Харьковская Духовная Семинария Православана Харківщина, №10 (99) октябрь 2010  
 
Сегодня в Харьковской Духовной Семинарии на стационаре обучается 86 воспитанников, на заочном секторе — 92. Выпускники семинарии осуществляют пастырское и церковное служение, как в Харьковской епархии, так и за ее пределами.  Также продолжают процесс образования в стенах Киевской, Московской, Санкт-Петербургской Духовных академий и других высших учебных заведениях Русской Православной Церкви.
В этом году, за период летних каникул, в семинарии был проведен капитальный ремонт, благодаря которому, стало возможным открыть для иногородних воспитанников общежитие.  Теперь, благодаря отеческой заботе Митрополита Никодима и архиепископа Онуфрия, наши учащиеся имеют не только «кров над головой», но и отличное 4-х разовое питание.
Для внеклассного чтения и подготовки в семинарии есть уже довольно большая библиотека, в которой более 5 тысяч экземпляров духовной и художественной литературы.  Как рассказала заведующая библиотекой Зинаида Павловна Есипова, основной фонд пополнения литературой — это бюджет нашей епархии, а также не малая доля принадлежит добровольным частным пожертвованиям жителей Харьковщины и других областей Украины и даже России.  Есть большая просьба к нашим читателям —е принять участие в пополнении книжного фонда семинарской библиотеки. Это будет способствовать повышению уровня знаний наших будущих пастырей.  А это весьма богоугодное дело.  Мир не без добрых людей.  Так прошлогодние выпускники семинарии заочного отделения купили для библиотеки новый современный компьютер.  Хочется, чтобы это стало доброй традицией.

Иконописная школа

В 2001 году, по благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, при Харьковской духовной семинарии была открыта иконописная школа.  В настоящее время под руководством Чуриловой Натальи Митрофановны в школе обучается 52 человека.  Воспитанники школы изучают богословские предметы: Ветхий и Новый Завет, катехизис, патристику, иконографию.
Таким образом, повышается духовный уровень учащихся.  На практических занятиях проходят изучение работ древних мастеров по технологии, выработанной в традиции православной иконы.
Цель школы — углубленное познание техники древних мастеров, как приемов в рисунке, живописи и композиции для применения уже в современной живописи.  Итогом обучения являются оригинальные работы.
Школа неоднократно принимала участие в выставках и общественных мероприятиях, проводимых в г. Харькове.  Но, самое главное, что после освящения эти иконы становятся святынями, приводящими многих людей к покаянию пред Богом и спасению.
Заканчивается капитальный ремонт актового зала семинарии.  Здесь будут проходить торжественные события семинаристов в течение всего учебного процесса.  На этот объект особое внимание уделяет инспектор — отец Валентин.  К нему мы обратились, чтобы взять интервью.
— Отец Валентин, расскажите, пожалуйста, читателям нашей газеты «Православна Харківщина», чем занимаются еще преподаватели и воспитанники семинарии, кроме учебных занятий?
— Преподаватели участвуют в проведении различных конференций в Университете им.Каразина, пединституте, также участвуют в различных международных конференциях. Например, в последней, которая прошла под председательством Патриарха Кирилла в Троице-Сергиевой Лавре, посвященная 325-летию Московских духовных школ; в Покровских чтениях и других конференциях, которые проводили Киевские духовные школы. Преподаватели и воспитанники семинарии готовят очень обширные доклады и выступления, принимают участие в реформе духовных школ, которая в настоящее время проводится в Русской Православной Церкви.  По благословению Блаженнейшего митрополита Киевского Владимира и под руководством председателя Учебного комитета архиепископа Антония, Ректора и профессора Киевских духовных школ, в этой реформе будут участвовать все учебные духовные заведения УПЦ, в том числе и наша духовная семинария.  Также, преподаватели и студенты участвуют в воспитательном духовном процессе при воскресных школах на приходах Харьковской епархии, а также в местах лишения свободы.  Например, отец Тарасий Войтенко возглавляет воскресную школу в Харьковском СИЗО. В Куряжской детской колонии работают наши преподаватели.  Я и другие преподаватели посещаем школу им.Макаренко на ул. Шевченко.
Важным в этом году является возрождение Харьковской духовной семинарии, прежде всего ее внутренней реформе, т.е. перестройке семинарии в духовном и бытовом направлении.  Этот процесс, естественно, проходит по благословению Ректора семинарии, митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, при активной поддержке и участии викарного архиепископа Изюмского Онуфрия.  Сейчас закончился капитальный ремонт и реконструкция самого здания семинарии с устройством удобных спальных комнат для воспитанников к началу учебного года. Все семинаристы переведены на четырех разовое безплатное питание.  Конечно же, это, прежде всего, заслуга наших архипастырей, которые оказывают самую активную помощь, в том числе и материальную.
Семинаристы участвуют в оказании материальной помощи нуждающимся людям на своих приходах.
Хочу сердечно поблагодарить всех настоятелей, которые оказывают материальную и продовольственную помощь семинарии.
— Владыка Ректор, митрополит Никодим, под особым контролем держит процесс воспитания будущих пастырей, а как воспитанники используют богатейшее духовное наследие трудов Владыки?
— Ректор семинарии, митрополит Никодим, является членом-корреспондентом Украинского и Российского союза писателей. Его труды печатаются и известны очень широкому кругу читателей наших периодических епархиальных изданий, в том числе и газеты «Православна Харківщина».  Стихи и труды владыки Ректора семинаристы активно изучают, пишут на темы, затронутые владыкой в его изданиях, свои сочинения, которые помещают в периодических изданиях нашей епархии.  Одним словом, духовное наследие нашего Владыки-Ректора находит практическое применение в учебном процессе семинарии.
— И, последнее.  Отец инспектор, как во всяком сообществе есть свои «маяки», передовики, так и в семинарии есть, наверное, отличники учебы и поведения?
— Чтобы хорошо учиться, нужно много трудиться.
К таким «друдолюбам» нашей семинарии нужно отнести: Заричного Николая —
 4 кл., Гертер Филиппа —
3 кл., диакона Павла Протопопова — 2 кл., Борисевич Евгения — 1 кл. За ними идут другие, но эти выше.
— А что делаете с теми, которые не успевают?
— После многократного увещевания — «Буди, яко язычник и мытарь». Отчисляем.
Пожелаем, дорогие читатели, всему педагогическому коллективу и учащимся ХДС никогда не слышать этого грозного предупреждения и перейдем к знакомству с последним материалом о Харьковской Духовной Семинарии, ее истории.

Протоиерей
Владимир Гордиевич,
протоиерей Владимир Воскобойников

История Харьковской духовной семинарии
Духовное образование в Харькове берет свое начало с давних времен.
В XVIII — начала XIX века просветительским центром Слободской Украины был Харьковский коллегиум. Его история начинается с 1772 года, когда Белгородский епископ Епифаний Тихорский, воспитанник Киево-Могилянской академии, основал в своей епархии при Николаевском монастыре духовную школу.
В 1726 г. школа была переведена в Харьков как славяно-греко-латинская. Инициатором этого перевода был известный покровитель просвещения генерал-фельдмаршал, князь М.М. Галицин.
В 1734 г. после получения жалованной грамоты императрицы Анны Иоанновны славяно-греко-латинская школа стала именоваться коллегиумом. Это было первое высшее учебное заведение на Слобожанщине.
В системе образования образцом для новообразованного учреждения служила Киево-Могилянская академия, но перечень учебных дисциплин в коллегиуме был шире: в 1730 году были открыты классы славяно-русского языка (русскому языку в коллегиуме уделялось особое внимание), латинского языка, поэтики, риторики, философии, богословия, в 1740 году -греческого, французского и немецкого языков, в 1768 году — математики, геометрии, архитектуры, географии, итальянского языка, в 1779 году — музыки, в 1795 г. — физики и естественной истории, в 1808 году — сельского хозяйства и медицины. Воспитанники коллегиума учились составлять и произносить проповеди, проводить диспуты на латинском и русском языках, сочинять стихи. Богословие преподавалось по Феофану Прокоповичу, риторика и русская словесность по Михаилу Ломоносову. В 1805 г. в библиотеке коллегиума было более 2000 книг на разных языках. Выпускники коллегиума могли служить и в духовных, и в гражданских ведомствах. В 1759-1769 гг. (с перерывами) в коллегиуме преподавал Г.С. Сковорода.
В 1817 г. Харьковский коллегиум был преобразован в третьеразрядную семинарию -учебное  заведение  исключительно  для  лиц  духовного  звания. При нем были открыты духовные, уездные и приходские училища. В семинарию могли поступать только после уездных училищ. Курс обучения — 6 лет (в каждом из трех классов обучение продолжительностью в 2 года).
В 1841 г. было упразднено название «коллегиум», и впредь он именовался Духовной семинарией.
В 1851 г. Духовная семинария переехала в новое здание, освященное епископом Харьковским и Ахтырским Филаретом (Гумилевским). Вопрос о постройке нового, обширного и удобного помещения был поднят святителем Мелетиеем Леонтовичем. При семинарии была построена церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, были обустроены два сада, огород и ботанический сад.
В 1867 г. был введен новый устав духовных семинарий: были отменены преподавание патристики, библейской истории, сравнительного богословия, сельского хозяйства, естественной истории и медицины; введены основное богословие, космография, тригонометрия и обзор философских учений. Вместо трех двухгодичных классов были введены 6 одногодичных.
В 1917 г. Харьковскую Духовную семинарию закрыли, а некоторых преподавателей репрессировали.
Такая ситуация сохранялась вплоть до 90-х годов. Согласно прошения митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима о необходимости преобразования Харьковского двухгодичного училища в духовную семинарию с четырехгодичным сроком обучения, Священный Синод УПЦ под председательством Блаженнейшего Митрополита Владимира 12 сентября 1996 г. благословил постановлением №36 преобразование Харьковского духовного училища, открытого в 1993 г. трудами митрополита Никодима, в духовную семинарию.
Духовное училище, находившееся в Свято-Покров-ском монастыре, было преобразовано в Духовную семинарию и перенесено в новопостроенное здание при Свято-Петропавловском храме, в котором находилось до 2000 г. Первым инспектором восстановленной семинарии стал ныне покойный прот. Василий Каюн, приложивший немало усилий и трудов на благо возобновленной семинарии.
В 2000 г. трудами владыки Никодима при непосредственном участии архиепископа Изюмского Онуфрия было восстановлено прежнее здание семинарии, находящееся на территории Покровского монастыря. Ректор Харьковской Духовной семинарии митрополит Никодим освятил отремонтированное здание семинарии. Таким образом возобновился учебный процесс, прерванный в 1917 г.
В настоящее время Харьковская Духовная семинария является полноценным духовным учебным заведением в образовательной системе Русской Православной Церкви. В ее стенах ведется как преподавательская, так и научно-методическая работа, направленная на воспитание будущих достойных священно и церковнослужителей.
Преподаватель ХДС,
Павел Евгеньевич
Михалицын
 
 
 
Другие новости по теме:

  • 10 років Харківській Духовній семінарії
  • Начался учебный год в духовной семинарии
  • Семинар по психологии
  • Архиепископ Харьковский и Богодуховский Онуфрий утверждён ректором Харьковс ...
  • В Харьковской Духовной Семинарии начался новый 2011-2012 учебный год




  •  
      Просмотрено: 4212 раз Просмотров: 4212 автор: admin 26 ноября 2010 Напечатать Комментарии (0)