DataLife Engine > Православана Харківщина, №1 (114) январь 2012 > Жить по настоящему – безропотно служить Богу там, где Он нас поставит

Жить по настоящему – безропотно служить Богу там, где Он нас поставит


12 февраля 2012. Разместил: and
Жить по настоящему – безропотно служить Богу там, где Он нас поставитСлово о пастырстве

Назидательное слово, произнесенное новорукоположенному иерею Владимиру Гордиевичу в неделю о Закхее

Дорогой сослужитель строительства Тайн Божиих! В эти священные минуты твоей жизни, когда Господь чрез возложение моих рук и молитвы церкви призвал тебя быть служителем Ьго святого алтаря и пастырем Его словесного стада, равно и вестником евангельского благовестия, позволь мне поздравить тебя и пожелать, дабы твое призвание было во благо святой Церкви и славу Божию.
Сегодня вся церковь: епископ, рукополагавший тебя, сослужившие священнослужители, народ Божий, предстоящий, — все объединились пламенем усердной молитвы, испрашивая благодатного содействия Святого Духа, дабы чрез Его огненное невидимое снисхождение ты сподобился апостольского преемства — быть иереем Церкви Христовой. И вот ты, облагодатствованный Духом Святым, как отрок Божий возлюбленный, вошел в Святилище алтаря Господня, чтобы священнодействовать с Ним.
Облечься в благодать священства — это равносильно тому, чтобы войти в горящее пламя, гореть и не сгорать. Воспомним пророка Исайю, который, увидев Господа на престоле славы Своей, воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами». Тогда, «...один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст (его) и сказал: вот это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». (Ис. 6, 5—7). Так Господь огнем с Жертвенника Божественного — пламенем Святого Духа, Которого сам серафим не дерзнул коснуться своими руками, но клещами, дабы не опалиться, очищает тех, кого призывает к этому огненному служению. Этим благодатным огнем, серафимов опаляющим, опален ныне и ты, человек земной, и очищен, дабы священнодействовать пред Лицом Господа.
Как это назидательно к стяжанию страха Божия для тех людей, которые своим маловерием видят в священнике лишь обыкновенного грешного человека, забыв или не поверив, что таковой, подобно пророку Исайи, очищен и облагодатствован к высоте такого служения огнем Святой Пятидесятницы — Божественным пламенем Святого Духа, Который со дня Святой Пятидесятницы и доныне очищает и освящает к служению у Жертвенника Божия всех, кого призывает Господь к этому деланию. Свидетельство об этом мы имеем от Самого Господа, Который сказал: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам». (Ин. 15, 16). К сему Господь наделяет избранных Своих чрезвычайным полномочием — Божественным доверием к пастырям. «Истинно говорю вам, — свидетельствует Господь, — что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». (Мф. 18, 19). Вот каким высочайшим полномочием и Божественным доверием Господь наделяет и освящает избранных к пастырству, дабы они день и ночь со дерзновением приближались к Нему с мольбой о спасении мира. Каким бесстыдным маловерием иногда вторгаются в волю Божию те из верующих, которые берут на себя измерять, кто из священнослужителей достоин, а кто нет, кого слушаться, а кого оскорблять и о ком злословить во оправдание своих невоздержаний.
Нужно ли напоминать, с каким страхом и трепетом должен приступать человек пред Лицом Божиим к сему доверенному ему служению, с каким благоговением должен носить иерей Божий в сердце своем сей Божественный дар, дабы, вечно находясь в его Божественном пламени, очищаться, как золото в огне, и не сгореть, имея постоянно уста и душу очищенными от огненной молитвы. И ты, возлюбленный, отныне должен жить такой жизнию, чтобы, нося сие Божественное пламя, не сгорая, а возогреваясь его теплом, свершать святые таинства Божественные, дабы не лишиться силы и действия посетившей тебя благодати Святого Духа.
Мы по немощам нашим привыкли и сжились, а посему до конца не постигаем сего святейшего таинства. Как оно велико, как непостижимо, как свято, какое оно не земное, а небесное. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Священнослужение совершается на земле, но по чиноположению небесному; и весьма справедливо, потому что ни человек, ни ангел, ни архангел и ни другая какая-либо сотворенная сила, но Сам Учитель учредил это чинопоследование и людей, еще облеченных плотию, соделал представителями ангельского служения... Когда ты видишь Господа закланного и предложенного, священника (же) предстоящего этой Жертве, и молящегося, и всех окропляемых этою драгоценною Кровию, то думаешь Ли, что ты еще находишься среди людей и стоишь на земле, а не переносишься ли в тот час на небеса?.. Кто же, кроме человека, совершенно иступленного или безумного, может презирать такое страшнейшее таинство?». (И. Златоуст. Слово о священстве 3. Творения).
Отныне и ты в каждом литургическом священнодействии будешь воспоминать великое голгофское жертвоприношение, в котором Господь с высоты крестной пролил Свою Пречистую Кровь за спасение всего Мира, по Его завещанию: «Сие творите в Мое воспоминание». (Лк. 22, 19). Следовательно, чрез тебя, как и чрез каждого священнослужителя, Господь вновь и вновь будет распинаться за мир, вновь и вновь будет освящать и обновлять Свое достояние для вечного наследия.Жить по настоящему – безропотно служить Богу там, где Он нас поставит
Возлюбленный! Достоинство велико, но сугубо ответственно. Вспомни ветхозаветного священника Илию, который верно совершал свое служение пред Лицом Божиим, но плохо воспитывал своих детей. Сыновья его «были люди негодные; они не знали Господа и долга священников в отношении к народу...». Грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом, ибо они отвращались от жертвоприношений Господу. Посему так говорит Господь Бог: «Я прославлю прославляющих Меня, бесславящие Меня будут посрамлены... Я накажу дом (Илии) навеки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздал их». (1 Цар. 2, 12, 17, 30; 3, 13). Слово Божие исполнилось. Дети священника Илии были истреблены, а он поражен большою скорбию, хотя ходил непорочно пред Лицом Божиим, ибо «Бог поругаем не бывает!»
Значит, и вам, священнослужителям, сопрягшим свою жизнь супружеским долгом, недостаточно быть облеченным в священнические ризы и с чистым сердцем благоговеть пред Лицом Божиим. Вам надлежит быть своей жизнию священным примером для народа Бо-жия. Наряду со священнодействием ваш священный долг воспитывать свою семью нравственно здоровой и духовно благочестивой, достойной христианского звания. Нет ничего прискорбнее, и недостойнее, если дети священнослужителя не воспитаны в христианском благочестии, любви к святому храму и культурному отношению к обществу; не научены честному труду и воздержанию, а наоборот, иногда еще стараются подчеркнуть, что, хотя они дети священнослужителя, христианское благочестие веры для них нипочем, в доказательство чего стремятся превзойти юношей самого аморального поведения. Что может быть прискорбнее подобного явления?
И твой, дорогой отец, если Господу будет угодно посетить тебя даром наследия, священный долг пред Богом и людьми воспитывать таковое достойным звания человека-христианина, дабы не только чрез твои уста, которыми ты с амвона церковного будешь вещать народу слово Божие, не только в твоем молитвенном горении славилось имя Божие, но и чрез личный пример твоей жизни: достойное воспитание семьи, твое трезвое и доброе отношение к людям — утверждалась бы в сердцах людей евангельская Истина. Образ твоей личной жизни будет или помогать людям постигать красоту христианского подвига и укреплять веру и любовь к Богу, или совращать с духовного пути к удалению от Бога. В этом каждый священнослужитель несет пред Богом величайшую ответственность. Как видишь, быть священником — это сугубая тяжесть и долг: спасать себя и других, и других прежде, нежели себя.
Тяжесть этого служения удесятеряется еще и тем, что в природе человека заложено страшно коварное зло. Когда кто-то желает указать другому на его ошибки и помочь удалиться ему от греха, диавол сразу возбуждает в нем возмущение: «А ты кто такой, что берешься меня учить». В силу такой греховной болезни в людях их внимание с особой предвзятостью обращено на священнослужителей совсем не для того, чтобы пользоваться их пастырским назиданием, а прежде всего, чтобы поймать священнослужителя на человеческой немощи и навсегда освободить свою совесть от ответственности за свои поступки. Поэтому самую маловажную погрешность, может быть, единственную в жизни священника, народ никогда не прощает. Священник, как их пастырь, прощает своим пасомым не раз, а тысячу раз, на каждой исповеди, беря их грехи на себя, и постоянно молится о прощении таковых. Народ же священнику не может простить даже и один раз, ибо диавол возогревает их память, дабы охладить их сердца в ревности к покаянию и любви к Богу.
В силу такого явления путь священнослужителя нелегкий. Быть учителем, наставником и духовным целителем душ человеческих — искусство сложнейшее. Оно требует большой работы над самим собой в искоренении в себе всех злых навыков, что без помощи Божией невозможно. Ибо недостаточно быть добрым пастырем и ревностным священнослужителем. Необходимо находить силы и умение преподнести народу всю духовную красоту Христоподражания в восхождении на Голгофу для борения со злом и его лукавством. Ведь Христос не имел греховной вины, о чем свидетельствует Пилат своим умове-нием рук пред народом, говоря: «Не нахожу в Нем вины». (Ин. 18, 38). А народ, за который Господь жертвовал Собой, все равно распял Его, ибо не всегда люди рады правде, особенно когда она касается их закоснелой совести. Поэтому не жди снисхождения и прощения. Жди и ищи только одного: чтобы Господь познал твое доброе и чистое сердце и вошел в него, как ныне мы слышали из святого Евангелия, что Он вошел к Закхею и Своею любовию облагодатствовал дом его. Ищи Господа, и Господь найдет тебя! Поможет и укрепит тебя! Вооружись Его правдой, и укрась свое делание горячей молитвой за народ Божий, ибо это будет благоприятно пред Богом. Уповай на Бога и будь Ему верен. В Нем твоя сила, твой путь и отрада. А народ люби даже тогда, когда не встретишь его любви, ибо в этом твое достойное подражание Христу: радуйся с праведными и ищи заблудших, так как Господь сказал: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». (Лк. 19, 10).Жить по настоящему – безропотно служить Богу там, где Он нас поставит
Возлюбленный! Да не смущают тебя мои слова. Если бы мореплаватель убоялся морских бурь, он никогда не вышел бы в плавание. Если бы Симон Киринеянин убоялся разъяренной толпы, он никогда бы не дерзнул помочь Господу донести крест на Голгофу, чем засвидетельствовал, что при самых трудных испытаниях крестонесе-ния всегда найдутся и добрые люди.
Церковь Христова, по словам апостола Павла, есть Тело Христово (Кол. 1, 18), и тот, «кому оно вверено, должен содержать его в великом благостоянии и превосходной красоте» (И. Златоуст. Слово о священстве 4. Творения), о чем отныне и твоя забота. И как Симон Киринеянин помог Господу «нести Его Крест» (Мф. 27, 32), так и Сам Господь, зная тяжесть крестную, видя твою пастырскую ревность, падающего тебя — поднимет, изнемогающего — подкрепит и щедро увенчает труд твой Своею Божественною любовию.
Нас же, соучастников твоей Пятидесятницы, утешай твоими молитвами и особенно тогда, когда нам повелит Господь предстать пред Лицом Его на суд праведный дать ответ за все наши дела и за приобщение к пастырскому служению, о чем хотелось бы тогда радоваться  похвалиться пред Богом, как за своих духовных детей, «которых дал мне Бог»!
Божественная благодать, облагодатствовавшая тебя ныне, да укрепляет, возогревает и освящает твой благословенный путь и твое начало хождения по нему пред Лицом Божиим.
Аминь!

НИКОДИМ, АРХИЕПИСКОП ХАРЬКОВСКИЙ И БОГОДУХОВСКИЙ
31 января 1982 г