Взбранной Воеводе, невечерняго Света Родительнице. Божественное знамение спасения — Христа Богомладенца на руку Своею держащи, молитвам Церкве земныя внемлющей, струи животворныя от явленныя иконы Своея Озерянския всем верным источающей, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи и щедротам и Сына Твоего души наша озари, да зовем Ти: Радуйся, благословенная в женах Бого родице, светом любве Христовой нас озаряющая.
Эта икона Богоматери имеет особое значение для охотников и рыболовов, являясь на протяжении столетий их почитаемой небесной покровительницей и святой заступницей. В Харьковской области и сопредельных с нею областях с глубоким благоговением почитается чудотворная икона Пресвятой Богородицы Озерянской — древняя благодатная святыня, источающая многие милости роду христианскому. Эта святая икона явилась в конце XVI столетия на месте, называемом Озерянкою, находящегося в 35 верстах от Харькова. В делах Харьковской Духовной консистории повествуется следующее: «В сем монастыре (т. е. Куряжском) есть прославленная в давних годах чудотворная икона Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках, называемая Озерянской. Обретена во время татарских набегов в пустыни, именуемой Озерянской». Один из ее жителей, косивший траву за лесом, за одним взмахом косы услышал человеческий стон и при этом увидел половину священного изображения на оконечности косы, а другую половину образа и пред нею горящую свечу — при корне дерева здесь же росшего. Косарь, взявши обе половины этого образа, внес в свою хижину и, сложивши оныя, поставил в приличном месте, и усердно оному помолился, оставив свою работу. На другой день рано утром он не обнаружил святыни в своей хижине, ибо она была на месте обретения, и была сращена, а на самом месте заструился ключ чистой воды».
Доклад архимандрита Владимира (Швеца) к 215-летию Харьковской епархии
История Христианской церкви — есть изучение ее прошлого, изложенного в систематическом порядке, т. е. в хронологической последовательности. Это Предание о жизни Церкви, что подтверждает апостол Павел в своих посланиях: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15). «Сие пишу тебе… чтобы… ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:14,15). Из жизни Церкви известно, что юбилейные даты — это памятные вехи на историческом пути, благодаря которым мы можем оглянуться назад и осмыслить пройденный путь. Такой вехой стал для нашего общества 2013 год — год празднования 1025‑летия Крещения Руси. А в нынешний 2014‑й год Харьковская епархия отмечает 215‑летие своего исторического бытия — достойного пути служения Богу. А вместе с тем мы празднуем 360‑летие со времени основания города Харькова и 210‑летие основания Харьковского университета. Харьковский край — центр историко-географической области Украины, за которой закрепилось название «Слобожанщина». Этот край начал обживаться людьми в глубокой древности. Славяне еще в VIII веке создали на месте будущего Харькова поселение, выросшее в X веке в город Донец, который был центром ремесел и важнейшим пунктом транзитной торговли. Первое упоминание в летописи о Донце относится к 1185 году. Донец был разрушен ордами Батыя в середине XIII века. Считается, что основателям современного города стали украинские казаки и крестьяне, которые пришли на эти территории в середине XVIII века, во время Освободительной войны украинского народа 1648–1654 гг., под предводительством Богдана Хмельницкого.
Гей, докупи, певні Діти! Всіх веде мета одна: Шлях любові та освіти Нас навіки поєдна!
Так обратился к украинцам П. А. Грабовский более ста лет назад. Мы не случайно начали свой рассказ о храмах по ул. Семинарской, теперешней Володарского, со строк из стихотворения П. А. Грабовского, «До українців». Этот молодой, красивый и сильный духом поэт учился в Духовной семинарии, которая была сердцем духовной жизни Харькова и Слобожанщины того времени. «Харьков на западе, на Холодной горе, начинался арестантской ротою, к югу от нее шла большая дорога на Екатеринославль (нынешняя Семинарская улица); с правой стороны дороги было нововыстроенное здание семинарии (1843 по 1851 г) с участком земли мерою более 10 дес., часть которой была занята садом, а южнее семинарии был поселок Новоселовка, что-то около 40 хаток, принадлежащих крестьянам, цеховым и отставным солдатам». Так описывал Новоселовку наш известный земляк, историк, Дмитрий Иванович Багалей в книге — Бугелей Д. И., Миллер Д. П. «История города Харькова за 250 лет его существования». Нынешняя улица Володарского возникла в конце XVIII века, как дорога на Екатеринославль и называлась Ново — Екатеринославской, затем Холодногорской улицей (1869 г.), а с 15.09.1894 года — Семинарской, с 3.11.1922 года — ул. Володарского.
С каждым годом все больше и больше у простого народа возникает потребность в возвращении к вере и духовности. По всей Украине, со времени ее независимости, не прекращается строительство храмов Украинской Православной Церкви, люди стремятся к истинной вере. Такая необходимость возникла и в селе Двуречный Кут Дергачевского района Харьковской области, тем более, что ранее здесь был храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Согласно «Перечню храмов Харьковской епархии на 1917 год», составленному А. Ф. Парамоновым на основе документов государственного архива Харьковской области, в нашем селе в 1800 году дворянами Василием Николаевичем и Андреем Евстафьевичем Абаза был построен из камня Рождество‑Богородичный храм. Более детально о храме, притче, его численности и его владениях описал Иван Самойлов в своей «Справочной книге для Харьковской епархии», изданной в 1904 году. В храме имелся богато оформленный иконостас, и хранилась икона, которая имела ближайшее сходство с иконой Озерянской Божией Матери по общему характеру работы и деталям изображения. Такой вид имел наш храм в 1916 году (фото из фотоальбома украинского советского искусствоведа, историка архитектуры, доктора искусствоведения С. А. Таранушенко (1889–1976). После революции 1917 года храм закрыли, иконостас был снят и передан в музей украинского искусства в г. Харькове. ...
25 сентября 2014 года состоялась 18-я публичная лекция «Святоотеческое наследие святителя Григория Нисского», которую провел настоятель Свято-Антониевского храма при ХНУ им. В.Н. Каразина, преподаватель Харьковской духовной семинарии архимандрит Владимир (Швец)
Поэтому, кто до точности вникает в глубины таинства, тот, хотя объемлет душой некое скромное по непостижимости понятие об учении боговедения, не может, однако же, уяснить словом этой неизреченной глубины…
Свт. Григорий Нисский.
Большое огласительное слово.
В своей лекции архимандрит Владимир (Швец) затронул одну из мало изученных тем святоотеческого наследия. Труды святителя Григория Нисского поражают читателя своею осведомленностью по различным проблемам богословского святоотеческого наследия. Особый интерес представляет развитие мысли святителя Григория от периода его жизни до настоящего времени, невзирая или на ошибки, или на новую глубокую мысль по разным проблемам. Сегодня эту идею выражает в своих трудах Саврей Валерий Яковлевич — ученый с мировым именем в книге «Александрийская школа в истории философии богословской мысли» (М. 2006 г.).
Екологія, це Творцем дана оселя для мешкання людям абсолютно зо всім Господнім творінням. Необхідне середовище задля життя людства, тваринного та рослинного світу, тобто всього створеного на Землі.
Адже саме слово «екологія» створено з двох грецьких — logos (вчення, наука) та oikos (дім, житло, оселя, середовище). Для потреб пізнання всесвіту, по благодаті Господній, написана Біблія. Біблія — Слово Боже, священне джерело християнського віровчення. Біблія — дивовижний приклад співпраці Бога і людини. Вчені, які користуються інформацією з біблійних глибин, — їхні праці безсмертні. Вони орієнтують до благодатного життя плоті на Землі та безсмертя душі. Безбожні лжевчені, про яких неодноразово описувалось в цій газеті, творять псевдонауку не визнаючи теологічні ідеї. Прагнуть все, навіть нездійсненне, слабкими потугами сфабрикувати в вигідну матеріальну потребу, доводячи, що можна сотворити рай на Землі. Це ілюзія… Лицемірно доказуючи, що будують чудове життя для тіла…, а душа в їхній науці взагалі не існує. Таким чином, — «по їхніх плодах пізнаєте їх». Атеїстична ідеологія руйнує Боже творіння, приводить до екологічної катастрофи. Щоб виявити ці явища, семінаристи ХДС вже багато років стежать за екологічними змінами біля селища Залютино.
Последний месяц осени для нашего района богат на престольные праздники — 4 ноября — Иконы Божией Матери «Казанская» (Слатино), 21 ноября — Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (Пересечное и Казачья Лопань), 26 ноября — Свт. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. (Малая Даниловка).
В минувший вторник в Слатино почтить Казанскую икону Богородицы шли и ехали из соседних деревень, из Дергачей, и даже из Харькова. Служит здесь, вот уже почти десять лет, о. Михаил Щербан. Зная простой нрав батюшки, люди к нему тянутся. Не только служить приходится священнику на приходе. Нужно людей объединить и вдохновить, заниматься ремонтом и украшением храма, а если в селе вообще никогда не было храма (в Слатино именно так и было), то ещё и найти средства к его постройке и многое, многое другое… Забегая вперёд, хочу сказать, что красивый типовой храм в Слатино уже есть! Без преувеличения можно сказать, что это украшение не только села, но всего Дергачёвского района. Едешь ли на авто или на поезде, со всех сторон видны его сияющие золотые купола. Однако более подробно об этом, мы поговорим чуть позже, когда будет торжественное открытие храма и дай Бог, чтобы этот момент наступил, как можно скорее! Но вернёмся к празднику… Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории Руси как Смутное время. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.
Воспитанники Харьковской духовной семинарии приняли участие в работе 32-й Международной краеведческой конференции молодых ученых «Наука и образование в краеведческом измерении», посвященной 210-й годовщине основания Харьковского Императорского университета, которая состоялась 28 ноября 2014 г. на историческом факультете Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина.
Организаторами конференции выступили студенческое научное общество исторического факультета ХНУ им. В. Н. Каразина, кафедра туристического бизнеса факультета международных экономических отношений и туристического бизнеса, центр краеведения имени академика П. Т. Тронько и всеукраинская общественная организация «Союз археологов Украины». Среди докладчиков были представители различных ВУЗов Украины и Российской Федерации, в частности, были студенты из Киева, Харькова, Бердянска, Львова, Запорожья, Одессы, Луцка, Белгорода и др. городов. На пленарном заседании с приветственной речью выступили: Посохов С. И. — доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета ХНУ им. В. Н. Каразина (председатель оргкомитета конференции); Куделко С. М. — кандидат исторических наук, профессор, директор Центра краеведения имени академика П. Т. Тронька (заместитель председателя), преподаватель ХДС; и другие члены оргкомитета. Далее начались секционные заседания. В рамках конференции работали 12 секций. Воспитанники Харьковской духовной семинарии были представлены на двух из них, а именно: на секции Церковного краеведения и на секции Искусствоведческого дискурса краеведения. Семинаристы в своих выступлениях осветили такие темы, как «Роль Православной церкви в организации и деятельности обществ трезвости на Харьковщине в конце XIX — начале XX века» (Рублевский Александр, 4 кл.); «Архипастырское служение владыки Никодима (Руснака) на Харьковщине» (Хила Иван); некоторые темы, посвященные конкретным храмам города Харькова, а также Харьковскому Свято-Покровскому монастырю; и другие. Дмитрий Дейнека (учащийся 1‑го класса ХДС) в своем докладе рассказал о Православной Церкви в Харькове во времена немецкой оккупации. После секционных выступлений состоялось заключительное пленарное заседание, на котором были подведены итоги конференции. Были награждены лучшие докладчики. В качестве призов они получили книги исторической тематики, картину, написанную современной художницей, и даже финансовые поощрения.
Каждый человек в жизни испытывает особый трепет души и сердца, когда происходит какое-то обновление, как бы загорается особый духовный «маяк», который призывает всего человека к самому желанному, важному и необходимому, что может быть в жизни.
Таким «источником» благодати Духа Святого является Ротонда, которая сооружена в год празднования 1025‑летия Крещения Киевской Руси трудами и попечительством настоятеля и прихожан Свято-Покровского храма посёлка Большая Даниловка и освящена Высокопреосвященнейшим Онуфрием, митрополитом Харьковским и Богодуховским в 2013 году. В праздник великого водоосвящения Крещения Господня совершалось освящение воды прот. Андреем, настоятелем Свято-Покровского храма. Издавна вода в этот день считается целебной, «святой». По традиции, с благословением батюшки желающие окунались с молитвой в прорубь. Дома, после водосвятия, все члены семьи отпивали по несколько глотков святой воды, а затем с помощью освящённой вербы водой окропляли весь дом. После обряда ставили святую воду в красный угол, где хранили её в течение всего года. Мы искренне радуемся, когда что-то новое появляется в нашей жизни. Всё течёт, всё меняется, неизменным остаётся Господь Бог. Это у Господа Бога тысяча лет, как один день, и один день, как тысяча лет. Святое место, где сооружена Ротонда, стало паломничеством всего местного населения и просто излюбленным островком для отдыха. В который раз над златокупольной Ротондой восходит солнце, оно не может не взойти.
22 ноября на мемориальном комплексе в Дергачевском районе Харьковской области состоялась церемония почтения памяти жертв голодомора и политических репрессий 30-х годов XX века, в которой по благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Онуфрия принял участие настоятель Свято-Николаевского храма города Харькова протоиерей Тарасий Войтенко. В церемонии участвовали: председатель Харьковской областной государственной администрации Игорь Балута, председатель Харьковского областного совета Сергей Чернов, заместители председателя облгосадминистрации, руководители структурных подразделений ХОГА, начальник Управления СБУ в Харьковской области Александр Пивовар, начальник ГУ МВД Украины в Харьковской области Анатолий Дмитриев, представители местного самоуправления, общественных организаций, казачества, представители других конфессий. Отец Тарасий Войтенко от лица Харьковской епархии возложил цветы к мемориальному комплексу. По благословению Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Онуфрия, Митрополита Киевского и всея Украины во всех храмах Харьковской епархии в память о невинно пострадавших от голодомора и гонений прошли заупокойные богослужения.