Христианство и жизнь Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 1 (236) январь 2014

Здоровье и болезнь

Принято считать, что здоровье является нормой человеческого существования, а болезнь нарушает эту норму. Православие иначе смотрит на это. Святые отцы полагали, что болезни и скорби могут послужить духовному возрастанию человека, помочь ему приблизиться к Богу.
«Причина болезни — грех, своя собственная воля, а не какая-либо необходимость», — утверждал преподобный Ефрем Сирин. «Неужели все болезни от грехов? — спрашивал святитель Иоанн Златоуст. — Не все, но большая часть. Некоторые бывают от беспечности. Чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни». «Болезни вместо епитимий идут. Терпите благодушно: они будут, как мыло у прачек», — говорил святой Феофан Затворник. Преподобный Иоанн Лествичник писал, что «болезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение».
Подробнее Просмотров: 1429
 О чтении Житий святых Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 1 (236) январь 2014
Преосвященный Антоний Воронежский и Задонский рассказывал о Санкт-Петербургском митрополите Михаиле: «Когда этот знаменитый иерарх был в Киеве, то, между прочим, сказал о важности Четьи минеи, то есть Житий святых: «тот много драгоценного не читал, кто не читал еще Четьи минеи. Ибо здесь изящные добродетели являются в светлых образах; здесь блистает в примерах Евангельская истина; здесь примеры, к святой жизни приводящие. Из жизни святых мы яснее постигаем невидимый мир, где сияет Солнце Правды — Христос Бог наш. Что значат сочинения светских мудрецов перед творениями святителя Димитрия? Что суетные умствования и баснословные вымыслы перед высокими истинами, наподобие драгоценных камней сияющими в этих святых писаниях? Чтение празднословных сочинений ведет к ошибкам, заблуждениям, к жизни греховной, а чтение житий угодников Божиих заключает все нужное ко спасению нашему, к счастью временному и блаженству вечному. Жизнь святых, — продолжал преосвященный, — научает нас, каким образом исполнять заповеди Господни. Господь рек в Евангелии: возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11:29). Что же значит кротость и смирение и каким образом украситься, этими добродетелями? Читайте Четьи минеи. Угодники Божии, эти земные Ангелы и небесные человеки, научат вас».

***
Дабы иметь всегда покой, не должно полагаться на свои силы, а постоянно по­учаться в Божественном слове: оно нам опора, крепость и спокойное пристанище. Есть в Священном Писании обетование Господне, которое для нас стена и ограда. Господь нам сказал: Аз с вами... во вся дни до скончания века (Мф. 28:20).
Преподобный Вонифатий из Феофании

Подробнее Просмотров: 1237
 Cвященномученик Онуфрий Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 1 (236) январь 2014
(Проповеди к 125-летию рождения)

В апреле 2014 года исполняется 125 лет со времени рождения (в 1889 году) священномученика Онуфрия (Гагалюка). На страницах нашей газеты печатаются небольшие по объему, но очень полезные и глубоко осмысленные проповеди и слова архиепископа Онуфрия. Его поучения для всех нас являются тем зерном, которое упадет в наше сердце и принесет плою любви к Спасителю нашему и Его Святой Церкви.
Архимандрит Владимир (Швец)


О духовной радости

«Ядущий Мою плоть
и пиющий Мою Кровь,
имеет жизнь вечную»
(Иоан. 6:54)

С великою радостью приветствую вас, причастники Тела и Крови Христовых. По вашим светлым лицам видно, что духовно торжествуете вы ныне. Долго ли удержитесь в этом добром настроении. Может быть, тот час же по выходе из сего святого храма в вашу душу, что-то как вихрь ворвется и потушит огонь небесный, в вашей душе возгоревшейся… Преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский, когда приходил из своей пустыни в святую обитель Саровскую для причащения Святых Христовых Таин — после причастия шел обратно, ни на кого не гладя, не принимая никого и не благословляя: он тогда углублялся в созерцание Великой Божией милости и пребывал в единении с Сладчайшим Иисусом… Да, возлюбленные, в этом причащении Пречистых Таин, мы предощущаем вечную радость духовную, которой сподобит Милосердный Господь, всех своих верных слуг в невечернем дне Царствия Своего. Здесь исполняются слова Господни о нас, грешных: «Истинно говорю вам, есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят царствие Божие, пришедшее в силе» (Марк. 9:1). Возблагодарим же Господа Спасителя за Его великую к нам любовь и милосердие. Постараемся чистою жизнью больше удерживать в своей душе духовную радость. Чем чаще будем очищать, душу свою в таинстве покаяния и приступать к Святой Чаше Христовой. Нет ничего дороже и ценнее этой радости, так что если кто имеет и многое, но сего не имеет — он нищий.
Подробнее Просмотров: 859
 Преподобный Савва Освященный Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 1 (236) январь 2014
altСавва родился в V веке, в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак.

В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда в обитель преподобного Евфимия Великого. Но преподобный Евфимий (память 20 января) направил святого Савву к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом. В той обители пробыл преподобный Сазва послушником до 30-летнего возраста.
После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере: лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в Богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение 5 лет.
Подробнее Просмотров: 920
 Священник остановил проповедью церковных воров Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 1 (236) январь 2014
27 декабря. Священника Богдана Вахненко из Сергиевского храма в Ярославской области наградят за проявленное мужество. Такое решение приняло областное УМВД после того как батюшка стойко отразил напор двух грабителей, покусившихся на святыню в церкви.
Злоумышленники проникли в притвор храма после Литургии в день памяти апостола Андрея Первозванного. Зная об орудующей в районе банде церковных воров и заметив незнакомцев из алтаря, настоятель положил крест и поспешил в притвор. Там отец Богдан натолкнулся на двух мужчин. Один из них, лет 50 на вид, с наколками по всему лицу, держал в руках нож. «Я закричал: «Стоять! Что делаете?!» Загородил собой дверь. В мыслях одно: чтобы ни случилось — не выпущу. Мужики застыли на месте в замешательстве от моей наглости, а я позвонил в полицию. Полицию мы ожидали 20 минут. Все это время я объяснял этим людям, что лучше быть судимыми людским судом, чем Божьим, что задержание им на пользу, это послужит для них спасением души. В последние минуты ожидания мне было очень не по себе. Конечно, события могли развернуться по-другому, ведь у них был нож. Я считаю, что произошло настоящее чудо. Они же могли сбежать, но даже не попытались этого сделать!» — рассказал настоятель.
Приехавшие через 20 минут правоохранители застали священника и стоявших перед ним на коленях двух преступников. Грабители дали себя вывести и сели в машину.
Успешное задержание отец Богдан приписывает промыслу Божию и героическим предкам. «Прадедушка был унтер-офицером, Георгиевским кавалером, дедушка — Героем Советского Союза. У меня тоже было желание служить в армии, но получилось немного другое служение», — говорит священник.
По материалам
Православие и мир, Kp.ua
Подробнее Просмотров: 1062
 С кем я? Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 1 (236) январь 2014

Православный взгляд на роль семьи в духовном становлении общества

Завершился Богом благословенный 2013 год, который ознаменован важными событиями — 1025-летием Крещения Киевской Руси и 20-летием прославления новомученников Слободского края. По благословению Митрополита Харьковского и Богодуховского Онуфрия в г. Харькове состоялась III Международная научно-практическая конференция на тему «Возрождение духовности в современном мире. Взаимодействие церкви и образования». Целью конференции являлся поиск решения проблем возрождения духовности и нравственности в современном обществе, а так же объединения воспитательного потенциала Церкви и системы образования.
На страницах нашей газеты читатель найдет различные материалы о духовно-нравственном воспитании детей, о значении семьи в вопросах воспитания, о взаимоотношениях родителей и детей, а так же другие материалы на эту тему, которые поднимут вопросы о смысле человеческого бытия, о любви к Богу и людям.
Надеюсь, меня поймут многие, ибо это сейчас самые важные вопросы человеческого существования.

Архимандрит Владимир (Швец)

Народная пословица гласит: «К чему в юности привык, то в старости сделал». Если человек еще во дни своей юности вступил на путь добродетели, то он будет твердо стоять на нем и в старости.
Русь Православная всегда была сильна крепкими семьями. А разрушение нравственных устоев семьи привело Отечество на путь гибели. Семья, как домашняя церковь, есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения учит человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому, столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, чему, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества.
Наши семьи стали малочисленными. Ребенок после школы большую часть времени проводит один, в обществе телевизора и компьютера. С их экранов на ребенка «сваливаются» такие ситуации (связанные с насилием, развратом, убийством, употреблением наркотиков и т. д.), в которые по промыслу Божьему он никогда бы не попал. Психика ребенка разрушается. Психологи бьют тревогу: 70 процентов детей имеют нарушение психики. Они становятся неуравновешенными и жестокими, потому что универсальный стандарт жизни, пропагандируемый с экранов, становится нормой.
Подробнее Просмотров: 819
 Он был и именем и духом Серафим Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 1 (236) январь 2014
Преподобный Серафим Саровский, одни из наиболее почитаемых святых, которому 12 раз являлась Пречистая Дева Мария,  называя его — «Сей из нашего рода». Православный мир глубоко чтит память великого угодника Божия — преподобного Серафима Саровского и не случайно: В 2013 году исполняется 180 лет со времени кончины преподобного, 110 лет со времени его кнонизации; в 2014 году исполняется 260 лет со времени его рождения. Преподобне отче Серфиме Саровский, моли Бога о нас!
Архимандрит Владимир (Швец).

Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин, в некоторых источниках — Машнин; 19 июля 1754 г. (дата рождения) — 2 января 1833 г. (дата смерти), Саровский монастырь) — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. Один из наиболее почитаемых русских святых.
Родился в 1754 году в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии. Рано потерял отца. В возрасте 7 лет упал с колокольни строящегося Сергиево‑Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим. В юном возрасте Прохор тяжело заболел. Во время болезни он увидел во сне Богородицу, пообещавшую его исцелить. Сон оказался правдивым: во время Крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать вынесла Прохора, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел.
Подробнее Просмотров: 963
 Тайна Крещения Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 1 (236) январь 2014
Господь наш Иисус Христос, как святейший Бог, Сам не имел нужды в крещении, а крестился ради нас, грешников.
Он крестился, во-первых, для того, чтобы показать нам пример святого крещения, чтобы, как Сам Он крестился, так и мы все, последователи Его, крестились бы. По этому примеру Христову все мы и крещены, и без крещения спастись нельзя, как Господь сказал в Евангелии: аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие (Ин. 3:5).
Во-вторых, Иисус Христос крестился для того, чтобы освятить воды, очистить их от злых демонов, и таким образом приготовить воды в спасительную купель для нашего крещения, как говорит Святая Церковь: «Ты иорданския струи освятил еси и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев» (чин освящения воды богоявленской).
Господь Иисус Христос, в-третьих, крестился для того, чтобы явить людям Святую Троицу, Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго, как действительно на реке Иордане при крещении Христовом и открылась Святая Троица: Сын Божий крестился в воде, Бог Отец Своим гласом свидетельствовал о Христе как о Своем возлюбленном Сыне, и Дух Святый сошел на Христа в виде голубя, как Святая Церковь и прославляет на праздник Крещения Святую Троицу: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение» (тропарь святого Богоявления). Посему и праздник святого Крещения называется Богоявлением.
Тайна Крещения есть дверь Божией благодати. Если не крестимся, даже Кровь Сына Божия не спасет нас. Если же крестимся, получаем оставление грехов, становимся сообщниками заслуг Христа, Сына Божия, призванными ко всему закону христианскому, а особенно же к благоговейному Причащению Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина.

Святитель
Димитрий Ростовский
Подробнее Просмотров: 875
 Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 1 (236) январь 2014

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворецПамять — 19 июня/2 июля

В 2008 году Архиерейский Собор Русской православной церкви причислил к лику общецерковных святых одного из самых почитаемых святителей русского зарубежья — архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна. В РПЦЗ его прославление совершилось еще в 1994 году, тогда же были обретены и нетленные мощи святителя.

Потомственный святой

Михаил Борисович Максимович родился 4 июня 1896 в семье Бориса Ивановича и Глафиры Михайловны Максимовичей в местечке Адамовке — родительском имении в Изюмском уезде Харьковской губернии. Он принадлежал к разветвленному малороссийскому дворянскому роду, среди представителей которого уже был святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский, замечательный аскетический писатель и один из просветителей Сибири.
В 1914 г. Михаил был выпущен из Тамбовского кадетского корпуса и поступил на юридический факультет Харьковского университета, который окончил в 1918 г. Во время учебы в университете он также изучал богословие, стал духовным сыном известного харьковского священника о. Николая Сагнушко-Загоровского и познакомился с одним из самых выдающихся церковных деятелей того времени — архиепископом Антонием Храповицким, который пожелал приблизить юношу к себе лично и руководить его духовным развитием.
Во время гражданской войны был эвакуирован в Югославию, где поступил в Белградский университет на богословский факультет, который окончил в 1925 г.

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец
Подробнее Просмотров: 1438
 Праздник Обрезания Господня Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 1 (236) январь 2014
На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт. 17:10–14; Лев. 12:3). При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии (Лк. 1:31–33; Лк. 2:21). По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол. 2:11–12). Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом (память 28 октября). Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1:21; Мк. 16:17; Мк. 9:38–39; Лк. 10:17; Деян. 3:6 Деян. 3:16; Фил. 2:9–10). Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.
Подробнее Просмотров: 579
Назад 1 2 3 Далее