«Оттепель...» Пресс-служба » Православана Харківщина » № 9-10 (121) сентябрь-октябрь 2012  
 

«Оттепель...»Гонения верующих и разрушение храмов происходило после войны с новой силой и коварством

 

Владимир Павлович Золотарев.
Пономарь храма Святой Троицы Харькова.
Старший научный сотрудник ХНУ им. Каразина Преподаватель ХДС.

 

После смерти Сталина и его обличения Хрущевым в незаконных преследованиях невинных людей: арестах, ссылках, расстрелах, наконец, вершилась их реабилитация. У многих была надежда на восстановление полной справедливости и, что измывательства над религией прекратятся. Но, издевки и глумления продолжались…
Выступив с разоблачением культа личности Сталина на XX съезде КПСС и объявив Программу построения коммунизма к 1980 г., Н. С. Хрущев решил покончить с тем особым статусом, который Православная Церковь получила после Великой Отечественной войны. В будущем коммунистическом обществе Церкви места не будет, — заявил он. Это означало начало гонений. Широко развернулась антирелигиозная пропаганда, православие очерняли самыми разными способами, «научный атеизм» в обязательном порядке преподавали практически везде.
Верующих преследовали. Они не допускались к руководящим должностям и ко многим специальностям. Доходило дело до индивидуальной работы идеологических активистов с отдельными верующими, которая нередко кончалась изгнанием их с работы (особенно с важных госпредприятий), штрафами, судебными делами, а то и — со временем — принудительной психиатрией. С особым остервенением преследовали за работу с детьми и молодежью.
Велось строжайшее наблюдение за научно-учебным процессом. Не допускалось в работах ученых и студентов и намека на теологическое мировоззрение, «научный атеизм» в обязательном порядке преподавали практически везде.
Продолжал работать и репрессивный аппарат. Обвинения выискивались и находились… В отношении Церкви и ее служителей пребывал строжайший контроль. Священники теряли регистрацию, а значит, возможность легально служить.
С 1959 по 1962 г. было закрыто около 7 тыс. церквей. Церковь пыталась протестовать. И самое ужасающее, что нередко не только закрывали, но и разрушали храмы.
Практически, в начале шестидесятых годов поднимался вопрос о разрушении Благовещенского собора. Вслед за тем в прессе поднялся агитационный шум о необходимости ликвидации Михайловского храма, так как, по их мнению, он не вписывался в архитектурный ансамбль Харькова и нарушал его. Но главное, что Храм находился вблизи дома культуры и мешал проводить коммунистические идеи. Решили на месте храма воздвигнуть стелу в честь покорителей космоса. Считалось, что Церковь, проповедуя свое мировоззрение, будет влиять негативно на воспитание строителей коммунизма.
После полета в космос Юрия Гагарина, первого космонавта, организовывались общественные лекции для верующих, где атеисты пытались действием своих плутовских докладов доказать о «вымышленном» теологами Творце. Для популяризации своих идей, они называли улицы именами космонавтов. Так, например, переименовали Змиевское шоссе в Харькове на проспект Гагарина. Безбожники утверждали, что все, кто побывал в космосе — неверующие. Это отвергали сами космонавты, повествуя, что именно в условиях космоса им были явления, которые только укрепляли их веру в Бога. Множество проводилось акций, против веры, но все-таки большинство людей оставалось в вере.
Средства массовой информации цинично расхваливали «научно-гуманные» изобретения для безопасных взрывов храмов в местах плотных жилых застроек. И вот приблизилась пора разрушения прекрасного Храма Архистратига Михаила, так мешавшего безбожникам.
В то время я был секретарем уличного комитета, мне удалось узнать, в какой день будут взрывать Михайловский храм. Я даже получил разрешение находиться при взрыве на месте определенном для «зрителей». Был рабочий день. Мы с верующими друзьями Борисом, Онуфрием и Анатолием Бережным пришли к храму и стали на указанное место для обзора.
Приехали военные машины, нагруженные страшной техникой. Вышел патрульный отряд, который оцепил место взрыва, нас оглядели. Несколько раз по громкоговорителю предупредили о мерах безопасности.
Жутко и неожиданно прогремел взрыв. Нижняя часть храма задрожала, как будто ей стало больно… Затем второй взрыв потряс воздух и средняя часть храма две — три минуты была в волнообразном движении. После третьего взрыва сотряслась верхняя часть стен с куполом, в это время напоминающим голову. Храм, как бы склонился и весь сложился внутрь и ни один кирпич не упал снаружи… Как бы сама церковь, содрогнувшись от ужасающего вандализма, пыталась сохранить свою намоленную духовную серединку…
…На том месте, где был храм, поднялось облако пыли и дыма. Пошел дождь, небо как бы своими слезами обмывало останки храма. Мы с братьями во Христе в растерянности зашли в кафе, из окон которого был раньше виден восхитительный Михайловский храм, а теперь зияло место его взрыва.
Даже во время дождя машины продолжали увозить остатки кирпича на Змиевское шоссе под колеса машинам.
Непостижимый стыд обуревал душу за деяния безбожников и за их «взрыво‑гуманное» изобретение. Было очень грустно. Вспоминал, как перед войной около этого храма безбожники жестоко издевались над верующими (этот эпизод я описывал раньше в этой же газете). Но даже в ужасное время немецкой оккупации на престольный праздник Михаила Архангела в храме правилась служба. В то же время была надежда, что воскреснет Храм.
Позже рассматривая описание Михайловского собора, не покидала меня уверенность, если будем исполнять волю Божию — Храм воскреснет.
Так сказано «но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (1 Пет. З. 21,22).
«Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол. 1:16).
Я позволил себе, грешный, мечтать, что в основном необходимо молиться, строго выполнять заповеди. Да, любить врагов… но настойчиво стараться задержать их зло так, как они не ведают, что творят… приостановить греховное действие (даже, если придется терпеть издевательское отношение к себе), — «но обещание Богу доброй совести».
Продолжу, читая необходимые выдержки из акафиста святому Архангелу Михаилу. «Имать тебе, Архангеле Михаиле, весь род христианский велика заступника и дивна во бранех с противными помощника; сего ради пречуднаго покрова твоего сподобитися желающее».
Мы видим, что даже слабые наши молитвы Бог слышит. Настало время, и воскресают храмы. На сегодняшний день, Слава Богу, воздвигается вновь Храм Архангелу Михаилу.

 
 
 
Другие новости по теме:

  • Решение вопроса в начале 90-х годов о канонизации Слобожанских святых
  • Чудо Архистратига Михаила
  • Исторический день начала доброго делания
  • Отныне Харьков — наша вторая Родина
  • Свято-Дмитриевский храм (пос. Васищево)




  •  
      Просмотрено: 1016 раз Просмотров: 1016 автор: and 8 февраля 2013 Напечатать Комментарии (0)  
    Warning: Unknown: write failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0 Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp) in Unknown on line 0