DataLife Engine > Православана Харківщина, №9 (110) сентябрь 2011 > «Православная культура Слобожанщины» пришла в школу
«Православная культура Слобожанщины» пришла в школу17 октября 2011. Разместил: and |
![]() 22 сентября в Актовом зале Харьковской духовной семинарии состоялось совещание директоров воскресных школ Харьковской епархии с участием секретаря епархиального управления протоиерея Михаила Кита, инспектора семинарии протоиерея Валентина Ковальчука, отцов-благочинных и настоятелей храмов, советника при губернаторе Харьковской области Левчука Виктора Георгиевича. Первым к аудитории обратился секретарь Харьковского епархиального управления протоиерей Михаил Кит: — Дорогие отцы, братья и сестры! Вы знаете, что сессией Областного Совета было принято решение о том, чтобы в наших общеобразовательных школах преподавался предмет «Православная культура Слобожанщины». Преподавание этого предметом должно быть противовесом всему разнообразию «христианских этик» и служить целенаправленному изучению православной традиции и православной культуры. Сейчас мы приступили к тому, чтобы этот предмет был введен во всех школах факультативно. Харьков и Слобожанщина в решении подобных вопросов часто были первыми, а затем этот опыт перенимали и другие регионы Украины. Я думаю, что даст Бог, так будет и в этот раз. Я предоставляю слово советнику при харьковском губернаторе по делам образования Виктору Георгиевичу Левчуку, который расскажет нам, какую лепту Харьковская епархия может внести в это важное дело. Виктор Георгиевич Левчук: — Дорогие честные отцы, уважаемое собрание! В прошлом году по решению областной администрации был проведен «пилотный» эксперимент в школах Харькова и области по преподаванию предмета «Православная культура Слобожанщины». По программе, согласованной с Харьковской епархией, была проведена подготовка около 600 учителей, и с 1 сентября в наших школах было начато преподавание этого предмета. По моей просьбе владыка Онуфрий благословил провести настоящую встречу, поскольку дело это совместное, и отец Михаил справедливо сказал, что этот предмет должен стать противовесом различным псевдо христианским «культурам», противоречащим нашей исторической традиции. В связи с этим, Церковь и система образования должны вводить этот курс совместными усилиями. Процесс этот непростой. Как оказалось, не во всех школах с пониманием относятся к этому важному делу, несмотря на наличие соответствующих документов со стороны Управления образования Харьковской области. В настоящий момент ситуация такова. С 1 сентября преподавание «Православной культуры Слобожанщины» началось в пятых классах 430-ти школ. В 9-ти из этих школ продолжается эксперимент в шестых классах. Это порядка 70% школ, в которых имеются пятые классы. В разных районах области ситуация выглядит по-разному. В Балаклеевском районе дело обстоит неплохо. В 30-ти школах идет преподавание этого предмета. В Богодуховском районе — в 23-х школах, в Волчанском — в 16-ти, в Изюмском — 17-ти школах, в Харьковском районе — в 42-х школах. В Дергачевском районе было подготовлено 23 преподавателя, а преподавание началось в 14-ти школах. В целом по области ситуация — нормальная. К сожалению в городе Харькове ситуация намного хуже. Это и нежелание директоров, пассивная позиция родителей, либо влияние других псевдорелигиозных организаций. Мне очень хотелось бы обратиться к вам с просьбой о помощи в вопросах организации и преподавания «Православной культуры». Этот курс без аккуратной, деликатной помощи со стороны наших храмов и приходов, естественно, полноценных не будет. Это понятно всем. И, хотелось бы, получить соответствующую поддержку от отцов-благочинных и от приходов Харьковской епархии. Курс предполагает в 5-м классе ознакомление с основами Православной культуры. Хотя это понятие достаточно широкое, но мы должны знать некоторые основные моменты для сотрудничества Церкви и школы. Во первых, курс этот — светский. Для того, чтобы, как в других областях, не возникла реакция противодействия со стороны других религиозных организаций. Курс соединяет в себе историю нашего Слобожанского края, историю от истоков Крещения до настоящего времени. В курс входят такие понятия как, что такое православный храм, православная икона и музыка. Естественно, преподаватель должен получить помощь и консультацию от тех, кто наиболее компетентен в этой области, т.е. от священника. Вместе с тем, мы не должны «наломать дров», оказывая какое-либо давление. Многие не верили, что мы с 1-го сентября сможем выйти на такие показатели, учитывая многие аспекты и определенные политические силы, которые противодействовали введению этого курса. Тем не менее, руководство области приняло однозначное решение о том, что такому курсу быть. Владыка митрополит, еще при жизни, благословил введение этого курса. Священники, преподаватели семинарии должны иметь возможность для постоянных консультаций, для того, чтобы с учениками прийти в храм и поговорить о его особенностях, об этике поведения в храме, чтобы сформировать устойчивое представление о Православной культуре. В продолжение встречи, ее участники выступили с вопросами и предложениями. Протоиерей Владимир Гордиевич — главный редактор газеты «Православная Харьковщина»: — Я служу священников уже 30 лет, и знаю, что во многих школах имеется предвзятое отношение к священникам. И это очень полезное и нужное дело в некоторых школах воспринято с недоверием и отчужденностью. Мне кажется, что необходимо в школах провести встречи священников с участием представителей районных отделов образования. Чтобы было видно, что не сам священник «пробивает» эту стену отчужденности, но чтобы была видна и реакция местных властей. В.Г.Левчук: — Вы совершенно правы, отец Владимир. Когда мы проводили курсы подготовки к преподаванию «Православной культуры», у большинства учителей, прошедших на этих курсах подготовку, отношение к этому предметы было адекватное, и мы настраивали их на то, что они будут иметь возможность обратиться за помощью к священникам, а священники эту помощь окажут. На каждом приходе есть свой актив, есть преподаватели воскресных школ, которые могут пойти на контакт с администрацией и преподавателями школ, в которых изучается этот предмет, и совместными усилиями решать эту благородную задачу. А что касается совместных встреч директоров школ, священников и руководителей районных отделов образования, то я думаю, на уровне руководства города и области мы эти вопросы решим. Протоиерей Михаил Кит: — То, что сделало руководство города и области в отношении преподавания «Православной культуры», это только подготовка почвы. И, конечно, на этой почве будут еще сорняки. Но, чтобы все нам преподнести на тарелочке — этого не будет. Я хорошо знаю, сколько было преодолено препятствий, не только, чтобы принять это решение, но и чтобы ввести это решение в действие. Поэтому, мы должны проникнуться сознанием, что каждый священник на своем приходе должен быть уже давно желанным в школе. Почва подготовлена, не ждите. Ни каких снисхождений со стороны епархии не будет. Мы будем строго спрашивать с каждого священника, почему нет прогресса в преподавании этого предмета в школах на его приходе. Священнику Богом поручен не только храм, но все жители населенного пункта, и судьба школы. Вы посмотрите, как ведут себя секты. Их не принимают через парадные двери, они идут с тыльной стороны или «лезут в окно». А мы ждем, когда нас пригласят. Нам будет непростительно, если мы не используем эту уникальную возможность, когда нам дают «зеленый свет», чтобы прийти в школу с Православной верой, культурой и традициями. Если мы не заполним сознание детей Православной верой и культурой, то его заполнят другие. Но тогда нам нечего будет делать. Нам надо дать понять в школах, что это не временное явление, это не реклама. Нам приходилось не раз встречаться с руководством области и города, и удалось добиться понимания того, что это дело действительно жизненно необходимо. Но, повторяю, священники на приходах не должны ждать, что кто-то за них все решит, и можно будет радостно смотреть, как дети толпами пойдут в храмы, а светские преподаватели будут формировать их православными людьми. Священник о.Михаил Стадник, храм вмц. Екатерины, с.Екатериновка Сахновщанский р-н: — С кем можно решать вопросы священнику, если он в школе встретить недоброжелательность или непонимание? Протоиерей Михаил Кит: — Прежде, чем обращаться за помощью в вышестоящие организации, священник на месте должен проявить максимум пастырской мудрости и такта, чтобы доказать необходимость преподавания этого предмета. В.Г. Левчук: — Подавляющее большинство преподавателей у нас, в Харьковской области относится доброжелательно и Православной культуре и к Православной Церкви. Обучение на курсах прошло 600 преподавателей, мы беседовали со всеми, и для них был аргументом опыт преподавателей, которые отработали этот курс без всякого административного давления и убедились в положительной реакции родителей и детей. Но все-таки, при необходимости, есть возможность обратиться в Академию непрерывного образования к Татаринову Михаилу Викторовичу, по тел.: 050-400-45-87 и получить необходимую консультацию по всем вопросам, касающимся специфики ведения этого курса. Руководитель Паломнического отдела Харьковской епархии протоиерей Александр Заика: — Есть возможность проводить паломнические автобусные экскурсии для детей, обучающихся по предмету «Православная культура Слобожанщины», по храмам и монастырям Харьковской епархии. В.Г. Левчук: — Спасибо. В программу заложены часы для экскурсий по храмам и монастыря епархии. Но эти вопросы нужно решать конкретно вместе с преподавателями, священниками и родителями. Благочинный VIII-го округа, настоятель Вознесенского храма пгт. Золочев, протоиерей Богдан Иванчук: — Справа в тім, що в деяких школах вчаться діти, батьки яких є баптистами, чи членами інших сект. Як буди в таких випадках? В.Г. Левчук: — В этом курсе есть темы, связанные общехристианскими ценностями, этическими ценностями, отношения к родителям, к труду и т.п. Были случаи, когда родители — баптисты или мусульмане, но они не возражали против преподавания этого курса, а просили включить их детей в рамки этого курса, хотя раньше отказывались. В общем, встреча вызвала живой интерес со стороны священников, руководителей воскресных школ. Обсуждалось большое количество вопросов разного характера, что показало насколько жизненно необходимо преподавание в школах «Православной культуры». На этой «ниве» еще будет множество проблем и трудностей, но решать их придется общими усилиями, с Божией помощью. И как здесь молитвенно не вспомнить новопреставленного высокопреосвященнейшего митрополита Никодима, во время архипастырского служения которого, в тех епархиях, которые ему Церковь поручала, во время атеистических гонений не было закрыто ни одного храма. Мы верим, что его архипастырским благословением это Божие дело будет жить. |