От редакции.
Двадцать лет прошло со времени исторического Харьковского Архиерейского Собора. Выросло уже новое поколение людей, которые о тех событиях узнают по рассказам очевидцев или из письменных источников. Но так как рассказы могут изменяться под воздействием новых переживаний и впечатлений, то редакция предлагает своим читателям ознакомиться со «Словом», сказанным перед началом Собора исполняющим в то время обязанности Предстоятеля УПЦ митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом, в котором объясняются причины и обстоятельства, побудившие созвать Архиерейский Собор не в Киеве, а в Харькове.
В защиту единства православных славянских народов
Возлюбленные архипастыри и отцы!
Благодать Святого Духа собрала нас в чрезвычайное для нашей Украинской Православной Церкви время в связи с вероломными действиями митрополита Киевского и всея Украины Филарета, дабы нам выполнить Всеблагую Волю Божию, поставленную пред нашей архиерейской совестью святой Церковию с благословения Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви.
Как всем нам известно, Архиерейский Московский Собор в лице 93-х правящих архиереев, проходивший 31 марта — 4 апреля 1992 года, осудил моральные качества и административные самочинные действия митрополита Филарета и во благо святой Православной Украинской Церкви предложил ему добровольно подчиниться церковному Суду, уйдя в отставку, что митрополит Филарет принял и, теперь уже можно сказать, лицемерной клятвой пред Святым Крестом и Евангелием Христовым заверил Архиерейский Собор, что он, возвратясь в Киев, соберет Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви для избрания нового Ее Предстоятеля.
К большому прискорбию митрополит Филарет, возвратясь в Киев, вопреки совести православного архиерея и данной им клятвы, вероломно собрал широкую светскую общественность, не имеющую никакого понятия о церковных канонах и суде вообще. Без ведома и в отсутствие правящих архиереев Украинской Православной Церкви со всей присущей ему наглой фальшивостью, он единолично отверг суд над ним 93-х епископов, в том числе и зарубежных, лишивших его достоинства Предстоятеля Украинской Православной Церкви согласно ее Уставу, им же составленному в 1991 году. Там в разделе 5, параграфах 12 и 13 говорится: «В случае кончины митрополита Киевского и всея Украины, его ухода на покой, нахождения под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им обязанностей Предстоятеля Украинской Православной Церкви, Священный Синод под председательством его старейшего по хиротонии члена немедленно избирает Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры, который входит во временное управление Киевской епархией… Не позднее трех месяцев после освобождения кафедры Предстоятелем Украинской Православной Церкви созывают Собор украинского епископата для избрания Предстоятеля УПЦ митрополита Киевского и всея Украины».
Но привыкший всегда утверждать свою власть путем защиты сильных мира сего и таким способом диктовать всем свое властолюбивое насилие, митрополит Филарет лукаво, подобно голгофским распинателям, которые запугивали Пилата обвинением в измене римскому Кесарю, если он отпустит Христа, прибег к политической авантюре, объявив несведущей общественности, что якобы Архиерейский Московский Собор осудил его не за его недостойные действия в святой Церкви, а за «патриотическую верность Украине», которой у него и в мыслях никогда не было. Не было у него и верности святым канонам Церкви Христовой, поправ которые, он без зазрения совести внес в среду нашего православного и единоверного народа свой разбойничий раскол, который согласно учению святых отцов Церкви, «не смоется даже мученической кровью».
На мое обращение как старейшего иерарха Украинской Православной Церкви, которому было поручено Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви созвать Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви в Киеве, митрополит Филарет, пренебрегая Правилами святых апостолов Христовых и отцов святых Вселенских и Поместных Соборов — основы святого Православия, кощунственно, с диавольской гордыней, подобно Арию-богоотступнику, надменно, с угрозой в телефонной беседе, объявив свою личную власть превыше Соборности Святой Вселенской Православной Церкви, сказал, что «если вы (архиереи УПЦ) дерзнете собраться в г. Киеве, вас тут камнями побьют».
Такова, возлюбленные архипастыри, причина того, что я, выполняя послушание пред святой Церковию, созвал вас не в Киеве, а в Харькове, дабы нам, Богу содействующу, избрать законного кормчего — Предстоятеля нашей искони Православной Украинской Церкви, против которой в наши дни отступник от всех правил Церкви собрал всю спиру политических авантюристов, еще вчера громивших святую Церковь беспощадным атеизмом, дабы при их насилии над совестью верующего народа утвердить свой разрушительный раскол в нашей святой Церкви.
Я искренне благодарю Господа нашего Иисуса Христа, «воздвигшего Святую Церковь Своей Пречистой Кровию», облагодатствовавшего вас, возлюбленные архипастыри, единомыслием веры и ревностию о незыблемости канонов святого Вселенского Православия, дабы собраться на наш зов, дабы защитить нашу святую Украинскую Православную Церковь и ее боголюбивый народ православный от разбойничьего вероломства филаретского раскола, который при прямом и лукавом косвенном содействии всех иноверных сил, кровно заинтересованных в смертельном поражении духовного единства наших православных славянских народов, получает существенную поддержку в попрании всего святого и созидательного в святом Православии.
Задача нашего Собора особенно осложняется тем, что как во времена атеистического давления, так и сегодня, в минуты нашей работы, высокопоставленные государственные лица по телефону категорически требуют от нас «не трогать Филарета», ибо в противном случае наша Украинская Каноническая Православная Церковь будет считаться вне закона Украинской Державы, т. е. пред нами встала альтернатива: или Филарет, или с Богом вне закона сильных мира сего.
Невольно возникает вопрос: каким гуманным кодексом законов продиктовано такое бесцеремонное диктаторское вмешательство во внутреннюю духовную жизнь нашей святой Церкви, которая более тысячи лет духовно окормляла и оберегала наши народы в духе единства веры и глубокого благочестия, за что народы мира с глубоким уважением называли нас Святой Русью?
В то же время, вопреки здравому смыслу, мы наблюдаем особое отношение и благоволение «на демократических началах» даже к крайне изу-
верским сектам, которым не дают места в цивилизованных странах. Нас же ставят вне закона!
Из-за таких неблагоприятных обстоятельств Дух Божий через нашу святую Церковь ясно велит нашей совести и разуму очиститься от «волков в овечьей шкуре», от сынов ненасытной наживы и чудовищного властолюбия, тем более если таковые порождены коварной Иродиадой наших дней. Следовательно, нам надлежит призвать благодатное содействие Святого Духа и жертвенной любовию подняться на защиту чистоты веры наших отцов и прадедов, жизнию и исповеднической смертию утвердивших на наших боголюбивых землях святое Православие, чтобы оградить незыблемость канонической основы Церкви Христовой.
Итак, боголюбивые архипастыри, «вооружившись в броню праведности и в шлем веры», призвав на помощь Божию Матерь и всех святых, в земле нашей просиявших, особенно мужественных исповедников веры недавно минувших трагических лет, приступим к деянию нашего Святого Собора.
При сем, учитывая коварную клевету против нашего Собора и измышления о том, что я якобы собрал Архиерейский Собор в Харькове с целью отвоевать предстоятельство в нашей Церкви у митрополита Филарета, а не для спасения единства веры — канонической основы нашей православной паствы, прошу всечестный Собор снять с повестки дня мою кандидатуру и в процессе тайного голосования избрать достойного Предстоятеля нашей Украинской Православной Церкви, в чем да поможет наш Господь и Владыка Своей святой Церкви. Ему же слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь!»
Митрополит Харьковский
и Богодуховский Никодим.
Харьков, 27 мая 1992 года