19 августа — Преображение Господа нашего Иисуса Христа
От редакции:
Пришла благодатная летняя пора, а с нею безчисленное разнообразие плодов земных, взращенных милосердным Богом для всех людей планеты Земля. С глубокой благодарностью мы ежедневно принимаем этот дар Творца, но по какому-то недоразумению, для некоторых вошло в традицию не вкушать яблоки до Спаса. Надеемся, что предлагаемый ниже материал развеет эти заблуждения.
К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освящение плодов нового урожая. Обычай освящать плоды — древний. Приносить плоды Богу заповедано ещё в Ветхом Завете. Так в книге Левит сказано: «Если приносишь Господу приношение хлебное из первых плодов, приноси в дар от первых плодов твоих из колосьев…» (Левит 2,14). Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 (19) августа было то, что на Востоке (в частности, в Иерусалиме) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград — приносятся для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии.
Устав богослужения Православной Церкви — Типикон описывает (и предписывает) благословлять в 6‑й день августа виноградную гроздь и съедать её на общей трапезе как благословенную. Этот же устав предусматривает запрет на вкушение винограда до праздника Преображения.
В подражание этому восточному по происхождению обычаю северо-восточная Русь в период формирования Московского государства постановила на Преображение освящать яблоки, которые к этому времени достигали зрелости. Запрещение вкушения яблок, которое некоторые православные верующие возводят чуть ли не до догмата, на нашей территории, созревающих еще в середине июля, вызывает немало недоуменных вопросов, которые во многих случаях остаются без разрешения.
Для того, чтобы ответить на вопрос можно ли или нельзя есть яблоки до Преображения, следует совершить маленький историко-аскетический экскурс. Современная редакция Типикона сообщает нам следующее: «Внимай: Яко аще кто от братий снесть гроздия прежде сицеваго праздника, то преслушание запрещения да приимет, и да не вкусит гроздия чрез весь август месяц, яко заповеданный устав презрев: яко да от сего навыкнут и прочие повиноватися уставу святых отец… Сей устав бывает и на смоквах и над прочими овощами: яве яко времена их, кое когда преспеет…» Далее устав делает постановление о времени вкушения винограда после дня Преображения, а именно, повелевает поставлять его на трапезе в понедельник, среду и пятницу до окончания августа месяца.
Сделаем важное замечание: Устав ни слова не говорит о яблоках, речь идет лишь о винограде и далее делается замечание о том, что любые плоды нового урожая, которые будут поставлены на братской трапезе, обязательно должны быть освящены по обычаю монастырской практики. В этом замечании Устава мы встречаемся с частным моментом, касающимся общих аскетических установлений о монашеской трапезе. Давая идеальный вариант Богослужения и общежительного пребывания Типикон (даже по своему названию происходя от греческого слова — образец, образ), является в некотором смысле идеалом упорядочения христианской жизни в соответствии с православным церковным опытом, так же, как монастырь в своем строе подражает Царству Небесному, мир — подражает монастырю. Устав дает нам вариант компромисса, разрешая в самые строгие дни Успенского поста — понедельник, среду и пятницу — утешаться братии вкушением виноградных плодов, освященных в день Преображения Господня. Кроме этого, употребление недозрелого винограда неполезно само по себе, так как кроме расстройства здоровья ничего не несёт.
Вызывают удивление непоследовательные попытки, не придерживаясь общих постановлений Типикона о посте (в наше время удивительно даже встретить человека, который не только бы придерживался, но и знал бы их), выдерживать частную норму о неядении винограда, тем паче, превращая его в яблоки, и даже делать на этом основании выводы о православности или неправославности того или иного человека. Часто случается, что неядущие яблоки согрешают гораздо более тяжким, по мысли святых отцов, грехом осуждения ближнего. В день Преображения человек несет в Церковь плоды (не одни яблоки и не только яблоки) как часть природы, которую он вверг в грех, и которая нуждается в благословении Божием. В заключении хочется напомнить мысль апостола Павла о том, что пища не удаляет от Бога и не приближает к Нему, удаляет нас от Бога отношение к ней, когда из дара, за который мы обязаны благодарить Подателя всех благ, она превращается в страсть и порождает пороки. Апостол Павел, обращаясь к нам, говорит: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и силен Бог восстановить его… Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя, а живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем. И потому, живем ли, или умираем, — всегда Господни» (Рим. 14, 3–8).
Беда в том, что в наш век многие, считающие себя православными, забыли о необходимости благодарить Бога. Сейчас более привыкли только просить, а получив просимое, забывать о Боге и приписывать все свои успехи исключительно себе. Но именно чувство благодарности лежит в основе того, что соединяет нас с Богом. Православный земледелец — благодарное существо, потому что он понимает: «Я могу вспахать землю, бросить зёрна, но не от меня, а лишь от Бога зависит, будет ли урожай или нет. Даст ли Господь дождь, даст ли благоприятную погоду — это зависит не от нас». Поэтому весь свой труд человек повергает к стопам Творца в благодарении, а приносимая часть символически равняется целому. Гроздью винограда, принесённой в храм, освящается весь урожай. Так и на Руси в праздник Преображения Господня крестьяне приносили плоды, выращенные своими руками, благодаря за то, что их труд не остался безплоден.
Очень многое в понимании благословения плодов говорит пояснение к молитве о приносящих начатки овощей: « и Ино овощие да приносится коегождо во время свое ко храму на благословение и молитва… глаголется над ними такожде». То есть надо понимать, что молитва эта может быть прочитана не только на Преображение и не только над яблоками, а в любое время над любым плодом, который созрел и принесен в храм для благословения!
К сожалению, традиция благословения плодов со временем претерпела изменения. В какой-то мере это объясняется тем, что современная культура отошла от крестьянства, уклада жизни земледельца; но в большей мере виновато духовное невежество человека, утратившего свои корни в результате глубочайшей атеистической вытравки. Сейчас благословение плодов свелось на благословение яблок, меда, мака и еще нескольких видов плодов, которые после благословения забираются домой как некая святыня. Их едят чаще натощак, ждут от них чуда, мучаются тем, куда девать кочерыжки. Встречаются случаи, когда остатки от «священных яблок» хранятся в баночке рядом со святой водой и маслом. Настоящая ревность о Боге и глубокое благочестие рождается не столько из благоговейного отношения к яблоку, унесенному из храма, сколько из яблока, принесенного в храм, из добродетелей, которые понудили человека на эту маленькую жертву веры, надежды, любви, благодарности.
В целом же, Церковь не знает поста на яблоки. Ей просто важно научить своих детей быть благодарными Богу за Его дары. Неужели Господь хочет того, чтобы из года в год гнили ранние сорта яблок, созревающих задолго до Преображения? Нет, Он хочет, чтобы его дары принимались «яве яко времена их», но принимались с благословением и благодарностью. Кстати, во многих православных странах так и делают: освящают яблоки, впрочем, как и другие виды плодов, раньше, применительно к климату, так как это и было задумано церковным уставом.
Подготовил иерей
Константин Селезнев,
настоятель Пантелеимоновского храма с.Герсевановка,
Лозовского р‑на.