4 января. И наше спасение, и наше благородство — только во Христе. Об этом сказал в воскресной проповеди Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.
Предстоятель УПЦ обратил внимание верующих на воскресное евангельское чтение, в котором евангелист Матфей приводит родословие Иисуса Христа, в том числе упоминает и имена четырех женщин, "далеко не примерного поведения".
Первая из них — Фамарь — жена Ира, сына Иуды — родоначальника рода Иудина. После смерти мужа она была выдана замуж за его брата Онана, и тоже овдовела. Но родила двоих детей от своего свекра, искусив его под видом блудницы и для будущего доказательства выпросив у него печать, пояс и жезл. Когда свекор узнал, что невестка беременна, и хотел казнить её за блуд, Фамарь предъявила ему эти вещи.
Раав, или Рахава, — иерихонская блудница, спасшая двоих посланников Иисуса Навина, чем сохранила жизнь своему роду во время захвата евреями Иерихона. Согласно ветхозаветному преданию, потом один из посланников Салмон женился на ней и у них родился сын Вооз.
Ещё одна женщина — Руфь — была язычницей, которая после смерти мужа не оставила свекровь Ноеминь и пришла с ней в землю Иудейскую. Тут она встретилась с Возом, который полюбил её за доброе сердце. От них родился Овид, дед святого царя и пророка Давида.
Четвертая из упомянутых в родословии Иисуса Христа женщин — Урина, или Вирсавия. Она была женой полководца Урии, и ради женитьбы на ней царь Давид отправил её мужа на верную смерть. Совершив этот грех, Давид долго каялся (всем известен написанный им в этот период 50-й псалом). Господь простил его, и у царя и Вирсавии родился сын Соломон, во время правления которого Израильское царство достигло наибольшего расцвета и могущества.
"Почему в родословии Христа упоминаются именно эти женщины, ведь в ветхозаветные времена было много и других, с более благородным происхождением и благочестивым поведением? — сказал Блаженнейший Митрополит Онуфрий. — Потому что именно через их жизнь Святой Дух показывает, что Спаситель не нуждается в нашем благородном происхождении, Он Сам подарил нам силу быть благородными".
"Мы должны знать, что Спаситель пришел на землю, чтобы таких недостойных, грешных и презренных спасти. Не для знатных и праведников, которые считали, что не нуждаются в спасении, а именно ради нищих и грешников Спаситель принял на Себя человеческую плоть, — сказал он. — И только во Христе — наша жизнь и наша надежда, наше спасение и наше благородство, и мы должны об этом помнить и быть Ему благодарными за это".
Завершая проповедь, Блаженнейший Митрополит Онуфрий призвал каждого молиться за весь свой род, без рассуждения о мере праведности предков.
БФ Фавор