Вот уже 15 лет семинаристы ХДС, посещающие Музей природы Хну, приобретают теологические познания Господнего творения жизни на Земле. К сожалению, на сегодняшний день, в большинстве учебных заведений биология преподается на материалистической основе, из-за чего подрывается теологическое познание природы. А ведь сколько вокруг нас происходит всего, что подтверждает библейскую истину о Боге-Творце. Например, мы находим много мест описания орла в Библии. Орёл является символом различных явлений, мест, городов и т. п.
Символом тайнозрителя судеб Божиих апостола Иоанна Богослова как евангелиста является орел. Орел обозначает Иоанна, поскольку этот ученик Христа в своем Евангелии сумел подняться до вершин богословия, подобно орлу, взлетающему высоко в небеса. Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел — символ высокого парения богословской мысли — иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Во время богослужения под ноги епископу подкладываются орлецы. Это небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. Летящий орёл и лучи, как солнечные освещающие под ним город, и под городом три источника. Орлецы означают, что епископ, должен, подобно орлу, возноситься от земного к небесному. Такое умозрительное толкование находим у святых отцов. «Избранный во епископа, прошедши три реки, начертанные на полу мелом и означающие дар учительства, к которому он призван, останавливается над городом, также нарисованным и означающим его епископию; а на верху города подобным же образом начертывается орел, означающий чистоту, православие и высоту богословия» (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 168). При посвящении архиерея среди церкви полагается ковер с изображением орла, возвышающегося над укрепленным городом и реками (большой орлец). Орёл — символ совершенного человека, идеального христианина, святого, который подобно орлам «выше других людей» и вьет свои гнезда на высоких скалах… ...Можно припомнить и отметить много удивительного об орле, например, что орел сохраняет супружескую верность всю жизнь. Раз подружившись, орел и орлица живут вместе всю свою жизнь. Своих птенцов выводят и воспитывают вместе. В его супружеские обязанности входит и кормление подруги. А вот самый удивительный отрывок, — «Летит старый орел над высокими горами, и несет он на спине своего сына, орленка…».
«Вера без дел мертва». Эти слова святого апостола Иакова — жизненный принцип начальника Южной железной дороги Героя Украины Виктора Остапчука. Истинное познание о Боге он приобретает, согласно Священному Писанию, добрыми делами, одухотворенными христианской любовью, милосердием и состраданием. Восстановление церковных святынь, бездумно разрушенных и поруганных в революционном бесовском угаре или уничтоженных во время войн, строительство новых храмов, забота о стариках и обделенных судьбой детях… За повседневной производственной деятельностью, напряженной и плодотворной, Виктор Николаевич не забывает о вечных на все времена ценностях.
…где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф. 18.19)
Четырнадцатого октября колокольный звон Свято-Покровского храма призовёт жителей посёлка Купянск-Узловой на праздничное богослужение в честь великого православного праздника – Покрова Пресвятой Богородицы. «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором», — зазвучат под расписными сводами ликующие песнопения во славу Пречистой Девы, заступницы за христиан перед своим Сыном и Богом. Вместе, как одно тело, одна душа, забывая всё, что их разделяет и различает, прихожане Свято-Покровского храма воззовут к Господу и Богоматери, и Христос незримо будет посреди них, наполняя страждущие сердца благодатью и радостью… А ведь совсем недавно жители посёлка были вынуждены ездить на церковные службы в Куриловку или в город. Местная церковь, построенная на рубеже XIX и XX веков при возведении железнодорожной линии Балашов — Купянск — Харьков практически на этом же месте, не пережила времена воинствующего безбожия. Но в начале 2009 года христианская община при поддержке Южной железной дороги вновь обрела свой храм.
Предлагаем вниманию читателей статью доктора богословия Ужгородской Богословской Академии им. свв. Кирилла и Мефодия, преподавателя Харьковской Духовной Семинарии протоиерея Сергия Скубченко. В своей статье автор высказывает суждения о состоянии общества в эпоху глобализации, негативных результатах, к которым приводит уклонение от традиционных ценностей.
Масса «богов»
на едином пространстве — глобализация Наше время находится на пересечении двух тенденций: глобализации и самозамкнутости. Тем средством, благодаря которому в наше время стремительно развивается глобализация, является технология. Современные способы информации, включая Интернет, дали новые образцы для жизни людей. Они сделали возможным существование изменчивого и неопределенного общества, которое может поддерживать себя помимо пространственных ограничений и принимать во внимание только ход времени. Это общество не является даже одномерным, оно, скорее, вообще лишено измерений, ибо никакое экономическое, политическое, общественное или иное явление не может быть реализовано за какое-то определенное время, если оно не находится в конкретном месте. Глобализация осуществляется людьми, которые выходят на связь друг с другом, но ничем больше не связаны. Самыми сильными инструментами для образования и поддержания этой всемирной власти являются средства массовой информации. Они собирают, обрабатывают и распространяют сведения по всему миру. Так все человечество становится единым двором, единой площадью и может контролироваться и направляться едва заметным образом как угодно. Люди превращаются в потребительские машины, постепенно утесняя свой внутренний духовный мир, забывают о своих духовных запросах и отождествляют свободу со снятием ограничений на потребление и передвижение. Глобализация делает технику жертвенником человеку, как некоему божеству. Масса богов на едином пространстве, приносящих себе в жертву все, что может послужить удовлетворению потребностей. В жертву идет все, начиная землей, заканчивая воздухом, а топливо — деньги. Лицемерие, с которым сегодня подается глобализация, само по себе впечатляет. В прошлом существовали определенные фундаментальные нравственные и религиозные принципы, которые поддерживали некоторое равновесие. Даже если эти принципы попирались «правом сильного», они не утрачивали своего значения. Но сейчас положение дел иное. Лицемерие имеет в своем распоряжении всю власть для дезинформации, дабы извратить все факты и реализовать любые бесчеловечные и несправедливые замыслы, прикрываясь словами о «гуманитарной акции» и «любви к человеку». Что же ожидает наш мир в будущем? – размышляют СМИ, «смакуя» о глобальной экологической катастрофе, перенаселении, потухании солнца, столкновении с астероидом – об опасностях сомнительных и отдаленных, а вот о ближайшей и самой грозной опасности никто не упоминает: что будет через 10-15 лет, когда на ключевые позиции в обществе придет «новое поколение»? Как оно решит распорядиться всей совокупностью социального, научного, производительного и культурного опыта, которая достанется ему от предшествующих поколений? Не окажется ли забытым и отправленным на свалку все, что впрямую не касается простейших потребительских инстинктов? Нет ни малейшей гарантии, что спустя несколько десятилетий, на смену ему не придет откровенный дикарь, все сознательные импульсы которого окажутся сведенными к навыку нажимать в нужное время условные кнопки: «еда», «питье», «зрелища» и «сексуальное наслаждение». Созданная во второй половине двадцатого века идеологами глобализма на основе либеральных ценностей синтетическая молодежная субкультура насаждает в сознании молодых людей духовная безразличность, относительность нравственных норм и космополитизм. Из тех, кто должны вырасти патриотами своей страны, тружениками и защитниками своей Родины, она делает «граждан мира», которые теряют связь с отечественной культурой и государственностью. им чужды интересы своего Отечества, они не способны трудиться ради его блага, отдавать свои силы и знания на созидание его могущества и обеспечение обороноспособности. Предыдущие поколения продвинули общество, науку и технику далеко вперед. С одной стороны, это хорошо, но ведь смысл прогресса не только в накоплении знаний, материальных ценностей и т. п., важно воспитать в последующих поколениях нравственность и ответственность, чтобы они могли достойно воспользоваться опытом своих отцов. Что, если уже ближайшим нашим потомкам станут совершенно безразличны и культура, и философия, и исторические памятники, и экология?
12 сентября 2010 По благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима викарий Харьковской епархии архиепископ Изюмский Онуфрий посетил Свято-Александро-Невский храм г. Харькова. В этот день община Свято-Александро-Невского храма во главе с настоятелем протоиереем Петром Козачковым торжественно отмечают престольный праздник — Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского. Архиепископ Онуфрий в сослужении настоятеля и духовенства г. Харькова совершил Божественную литургию. После литургии по традиции был отлужен молебен и совершен крестный ход вокруг храма. Архиепископ Онуфрий поздравил от имени митрополита Никодима духовенство и верующих с праздником и пожелал Божией помощи и предстательства небесного покровителя благоверного князя Александра Невского.
В один из последних дней уходящего лета, наша воскресная школа Свято-Ильинского храма пос. Высокий Харьковской епархии по благословению батюшки совершила паломничество по святыням Днепропетровщины.
Оно бы, наверное, и не состоялось, если бы не труды и поддержка многих: и прихожан нашего храма, и просто знакомых и совсем незнакомых нам людей. И поездка совершилась, оставив много незабываемых впечатлений. Пред нами предстал величественный Днепр, красивая набережная, тихие уютные улочки и спокойная размеренная жизнь города в выходной день. Таким запомнился нам Днепропетровск… Предлагаем читателям познакомиться с впечатлениями некоторых участников поездки.
Становится доброй традицией, когда по приглашению учебных заведений священнослужители Харьковской епархии 1 сентября, в День знаний, принимают участие в торжествах, посвященных началу учебного года. Такая практика устанавливается практически во всех городах и селах Харьковской области, там, где полноценно функционирует религиозная община. Присутствие священника, его напутственные слова, благословение привносят особую атмосферу духовности, дают ощутить каждому, и преподавателям, и учащимся, высокое предназначение знаний, для повышения уровня жизни нашего общества на основании вечных ценностей добра и любви. В канун нового учебного года в храмах были совершены молебны на благословение учащимся, все желающие могли принять участие в таких молебнах и получить индивидуальное благословение священника.
22 сентября 2010 г. по благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима викарий Харьковской епархии архиепископ Изюмский Онуфрий посетил приходскую общину Рождества Пресвятой Богородицы пос. Ковяги Валковского района. Архипастыря встречали благочинный 19-го округа протоиерей Иоанн Пылыпив, настоятель храма пос. Ковяги иерей Виталий Репко, духовенство и верующие Валковского благочиния. Архиепископ Онуфрий возглавил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы, по окончании которой преподал духовенству и верующим архипастырское благословение и пожелал помощи Божией в христианской жизни.
18 сентября на Мемориале Славы в г. Харькове по благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима викарий Харьковской епархии архиепископ Изюмский Онуфрий принял участие в торжественной церемонии принятия Воинской присяги на верность украинскому народу курсантов 1-го курса Национальной юридической академии имени Ярослава Мудрого. Архиепископ Онуфрий прочел молитву, окропил курсантов святой водой и сказал добрые напутственные слова.
1 сентября по благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима викарий Харьковской епархии архиепископ Изюмский Онуфрий посетил г. Белгород, где принял участие в праздновании 50-летия архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна. В Свято-Преображенском кафедральном соборе г. Белгорода прошла Божественная литургия, за которой архиепископ Онуфрий сослужил российским архиереям. Возглавил богослужение митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. После богослужения, на праздничном приеме архиепископ Онуфрий сердечно поздравил юбиляра с памятной датой и пожелал Божией помощи в святительском служении.
21 сентября 2010 г. по благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима викарий Харьковской епархии архиепископ Изюмский Онуфрий посетил приход Рождества Пресвятой Богородицы г. Дергачи Харьковского района. Архипастыря встречали настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Василий Товкан вместе со священнослужителями местного благочиния и верующими. На празднике и богослужении присутствовали голова Дергачевской районной администрации Владимир Кацуба, глава Дергачевского городского совета Александр Лисицкий. Архиепископ Онуфрий совершил Божественную литургию в сослужении духовенства. После богослужения были вручены церковные награды попечителям дергачевского храма. От имени правящего архиерея митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима архиепископ Онуфрий поздравил всех с великим праздником и преподал архипастырское благословение. Перед своим отбытием в Харьков на могиле бывшего настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Дергачи протоиерея Ильи Щербана, недавно отошедшего ко Господу, архиепископ Онуфрий совершил краткую литию.