Как пристрастие перерождается в страсть Православана Харківщина, №6 (95) июнь 2010  
 
Все мне позволительно, но не все полезно;
все мне позволительно, но ничто
не должно обладать мною
(1 Коринф., 6,12)


В редакцию «ПХ» пришло письмо от студента ХНУ им. В. Н. Каразина, в котором он биографически изобразил себя рок-музыкантом с детства.  Так как этим увлекается сегодня немало людей, мы поместили эту статью под названием: «Автобіографія… чи те, що мало б нею бути» в «ПХ» № 4(93) с целью выяснить отношение православных верующих к тяжелому року вообще и конкретно к «Автобіографії».  Отзывы пошли.

На этот раз — от врача-психиатра.
По сути письма «Автобиография..» студента N из Харьковского университета им. В. Каразина с позиции психологии можно сказать, что сформировалась доминанта условно-рефлекторная. И чем ранее с детских лет происходит формирование этого доминантного очага в центральной нервной системе, тем сильнее происходит захват всех сфер жизни. Выключаются при этом механизмы, позволяющие на всех этапах нравственного развития ребенка гармонично развиваться личности. При этом порядок воздействия тяжелого рока на психику таков, что на низких тонах вибрации при «овердрайве» происходит анестезия психики, вырабатывается группа «гормонов счастья» эндорфинов. Как при наркотической зависимости, у человека происходит сужение диапазона познавательных функций мозга и человек развивается однобоко, гипертрофируя, то есть усиливая, одни чувства и умаляя, обкрадывая другие. Мир интересов сводится и вращается вокруг одной  идеи-фикс. Это состояние в подростковом возрасте называется пристрастие, то есть привязка, фиксация. В последующем пристрастие трансформируется в страсть. Кто-то скажет: что ж тут плохого? Увлеченный человек может горы свернуть. Очень часто жизненная практика и опыт общения с такими фанатично увлеченными рок-музыкой людьми показывали, что за увлечением рок-музыкой следуют по пятам другие пристрастия и страсти. Это наркомания, алкоголизм, депрессии, фобии (то есть страхи) разного рода и другие психические расстройства. И чем раньше ребенок стал увлекаться рок-музыкой подобного плана, тем более тяжелые последствия для психического и физического здоровья проявляются у индивидуума с возрастом.
Наш собеседник сказал нам в своем открытом письме, что он выпал для всех из жизни и его не понимали, но и он  особенно не старался их понять. Формировалось постепенно чувство превосходства, надмирности. Это опасные тенденции и они могут перерасти со временем в навязчивые мысли мессианства, а в этом состоянии рукой подать до психоорганического поражения, влекущего за собой развитие эндогенных, то есть глубинных поражений психики. Когда развиваются такие состояния, человек выпадает из социума. Разворачивается трагедия личностная, межличностная, социальная.
Некоторые психологи за рубежом считают воздействие рок-музыки, особенно низкого регистра, изысканными и коварным оружием массового поражения.
Да, музыка — искусство, но искусство облагораживает, возвышает душевные силы человека. Как же списать со счетов лабораторные исследования, проводимые  отечественными и западными специалистами? Факты — упрямая вещь. При воздействии на сознание и подсознание таких стилей в роке как death-metal, происходит drive и crush в душе, то есть взлом. Сам автор автобиографии назвал их из «найпохмуріших» стилей в тяжелой музыке.
А ведь народная мудрость гласит: «С кем поведешься, от того и наберешься». Просто удивительно, что при такой мощной экспансии тяжелого рока у студента N еще есть желание развиваться, мечтать. Но эти мечты и желания уже твердо текут в одном русле. И в завершающих строках автобиографии-исповеди выкристаллизовался так называемый момент истины: для этого искусства «нет ни Бога, ни диавола, есть только вдохновение». Вот тут и кроется самообман. Любое вдохновение, формирующееся и раскрывающееся в человеке, происходит экзогенным путем, то есть извне. В человеческих силах принять или не принять это озарение или вдохновение, это неотъемлемое свойство человека, данное Богом — свобода. Именно свобода выбора и определяет дальнейшее развитие человека как личности. Искренне хотелось бы, чтоб личность N развивалась по законам любви и созидания, чего нет по определению психологии, психофизиологии и нравственной психологии в тяжелой рок-музыке.
М. И. Степанов — врач невропатолог-психиатр высшей категории
г. Харьков
 
 
 
Другие новости по теме:

  • Тяжёлый рок — что это?
  • Простит ли меня Господь?
  • О чем кино?
  • Святейший Патриарх Кирилл: «Работа с молодежью — приоритетная задача Церкви ...
  • «БУДЕМ ОТВЕТСТВЕННЫМИ И МИЛОСЕРДНЫМИ»




  •  
      Просмотрено: 1688 раз Просмотров: 1688 автор: admin 5 июля 2010 Напечатать Комментарии (0)