Удивительное рядом Православана Харківщина, №9 (98) сентябрь 2010  
 
Вот уже 15 лет  семинаристы ХДС, посещающие Музей природы Хну, приобретают   теологические познания Господнего творения жизни на Земле. К сожалению, на сегодняшний день, в большинстве учебных заведений биология преподается  на материалистической основе, из-за чего подрывается теологическое познание природы. А ведь сколько вокруг нас происходит всего,   что подтверждает библейскую истину о Боге-Творце. Например, мы находим много мест описания орла в Библии. Орёл является символом различных явлений, мест, городов и т. п.

Символом тайнозрителя судеб Божиих апостола Иоанна Богослова как евангелиста является орел. Орел обозначает Иоанна, поскольку этот ученик Христа в своем Евангелии сумел подняться до вершин богословия, подобно орлу, взлетающему высоко в небеса.  Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел — символ высокого парения богословской мысли — иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова.
Во время богослужения под ноги епископу подкладываются орлецы. Это небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. Летящий орёл и лучи, как солнечные освещающие под ним город, и под городом три источника. Орлецы означают, что епископ, должен, подобно орлу, возноситься от земного к небесному. Такое умозрительное толкование находим у святых отцов. «Избранный во епископа, прошедши три реки, начертанные на полу мелом и означающие дар учительства, к которому он призван, останавливается над городом, также нарисованным и означающим его епископию; а на верху города подобным же образом начертывается орел, означающий чистоту, православие и высоту богословия» (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных,
гл. 168). При посвящении архиерея среди церкви полагается ковер с изображением орла, возвышающегося над укрепленным городом и реками (большой орлец).
Орёл — символ совершенного человека, идеального христианина, святого, который подобно орлам «выше других людей» и вьет свои гнезда на высоких скалах…
...Можно припомнить и отметить много удивительного об орле, например, что орел сохраняет супружескую верность всю жизнь. Раз подружившись, орел и орлица живут вместе всю свою жизнь. Своих птенцов выводят и воспитывают вместе. В его супружеские обязанности входит и кормление подруги. А вот самый удивительный отрывок, — «Летит старый орел над высокими горами, и несет он на спине своего сына, орленка…».
 В различных художественных произведениях сообщается ещё множество эпизодических явлений о жизни орлов. Вот один из них. Люди, косившие сено на лугу, наблюдали за семьей орлов, которые пытались покормить своих птенцов. Когда орел, поймав  в реке рыбу, понес её к своему гнезду, а его детеныши, увидев еду, начали громко и радостно пищать, люди возмутились,  что эта птица  осмеливается их пищу присваивать себе. Они начали громко кричать, бросать палки, камни в орла и отбили у него рыбу. Птенцы с волнением еще громче пищали. Орел вновь поймал рыбу и понёс её к гнезду, но люди не допустили покормить птенцов. Так орел несколько раз пытался покормить слабеющих, голодных птенцов, но люди так и не позволили ему это сделать. Птенцы  жалобно всё тише и тише пищали, и к вечеру их почти не было слышно. Птенец должен  беспрерывно есть, т. к. быстро растёт, а иначе он погибнет. В это время   подошёл священник. Выяснив всё о происходящем, он поведал этой толпе о том, что Творец создал только необходимое для жизни на Земле. Он сотворил орла хищным. Но хищники — санитары природы, они приносят колоссальную пользу тем, что  могут ликвидировать особей имеющих какие-нибудь недостатки, из-за которых данная популяция, может не только уменьшиться, но даже погибнуть как вид. Вот почему в пруду обязательно нужна щука — «чтобы карась не дремал». В словах священника звучала и досада и сожаление: поступок крестьян был действительно неоправданно жестоким. Ведь все живые существа уповают на Творца, их очи смотрят  с надеждой на Господа, так как Он каждому в свое время дает пищу, отверзая Свою щедрую руку, чтобы всех живых наделить милостями. После этой беседы люди опомнились и позволили орлу покормить птенцов.
«Природа принадлежит Богу, Он её создал и вручил нам, а мы обязаны с благоговением заботиться о сокровище, что вручено нам Господом», — сказал недавно в своём обращении Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«Орел (Втор. 32, 11) — хорошо известная хищная птица, нечистая по Моисееву закону (Лев.11,13; втор.14,12).
На особенности этой хищной птицы нередко делаются указания в священных писаниях. Быстрота полёта орла, прожорливость, высокие уединённые места, которые избирает она для устройства своих гнезд, острота зрения при преследовании добычи указываются в следующих местах Священного писания: Числ. 24,21;
Иов. 9,26; 39, 27-30; Притч. 23,5;
30,17,19; Иер. 49,16; Авд. 1,4; Мф. 24,28;
Мк. 27,37. В двух последних цитатах, по мнению некоторых, иудейский народ сравнивается со свежим трупом, лежащим на открытом поле и привлекающим римское войско, знамя которого, как известно, состояло из орла. Персидские знамёна состояли тоже из орла. Нежность орла к своим детенышам замечательно верно обозначена в следующих местах Священных книг: Исх. 19,4; Втор. 32,11. Быстрота полёта орла указывается в книгах Втор. 28,42;
II Цар. 1,23 и др. На его хищнические наклонности указывается в книгах пророков  Исаии 46,11;
Осии 8,1. На долгожизненность орла, при общем мнении, что он обновляет свои перья в преклонных летах и получает новую жизненную силу, указывается у пророка Исаии 40,31
и в словах: «обновляется, подобно орлу, юность твоя» (Пс. 102,5). Орёл издревле является символом силы и могущества  как частных лиц, царей и героев, так и целых царств и народов, как например, Вавилонского, Египетского (Иез.17). С одной стороны, орел служит в Священном Писании символом гордости, надменности и самонадеянности. «Грозное положение твое, — говорит Господь устами Иеремии о Восоре, — и надменность сердца твоего обольстили тебя, живущего в расселинах скал и занимающего вершины холмов. Но хотя бы ты как орёл высоко свил гнездо твое, и оттуда низрину тебя» (Иер. 40,9). С другой стороны, орёл представляется символом скорости падения, исчезновения и ничтожества: «Не заботься о том, чтоб нажить богатство, — говорит премудрый царь Израильский, — оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и его уже нет, потому что оно сделает себе крылья и как орел улетит к небу» (Притч. 23,4-5)»
[Архим. Никифор. Репринт. изд. 1891. Библейская энциклопедия, с.533]
В. П. Золотарёв, старший научный сотрудник  музея природы ХН
У
 
 
 
Другие новости по теме:

  • Слово на Богоявление Господне Святителя Димитрия Ростовского
  • ИЗ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ
  • Туристический клуб для детей и молодежи
  • ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА ПРИ ХАРЬКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
  • Для чего Бог создал человека?




  •  
      Просмотрено: 1554 раз Просмотров: 1554 автор: admin 4 ноября 2010 Напечатать Комментарии (0)