Раннее развитие личности или воспитание своего второго «Я» Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 1 (248) январь 2015  
 

alt Любовь родителей к своим чадам, к сожалению, порой принимает откровенно эгоистический характер. Отцы и матери, показывая на публике одаренность своего дитяти, заставляют его декламировать перед взрослыми стихи, говорить или читать на иностранных языках, демонстрируют всем окружающим «художественные произведения», созданные юными дарованиями и тому подобное. При этом они часто действуют исключительно во имя собственного тщеславия, нисколько не заботясь о реальном развитии у своего ребёнка каких-либо навыков и о получении им знаний. Ведь так приятно осознавать, что твой отпрыск уже с ранних лет опережает сверстников в развитии и показывает успехи в обучении, о которых большинство даже не мечтает. Но хотя, как им кажется, они воспитывают личность, ребенок у таких родителей является лишь продолжение их собственного «Эго». О проблемах связанных с так называемым ранним развитием хотелось бы поговорить с нашим читателем.

Нынче стало модным развивать детей с пелёнок: учить их языкам, тренировать память, мелкую моторику, и вообще всячески развивать творческие личности. И все выглядит очень благообразно и хорошо, но только на первый взгляд, при ближайшем, же рассмотрении становится понятно, что не так уж радужно обстоят дела с воспитанием подрастающего поколения.

Автор статьи не стремится раскритиковать и предать анафеме какие-либо современные методики, но лишь предостеречь от некритического подхода в выборе оных и чрезмерного увлечения ими, когда они сами по себе становятся объектом нездорового поклонения. В конце концов, что плохого, если при развитии речи будут использоваться современные наработки, а тренировка мелкой моторики у малыша будет проходить при помощи современных кубиков, а не бабушкиных пуговиц.

Сейчас понятие об образовании претерпевает изменения. На смену целостному восприятию мира и систематизированной подаче знаний пришел обильный поток отрывочной, разрозненной информации. Энтузиасты раннего развития во имя самого развития полагают, что этот калейдоскоп разрозненных сведений, фактов, событий, благотворно повлияет на маленькую личность, и она будет развиваться быстрее и гармоничней. Вот и стараются вовсю сторонники новых методов обучения без разбора преподнести своим детям это изобилие.

Молодые мамаши, погружаясь в океан информации о раннем развитии и раскрытии творческого потенциала у своих доморощенных вундеркиндов, и обретя «знание», с увлечением экспериментируют над собственными детьми, применяя всевозможные современные методики. Особенно льстит самолюбию осознание того, что эти методики являются суперсовременными, и часто, как модно ныне говорить, авторскими, а традиционное воспитание, по бабушкиному методу, то оно ведь такое отсталое и совершенно неприемлемое в условиях современной реальности. При этом поклонницы ранних методов совершенно опускают из виду тот факт, что в традиции разных народов уделялось крайне важное место воспитанию ребенка не только с пелёнок, но еще вовремя его внутриутробного развития, уж куда казалось бы ранее. Разница лишь в том, что раньше развивая способности ребёнка, его подготавливали к будущей жизни, создавая гармоничную личность, а не гения или великого творца на гордость папе и маме. А значит мало из того что применялось в воспитании до сих пор, потеряло актуальность на данный момент.

<!--[if gte vml 1]> <!--[if !vml]-->alt<!--[endif]-->Современные модели воспитания часто пропагандируют вседозволенность, утверждая, что сдерживание порывов, пожеланий, намерений ребенка приводит к подавлению его личности, развитию комплексов и т.д. И одним из подводных камней, о который разбиваются судьбы подрастающих поколений, является постулат о том, что ребенку нельзя ничего запрещать. Поэтому слово «нельзя», необходимо исключить из лексикона старших. Хочет деточка папочкин телефон разобрать, — пожалуйста, мамочкиной помадой порисовать, — да никаких проблем, вдруг пальчик в розеточку пожелается, — это ведь его выбор, а горячую сковородочку на себя опрокинуть, — все что угодно, лишь бы комплекс неполноценности не развился. И все это воспринимается на полном серьёзе, ибо, как считают многие, только сейчас человечество постигло истину, узнав, наконец, как же надо воспитывать детей. А тысячелетний опыт предыдущих поколений: «Да что они там понимали отсталые!»

Из желания видеть своих детей особенными, не таких как все, возникла тенденция массового изучения иностранных языков. Большинство наших современников свято верит: знание иностранных языков делает из человека, нет не специалиста, а особого рода существо, возносящееся над остальной, невежественной массой. Ну а целесообразность изучения, о ней даже не задумываются. Безусловно, в истории встречались образованные люди, знавшие многие языки, были даже отдельные феноменальные личности, знавшие более семидесяти различных языков и наречий, но это исключения, а не норма. Обычный человек средних способностей, может непрофессионально, но на очень хорошем уровне знать один, ну два языка от силы. И если возникнет такая необходимость, или сильнейшее желание одолеет, то выучить язык при условии усердной работы можно за два-три года. Спрашивается, зачем же мучить маленьких невинных малюток, изучая с ними иностранные языки уже с пелёнок, прибавляя на каждый год их детской жизни по новому языку, когда они с родным не в ладах? Ну не затем же чтобы облегчить им обучение, а чтобы с восторгом сообщать всем вокруг, что наш ребенок, как это принято говорить, «в совершенстве овладел» очередным языком. И тот факт, что в голове «юного полиглота» лишь усиливается путаница от обилия бессистемно подаваемой информации, а желание учится, с новой ее порцией, уменьшается как «шагреневая кожа», мало волнует самовлюбленных родителей.

Отдельно стоит упомянуть проблемы, стоящие перед православными родителями— эгоцентриками. А  именно проблему воцерковления подрастающего поколения. Родители, видя в радужных мечтаниях своего отпрыска великим молитвенником за род человеческий от юных лет его (её), в неразумной ревности своей, возлагают непосильный груз на хрупкие детские плечики. Часто приходиться видеть, как ревнители детского благочестия принуждают отроков и отроковиц выстаивать целиком службы, без меры, давя авторитетом, совершать молитвенные правила, подходящие больше для монахов, чем для юных богомольцев, контролируют процесс подготовки маленького причастника к исповеди, заставляя писать список грехов, буквально под свою диктовку, чтоб на батюшку произвести впечатление. И как результат, — принуждение без соизволения дает свой плод, — годам этак к двенадцати у ребенка отбивается всякая охота не только к молитве, но и какой бы то ни было духовной деятельности вообще.

Это только небольшой спектр проблемы, стоящей перед современными родителями, обществом и Церковью в целом, и размеры газетной статьи не позволяют более широко осветить её, но это — важная тема на которую хотелось бы обратить внимание наших читателей.

Родителям же, которых больше волнует не собственное тщеславие, а сами детишки, родителям, которые действительно желают добра своим малышам, и видят в них прежде всего личности, а не свое второе «Я», следует принять ко вниманию, что жизнь – это длинная дистанция, и чтобы пробежать её всю и достойно прийти к финишу, не сойдя с нее раньше времени, – недопустимо делать резкий рывок на старте, но равномерно распределять нагрузку в период взросления и далее на протяжении всей жизни. А значит в нашем случае, аккуратно, чтобы не отбить столь естественную у детей жажду познания, прививать им навыки к работе, гармонично развивать целостную личность, используя как традиционные, так и здравые современные наработки и методики. Т.е. развивая дух, душу и тело, подготавливать своего ребёнка к взрослой, а главное, — к вечной жизни.

 

Протоиерей Дионисий Минеев,
преподаватель Харьковской духовной семинарии

 
 
 
Другие новости по теме:

  • Взять на воспитание ребенка
  • Родители развелись. Как помочь ребенку...
  • Папа, папочка…
  • Дети и молодежь
  • Резолюция конференции «Возрождение духовности в современном мире: взаимодей ...




  •  
      Просмотрено: 453 раз Просмотров: 453 автор: vasil 9 марта 2015 Напечатать Комментарии (0)