DataLife Engine > Православана Харківщина, №6 (107) июнь 2011 > Крестный ход в харьковском небе
Крестный ход в харьковском небе11 июля 2011. Разместил: and |
![]() Уже в начале одиннадцатого от Поклонного креста, установленного на северном въезде в Харьков, по Белгородскому шоссе, на окраине жилмассива Пятихатки, где живут и работают физики-ядерщики, несколько сот человек отправились Крестным ходом к аэродрому авиапредприятия «Лилиенталь», который находится в районе поселка Черкасская Лозовая — всего около 5 километров. Это не так много, крестоходы идут всегда очень быстро, и, ведомые неизменным устроителем харьковских Крестных ходов Сергеем Прокопенко, это расстояние преодолели за 45–50 минут. Следует учесть только, что среди крестоходов всегда немало представителей старшего поколения, детей (даже и в колясках), а также тот факт, что в этот солнечный ясный день температура воздуха достигала 28 градусов в тени! Ранняя майская жара, возможно, кому-то и помешала. Но не харьковским крестоходам. Радовало глаз наличие в этих рядах немалого числа молодых людей. Наше искусительное время, по прошествии десятилетий безбожия, порождает преобладающую масскультурную точку зрения на крестный ход — как на анахронизм. Встречается мнение, что «участвовать в таком социальном действии — значит, демонстрировать либо глубокую воцерковленность, либо причастность к анахроничному и полумаргинальному ритуалу». Однако для идущих и молящихся — это, с одной стороны, посильное повторение Крестного пути Спасителя, а с другой — смысл Крестного хода в совместном молитвенном делании, покаянии, прошении у Господа прощения и защиты, и у Богородицы — Покрова. Вглядываясь в лица молодых крестоходов, вы убедитесь, что именно это и есть подлинное лицо современной молодежи. А то, что пляшет и клубится в исподнем или без оного на всяческих подмостках и экранах ТВ — это помрачение, дьяволово искажение молодого, а значит, прекрасного лица. Зеленый — цвет жизни! Свернув с направления Харьков — Белгород (участок трассы Симферополь — Москва), ход прошествовал некоторое время по проселочной дороге, вдоль лесопосадки, до полого-овражистой местности, в которой, на удивление, нашлось местечко для простого, с выкошенной травой аэродромчика. С такого покрытия умеют взлетать те самые «кукурузники». Вместе с молодым священством, с хоругвями и иконами сюда пришло несколько сот человек. «Но вопрос не в количестве, — подчеркнул в интервью перед полетом о. Сергий Скубченко, — а насколько это душевно откликается в сердцах тех, кто участвует в подобных акциях. Важно не количество, а, так сказать, качество — насколько искренно совершают люди это действие. А ведь в Крестном ходе соучаствуют и те, кто хотя бы сочувствовал, оставшись дома, увидев информацию по телевидению или в газете; они тоже получат духовную радость — ту, на которую надеялись. Повторяя пасхальные слова Иоанна Златоуста, скажу, что все, кто пришли «и в первый, и в девятый час», получат благодати одинаково. Важно то, насколько сердце принадлежит молитвенному действию». К полету готовились летчик Юрий Покусай, руководитель Харьковского аэроклуба имени В. С. Гризодубовой Сергей Филатов, а также представители службы, обеспечивающей безопасность полета. Надо сказать, что аэродромчик вполне соответствовал названию «Лилиенталь»: похоже, именно с такого склона взлетал некогда прославленный планерист конца ХIХ века Карл-Вильгельм Отто Лилиенталь. Тем больше мужества потребовалось батюшкам и двум телеоператорам для совершения перелета на «аннушке». Летчики занесли в маленький Ан-2 икону Богородицы Озерянской, охранительницу, из Благовещенского собора, обычно поднимаемую в небеса над главным иконостасом. Подали и Образ Святых Слободского края (он обычно пребывает над ракой с честными мощами священномученика Александра Петровского в кафедральном Благовещенском соборе Харькова). На переднем плане, в центре этой большой иконы изображен святитель Афанасий Лубенский, держащий в руках Чудотворную икону Богородицы Озерянской, стоящий в ряду со святителями Иоасафом Белгородским и Мелетием Харьковским, а также священномучениками Онуфрием (Гагалюком), Александром (Петровским) и Константином (Дьяковым). За спинами когорты молитвенных защитников града Харькова разных эпох (у Бога нет времен!), ведущих навстречу нам, сегодняшним харьковцам, — сонм новомучеников, известных и безымянных; на иконе виден и сам город, с его живыми и убиенными храмами. Замысел воплотился. Биплан, похожий на большую желтенькую стрекозу с белыми крыльями, разбежался и взлетел над зеленым склоном холма, словно с трамплина, и, кренясь на правое крыло, стал заходить на большой круг над городом — против часовой стрелки, как водится в Крестных ходах. Через 40 минут, во время которых не прекращался и земной молебен, три молодых священника, улыбаясь, вышли из приземлившегося «кукурузника». Зазвучали колокольные звоны — из динамиков, питаемых в поле небольшим дизель-генератором. — Сегодня все получилось очень хорошо, просто замечательно! — несколько раз повторил сразу по выходе из самолета о. Сергий. — И погода нас не подвела, и техника. Конечно, непривычно совершать молебен в воздухе, среди воздушных ям, но мы молились перед нашими святыми иконами и помянули все имена в тех записках, что были поданы. Для меня молебен в небе — впервые, это удивительное ощущение. Кроме всего, меня поразили красота и зелень Харькова. Зеленый — в Церкви цвет жизни, возрождения, благодати Духа Святого. Хочется, чтобы эта благодать запечатлевалась и действовала и в душах харьковчан. Пока крестоходцев подкрепляли на прощание компотом и пирожками, самолетик снова взмыл ввысь, сделал круг над остающимися на земле людьми, покачал крылами и растаял в небе. Станислав Минаков (В сокращении) |