Новозаветная Пасха — искупительный дар Господа миру Православана Харківщина, №4 (93) апрель 2010  
 
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий
в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. З: 16)

 Пасха — древнейший христианский праздник, рожденный решающим событием всей библейской истории: искупительной жертвой Иисуса Христа на Голгофском Кресте.
На протяжении своей более чем двухтысячелетней истории Церковь Христова празднует этот Великий, светлый и радостный День. «Великий — ибо всецело изменил историю человечества,   светлый, так как внес Свет Истины в затемненное мирской суетой сознание людей, радостный, ибо снимает тяжесть виновности с души людской и наполняет ее неисчерпаемой надеждой». (Пасхальное Послание митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, 1998 г., с.1).
С событием крестной смерти и воскресением Иисуса Христа связано не только основание христианства, но и все высочайшие догматы и глубочайшие таинства его веры и все высшие наши надежды.
Праздновать Христову Пасху заповедал сам Христос, постепенно подготавливая к этому своих учеников. Однажды в беседе с народом Он коснулся вопроса о пище небесной и сказал: «Я есмь хлеб жизни...» Этот хлеб «...есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.» «Ядущий мою плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем». (Ин. 6: 48, 51, 56). Люди, в том числе и ученики Христа, тогда не вместили своим разумом услышанных слов, поняв их в буквальном смысле.
Совершенно ясно, что речь не шла о буквальной еде Его Плоти и питии Его Крови. Любое слово Христа, в духовном смысле, всегда было и есть истинным духовным хлебом для христианской жизни верующих. Эти же слова, в ином контексте, были сказаны Христом во время Тайной Вечери, после того как по полному пасхальному чину уже была завершена традиционная еврейская Пасха. (Это главный еврейский ветхозаветный праздник, установленный Моисеем в память об исходе из египетского рабства. Празднуется в первое весеннее полнолуние — с вечера 14 по вечер 15 нисана. Едят зажаренного ягненка и мацу (опресноки) и пьют разведенное водой вино).
Вот как повествует об этом Евангелие: «...Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите, сие есть Тело Мое». И взяв Чашу, и благодарив, подал им и сказал: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». «Сие творите в Мое воспоминание». (Мор. 26, 26—28; Лк., 22, 19).
Так установил Господь святейшее Таинство Евхаристии, или Причастия, которое Церковь Христова творит непрестанно и будет творить, пока стоит этот мир. На этой же Тайной Вечере Им был сделан первый шаг перехода от ветхозаветной к Новозаветной Пасхе, совершаемой по новому пасхальному чину.
Сказанные Им слова о Его Теле и Крови предвосхитили грядущие события на Голгофском Кресте, где Он позволит распять Свое Тело и пролить Свою Кровь не только ради спасения «заблудших овец Израиля», но и всего грешного рода человеческого.
Священная Трапеза была первым, но не единственным событием на Тайной Вечере. Учитель (он же Господь) омыл ноги своих учеников, чем не только преподал им урок смирения, но и указал на необходимость в духовном плане постоянного «омытия ног», чтобы очищать себя от загрязнения грехами повседневной жизни. Затем состоялась Прощальная беседа Христа с учениками и была произнесена Его Молитва к Отцу не только о Них, но и о тех, кто уверует в Него по их слову. Этой же ночью, «четверг, в Гефсиманском саду, куда пришел Христос со своими учениками, была произнесена и Его молитва о нем самом, обращенная к Богу — Отцу, который «Так возлюбил мир...», что послал на землю Сына Единородного как Мессию — Искупителя. Но, вместо предлежащей радости завершения служения,   обетованный Мессия Иисус Христос должен был претерпеть Крест.   Никто другой, кроме него, Богочеловека, не мог испить ту чашу, которая в Библейских пророчествах описана как чаша Мессии — Страдальца. Христос знал все, что ожидало Его: неслыханные и невиданные издевательства, глумление и унижения, многократное избиение Его Плоти, распятие вместе с двумя разбойниками. Предатель Иуда еще вчера предал Его и получил свои тридцать cеребренников. А нынче, не добыв до конца, он ушел с Тайной Вечери и на минутах должен явиться за Ним со стражей. Душа Его смертельо скорбела. Упав на колени, Он молился и «был пот Его как капли крови, падающие на земл».(Лк. 22, 44). И некому было утешить Его.
Трое учеников, которых Он взял с собою, расположились неподалеку. Но вопреки просьбе бодрствовать, пока Он будет молиться, они безуспешно боролись со сном и, сквозь тяжелую, как свинец, дрему, слышали Его слова: «Авва, Отче! Ты все можешь! Пронеси эту Чашу мимо Меня, но пусть будет не так, как Я хочу, а так, как Ты хочешь!» (Марк, 14: 36). В неимоверном напряжении плоти и томлении духа , Он трижды повторил Свое моленье к Отцу и, как всегда, а теперь уже и до Своей смерти, остался верен Его воле.
Не успел Господь пожурить Петра, Иоанна и Иакова за их неуместный сон, как появился Иуда со стражей, которая получила от него обещание о знаке: «Кого я поцелую, того хватайте и уводите под стажей». Придя на место, Иуда сразу подошел к Христу: «Учитель,— сказал он,— и поцеловал Его». Иисуса схватили и арестовали. (Мк. 14, 44—45).
После ареста спешно совершилось два суда над Христом: один в синедрионе, второй — у римского прокуратора Понтия Пилата. Оба необъективные, являющиеся настоящим юридическим убийством. Под крики обезумевшей толпы: «Распни Его! Распни!» Христос был осужден на распятие, приведен на Голгофу и распят.   И в тот же час землю окутала густая тьма, которая держалась до девятого часа.
Распятие являлось самой позорной смертью, на которую осуждались самые великие злодеи. Страдания осужденных на кресте были так ужасны, что Цицерон одно упоминание о крестной казни считал недостойным римского гражданина и свободного человека.
Распятое тело Христа подверглось новым ужасным страданиям. Уже до этого плоть Его была изуверски истерзана и избита на ночных допросах и после них. Кровь, ранее пролитая при бичевании, теперь текла из ран пробитых острыми гвоздями рук и ног, из израненного терновым венцом чела, а в конце пытки и из прободенного копьем ребра. Невыносимым было нравственное унижение, мучили удушье и жажда. И лишь единственному человеку было дано не просто посочувствовать Христу, но исповедать в Нем, заушенном и заплеванном, осмеянном и избитом, без меры «униженном» Мессии — Искупителе, Бога: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое». И это был разбойник, распятый на кресте справа. «Истинно говорю тебе, сегодня ты будешь со Мною в раю» — ответил ему Господь. (Лк. 23, 42—43).
В девятом часу в пятницу сердце Иисуса Христа остановилось. Он скончался, выпив Свою Чашу до дна. И в это мгновение люди почувствовали, как вздрогнула под ногами земля и по ней побежали глубокие трещины, еще больше сгустилась тьма, многие могилы разверзлись, а на стоящих у Креста напал панический страх и они, бия себя в грудь, стремились побыстрее выбраться оттуда. Голгофа опустела. (Мф. 27, 31—33; Мк. 15, 38).
Снятие с Креста и погребение Христа в чужом гробу описано всеми авторами Евангелия (Мф. 27, 57—66; Мк. 15, 42—47; Лк. 23, 50—56; Ин. 19, 38–42).
Именно из этих голгофских мучений Христа и родились тело и кровь Причастия. Именно о них и должны вспоминать верующие после исповеди в Церкви, приступая к Священной Чаше после слов священника: «Со страхом Божьим и верою приступите...».
В третий день по Писанию Христос воскрес! Тайна Его воскресения выходит за пределы, доступные человеческому знанию. Сам Христос воскрешал умерших. Но тот же Лазарь вышел из гроба в своем теле. О Себе, в притче об овцах, Он сказал: «...Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее ... Я имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее; сию заповедь получил Я от Отца Моего». (Ин. 10:17— 18). Пройдя через агонию смерти, Он,   Богочеловек Иисус Христос, после Своего воскресения проходил через закрытые двери, исчезал и появлялся вновь, облик Его менялся так, что Его ученики не сразу Его узнавали. Самое же главное в том, что именно в Воскресении Иисус Христос явил Свою славу: открылся Апостолам не только как Христос и Учитель, но как Господь, как воплощение Бога Живого. И этим все сказано.
Воскресшего Христа не видели ни злобные первосвященники, ни члены трибунала, ни Пилат, ни те, кто на суде кричал: «Распни Его!». «Пусть кровь Его будет на нас и наших детях!» (Мф. 27, 22, 25.   Апостолы, избранники Христовы, видели эту Славу как свидетельство Победы Добра над злом, как Торжество Правды Божьей. «Если Христос не восстал, — говорил Ап. Павел, — тщетна   наша проповедь, тщетна и вера наша». (1 Кор. 15:14). Пережив ликующую радость Воскресения Христова, общаясь с Ним во время встреч (Он был на земле целых 40 дней), они засвидетельствовали каждый Его шаг и жест и донесли до нас каждое Его Слово (Лк. Деян., 1, 3; Павел 1 Кор. 15, 3-9; Мф. 28, 1-10; Мк. 16: 4-8, 9-20; Лк. 24, 1-46; Ин. 20, 1-30, 21, 1-25).
В День Своего Вознесения Господь Иисус Христос благословил Своих Апостолов и дал им Повеление: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всему творению. Те, кто поверит и крестится, будут спасены, но те, кто не поверит, будут осуждены» (Мк.16, 15 — 16). Вера в воскресение Христа необходима для нашего спасения: «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Римл. 10, 9).
Воскресение Господа нашего Иисуса Христа утвердило Новозаветную Пасху как Его Праздник, совершаемый по новому пасхальному чину, отличному от пасхального чина еврейской Пасхи. Таинство Евхаристии, которое в ветхозаветной Пасхе знаменовало исход от египетского рабства и усыновление Богом одного только избранного народа, в Новозаветной Христовой Пасхе являет собою искупительный дар всему миру ради «исхода» от рабства греху, ради того, «чтобы мы стали Его народом, жаждущим делать добро» (Титу, 2:14).
Господь сделал для этого все необходимое: на смену времени прежней «законнической праведности» пришло время благодати по вере в Христе для тех, кто принял Его как своего личного Спасителя (Ефес. 2, 8-9).
Голгофский Крест — это позорное орудие смерти — после пролития на нем святой Крови Христа стал символом жертвенной Любви Бога к падшему человечеству; символом торжества христианской веры; печатью утверждения Нового Завета; всерадостным знамением нашего искупления; символом оружия Христова «его же трепещут демоны»; украшением христианских храмов; отрадой, утешением и защитой верующих на всех путях жизни: от колыбели и до гроба. Мы ежедневно молимся Господу: «Огради мя, Господи, Силою Честного и Животворящего Твоего Креста и сохрани мя от всякого зла». Слава Господу, яко благ, яко во век милость Его! Аллилуйя!

Подготовила Олейник
Екатерина Михайловна
 
 
 
Другие новости по теме:

  • Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
  • Не будет литургии — солнце померкнет…
  • Евангелие дня
  • О Божественной литургии
  • Тайна Крещения




  •  
      Просмотрено: 1721 раз Просмотров: 1721 автор: admin 5 апреля 2010 Напечатать Комментарии (0)