Главное в том, чтобы человек всем сердцем и умом принял Христа. Но как часто, к сожалению, внимание не только мирян, но даже и пастырей сосредотачивается на процессе, а не на цели. Мы ведь наблюдаем когда отроки и отроковицы с интересом посещают уроки в воскресных школах, а по мере взросления исчезают из воскресных школ. Мы вкладываем средства и силы в организацию процесса, но мы упускаем из вида самую главную цель, а она в том, чтобы Христос вошел в душу людей. Поэтому следует обратить особое внимание, в том числе на религиозное воспитание детей и молодежи.
Если говорить об устроении приходской жизни, то также нужно иметь в виду не только средства: богослужение, образование, катехизацию, молодежную и социальную работу, но и цель. Единственной конечной и неизменной целью всей Церкви Христовой, а, значит, и прихода, является приведение людей к общению с Богом, обретение ими спасения. Господь возжелал, чтобы мы достигали спасения не в одиночку, но сообща в общине Его последователей. Сам факт создания Церкви является Божественным указанием на то, что вне этого общения нет спасения.
Когда настоятель и клир осознают важность создания приходской общины, то жизнь прихода постепенно меняется к лучшему.
На приходах должна быть правильно поставлена работа по приобщению к общине тех, кто только-только входит в храм.
Для этого мы сейчас располагаем двумя важными инструментами. Во-первых, это предкрещальная катехизация, а, во-вторых, так называемое приходское консультирование.
Напомню еще раз, как и в прошлом году, что по решению Священного Синода, одобренному Архиерейским Собором 2013 года, огласительные беседы следует проводить не только с теми взрослыми, кто желает креститься, но и с будущими крестными, и с родителями детей, которых готовят к принятию Святого Крещения.
Важно, чтобы проводились полноценные, вдумчивые встречи-беседы и оглашение, которое не сводилось бы к каким-то общим словам, сказанным почти на ходу или даже в лучшем, но, тем не менее, неудовлетворительном случае к хорошей проповеди, сказанной перед началом Таинства. Более того, забота пастыря и приходского катехизатора вполне может строиться не только в приведении человека к купели крещения…, но и в последующих трудах о духовном его возрастании.
Почему я говорю об этом в связи с темой построения общины? Потому что очень важна работа с теми, кто приходит сегодня в Церковь. Потому что у этих людей нет никакой предварительно сформировавшейся основы участия в церковной жизни.
Но ведь большинство людей приходят и уходят. А вот те, кто обращаются к Богу, кто приносит своих младенцев крестить — это люди, у которых нет никаких церковных традиций, это tabula rasa, как латиняне говорили, «чистая доска». Вы можете написать все то, что вы желаете написать на этой доске, но текст на ней сохранится при условии, если он очень прочно вписан, если тот материал, которым этот текст писался, вошел в поры этой доски. Поэтому катехизация требует вдумчивой работы… Поэтому так важно понимать, что никакого построения общины не будет, если мы не будем сегодня в эту общину привлекать людей и формировать в них общинное сознание, помогая понять, что вне Церкви нет спасения, а Церковь — это мы все вместе. Значит, применительно к приходу, без общины, без совместного участия в богослужении, в молитве, в добрых делах и во многом другом, что должен совершать приход, действительно, нет спасения.
Приходское миссионерство
У нас есть еще один инструмент для работы с людьми. Этот инструмент носит порой несколько непривычное название — «приходское консультирование» или приходское миссионерство. По сути, речь идет о дежурствах в храме для приема всех тех, кто сюда приходит, но особенно — для встречи тех, кто в Дом Божий приходить не привык. Необходимо, чтобы, по крайней мере, в субботние и воскресные дни, а также в великие праздники и в их кануны в храме поблизости от свечного ящика уже до начала богослужения присутствовал катехизатор или подготовленный доброволец. У такого человека должен быть бейдж, из которого будет ясно, что к нему можно свободно обращаться, должна стоять табличка, уведомляющая о возможности задать вопрос. На руках у сотрудников и добровольцев приходской консультации должны быть раздаточные материалы — буклеты или краткие листовки о самых важных вопросах: о причащении, об исповеди, о поминовении усопших, об иконах, о свечах, о текущем празднике. Такие дежурные должны быть доброжелательны, готовы пообщаться, с радостью и любовью рассказать приходящему не только об опыте личной жизни в Боге, что тоже важно, но о жизни общины в данном храме. Среди приходящих есть те, кому нужно только, как говорится, «зайти и поставить свечку». И, может быть, тот, кто пришел только свечку поставить, станет одним из самых активных членов прихода. Но есть и те, кто с радостью воспримут такой разговор, который, быть может не сразу, но приведет их к постоянному участию в жизни прихода. Все это, впрочем, никак не отменяет моего прошлогоднего указания о дежурствах священников при храмах и о необходимости наличия у такого священника мобильного телефона. Ведь приходящие порой нуждаются в исповеди или в беседе с пастырем, а не только лишь в доброжелательном разговоре с дежурным консультантом.
Но для того, чтобы гарантировать достаточно высокий и, я бы сказал, современный уровень работы приходских миссионеров-консультантов, необходимо обеспечить для них получение соответствующего образования.
Священный Синод на своем июльском заседании, в частности, подчеркнул: «Важнейшим проявлением духовной общности прихода являются совместное участие клира и прихожан в Святой Евхаристии и литургическая жизнь, богатство возможностей которой следует всячески использовать для развития в мирянах чувства сопричастности к жизни Церкви». К сожалению, прихожане часто воспринимают богослужение как разновидность личной молитвы, но в храме, в присутствии других людей. Необходимы дополнительные беседы о Литургии с подробным объяснением ее хода и совершаемых священнодействий. Призываю вас не только в беседах, но и на проповеди, причем неоднократно, разъяснять смысл общей церковной молитвы, пояснять всю глубину значения причащения от Единой Чаши, не только как личного единения со Христом, но и как единения друг с другом.
Следует продумать возможные формы совместного участия всех прихожан в богослужении,… о пользе народного пения, которое сегодня чаще всего сводится к общему пению за Литургией Символа веры и молитвы Господней. Такое пение, под управлением диакона, можно было бы распространить и на ряд других любимых прихожанами песнопений, в том числе и за Всенощным бдением… И особенно когда в этом участвует молодежь, дети, меняется атмосфера в храме. И разве можно сравнить это народное пение, вовлекающее людей в свершение Евхаристии, с пением профессиональных платных певцов на клиросе, которые иногда даже внешним своим видом являют некий диссонанс со всеми теми, кто молится в храме? Давайте подумаем о том, как это возможно сделать… Требуются общие усилия. Поэтому просил бы, братия, всех подумать о том, как это можно сделать. Уверен, что это положительно повлияет на изменение отношения людей к богослужению и вообще к приходской жизни.
В целом следует признать, что воспитание в прихожанах (да и в самих священнослужителях) чувства совместного, общего участия в богослужении «едиными усты и единым сердцем» — это большая задача, которую не решить в одночасье. Повторюсь, одним из главных наших орудий в этом деле является слово, проповедь, напоминания и разъяснения богослужения верующему народу. А самое главное — желание и воля настоятеля. Все остальное — вопрос техники. Мы в академии начали так: я ставил поющих ребят в народ, всем раздавали тексты. Выходил будущий владыка Ионафан, обращался к народу, как во время пения Символа веры или «Отче наш», запевали «Милость мира» — и вначале молчание, поют только студенты. Но у каждого есть текст. И постепенно стали подпевать. Прошло два-три месяца — весь храм пел. Вот что-то подобное я предлагаю сделать. Есть хор. Хор переходит в народ. Но не так, чтобы стоять группой, потому что тогда другие петь не будут, а надо, чтобы растворились среди людей — и начинается пение. Перед этим настоятель или священник, который совершает Литургию, обращается: «Давайте все вместе мы споем то, что должны вместе петь, потому что такова природа Литургии, чтобы мы вместе молились».
Богослужебное молитвенное общение должно получать продолжение во внебогослужебной жизни прихода. Самая простая возможность для этого — организация чаепития для всех желающих прихожан сразу после окончания Божественной литургии. Это не требует больших усилий и затрат. Конечно, обязательно в таком случае присутствие настоятеля или старшего служащего в этот день священника, потому что вокруг него должны собираться люди.
Приходская община укрепляется совместной деятельностью прихожан.
Речь не идет о том, чтобы привлекать всех прихожан, скажем, к уборке храма или территории. В каждом храме есть костяк людей, которые с добрым сердцем помогают и в этом. Но прежде чем привлекать прихожан к таким хозяйственным «послушаниям», нужно чтобы они осознали и почувствовали, что это их приход, место для них родное и любимое. Общины, особенно большие, включают в себя отдельные группы. Например, группа, занимающаяся социальной работой, группа родителей детей воскресной школы, группа волонтеров, группа молодежи. Такие группы могут быть очень активны и способны организовывать как свои собственные мероприятия, так и помочь всему приходу осуществлять определенные виды деятельности, будь то благотворительной, просветительской или образовательной. Эта активность увлекает не только вновь приходящих в храм, но и тех, кто долгое время являлся прихожанином, но не имел опыта и навыка внебогослужебной приходской работы. Что нужно для того, чтобы такая работа началась? В первую очередь, следует откликаться на инициативы прихожан и оценивать их с точки зрения блага для всего прихода, поощрять те из них, которые реально способны активизировать приходскую жизнь. Печально, когда настоятель ограничивает свое общение с прихожанами совершением богослужения и не способен не только поддержать полезные инициативы, но даже узнать об этих инициативах. Настоятель ответственен за тех людей, которые в храм Божий приходят. И, конечно, очень важно, чтобы был диалог, через который можно узнавать не только пожелания, но мысли, идеи прихожан. И лучшие из них осуществлять в приходской жизни.
Вовлечения прихожан в решение приходских дел
«Полезным, — сказано в синодальном решении, — является проведение не только предусмотренных уставом приходских собраний, но и собраний прихожан для разъяснения им текущих вопросов жизни прихода, для обсуждения возникающих вопросов и способов их разрешения». Безусловно, есть ряд вопросов, которые должен решать настоятель вместе с приходским советом, ведь настоятель несет определенную ответственность, в том числе, и перед законом. Многие вопросы жизни приходов требуют быстрой реакции, и поэтому также решаются настоятелем лично или совместно с приходским советом. Однако чтобы прихожане чувствовали свою ответственность за состояние храма и прихода, полезно время от времени собирать всех желающих путем объявления об этом с амвона или посредством письменного сообщения, размещенного на информационном стенде или посредством устной беседы во время вот этих неформальных встреч после Литургии. На таких встречах можно было бы рассказывать прихожанам и о хозяйственных вопросах, к примеру, о храмовых стройках и ремонте, о том, какие мероприятия проведены или планируется провести на приходе. Можно предложить обсудить, например, то, как осуществлять совместными усилиями помощь обездоленным или одиноким людям. Ведь настоятелю далеко не все может быть видно, а, кроме того, подобный диалог позволяет людям ощутить ответственность за жизнь прихода.
Основа пастырского подхода к таинству покаяния
Дорогие владыки, отцы, велик тот залог, который мы все приняли при хиротонии во пресвитера. Этот залог — Само Тело Господа — Его Церковь, о созидании которой мы будем испытаны в день второго и страшного пришествия. Да будет ответ наш, быть может, не громогласен, но искренен и честен: «Ты, Господи, даровал мне талант, и я преумножил его настолько, насколько мне было дано».
Каждому священнику следует помнить, что посвящение его в пресвитерский сан, и даже длительный период пребывания в этом сане, еще не делают его абсолютно компетентным во всех жизненных вопросах, с которыми могут сталкиваться исповедающиеся у него люди… Осторожная деликатность, немногословное внимание, благоговейная боязнь навредить живой человеческой душе, готовность терпеливо дожидаться хотя бы робких самостоятельных шагов навстречу Христу и, главное, неизменное уважение к кающемуся, к какому бы возрасту, званию или общественному положению он ни относился — вот что должно лежать в основе нашего пастырского подхода к таинству покаяния.
У священника не должно быть взгляда сверху вниз на кающегося. Такой взгляд, даже если он очень хорошо скрыт, воспринимается чуткими сердцами. Священник не судья, не распорядитель человеческой судьбы, не безапелляционный вершитель человеческих судеб, а смиренный свидетель раскаяния пред Богом. И если даже, как поступают многие старцы, во время исповеди почти ничего не говорит священник, а потом его спрашивает кающийся: «Батюшка, вы мне что-то скажите», — вот тогда можно сказать следующее: «Самое главное, что нужно было сказать, сказали вы, раскаиваясь пред Богом». Ну, а если есть потребность и знания, и возможность помочь человеку, конечно, нужно помочь. Мы говорим о катехизации, мы говорим о необходимости построения общин. Все может разлететься в пух и прах от вредного, болезненного, далекого от подлинной церковной традиции подхода к исповеди со стороны священника. Это очень важная тема. От того, как мы себя ведем, что говорим, зависит духовная судьба наших пасомых.
Из Доклада Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на епархиальном собрании города Москвы
23 декабря 2014 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя