершаемые раскольниками, поведав о том, как в похожей ситуации поступили в Греции: Священный Синод Элладской Церкви решил не признавать крещения уклонившихся от церковного общения греческих старостильников, а принимать их только через перекрещивание. Представлявший на торжествах Польскую Православную Церковь архиепископ Люблинский и Холмский Авель подчеркнул: «Раскол — это грех, а любой грех лечится не иначе, как через покаяние. Церковь имеет свою структуру, свою дисциплину, свое каноническое право, Церковью нельзя манипулировать. В Церкви есть простой и определенный канонический путь». Он также заявил о невозможности признать «священнодействия» раскольников. Владыка напомнил, что глава «Киевского патриархата» находится под анафемой и возглавляемая им структура не имеет места среди канонических Церквей. Руководитель делегации Православной Церкви Чешских земель и Словакии архимандрит Серафим (Шемятовский) также говорил о том, что принятая в Украинской Православной Церкви практика совершения Таинства Крещения над теми, кто был крещен в расколе, является обычной и для других Церквей. «У нас даже тех, кто переходит из Греко-Католической Церкви, заново перекрещивают. И если приходит священник, его заново крестят, а потом рукополагают», — рассказал он. Русская линия
|
|