Вифлеем — город Рождества Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 1 (248) январь 2015  
 

altaltВифлеем Иудейский — один из древнейших городов на земле, основан в XVII — XVI веках до н.э. Крупным он никогда не был, а вот историческая значимость его велика еще с ветхозаветных времен.

Праматерь Рахиль

По дороге из Вифлеема в Иерусалим была похоронена Рахиль — любимая жена праотца Исаака. Гробница ее по сей день является местом массового паломничества иудеев, почитают его и мусульмане — и вокруг гробницы Рахили расположено кладбище бедуинов.

Вот почему над избиенными вифлеемскими младенцами, согласно евангелисту Матфею, плачет Рахиль: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Матф.2:17-18).

(Интересно, что сам пророк Иеремия говорил не только о грядущих событиях, но и о современных ему: в городе Раме, относящемся к колену Вениаминову, полководец царя Навуходоносора, Навузардан, собрал пленных иудеев чтобы вести их в Вавилон (Иер.40:1). Рахиль же была матерью младших сыновей Иакова, Иосифа и Вениамина, и по образному выражению пророка, восстала из гроба, плача над своими плененными потомками.)

Давид и Руфь

Здесь же, в Вифлееме, родился и был помазан на царство великий царь Давид. Мы чаще всего вспоминаем его как автора Псалтири — но кроме того это был выдающийся государственный деятель древности: он объединил царство Израиля, присоединил и сделал столицей его Иерусалим, где в дальнейшем его сын, Соломон, построил Храм.

Здесь же происходили события книги Руфи, посвященной жизнеописанию прабабки Давида — язычницы-моавитянки, из бескорыстной любви и верности своей свекрови Ноемини принявшей народ иудейский и Единого Бога: «Народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом» (Руфь, 1:16). Руфь собирала хлебные колосья на полях своего будущего мужа Вооза вокруг Вифлеема — и над этими же полями спустя века прозвучала Рождественская песнь ангелов: «Слава в вышних Богу, и на земле мир — в человеках благоволение».

Сегодня это место относится к маленькому христианскому городку Бейт-Сахур («Поле пастухов») по соседству с самим Вифлеемом.

Город Рождества

Самое главное событие в истории Вифлеема — рождение в нем Господа Иисуса Христа.

Город не был родным ни для Божией Матери, родившейся, по одной версии — в Назарете, по другой — в Иерусалиме, ни для Ее обручника Иосифа, жившего в Назарете. В Вифлеем, как в город своего предка Давида, они пришли, согласно евангелисту Луке, чтобы участвовать в переписи населения Римской империи, в которую в те времена входила провинция Иудея.

Поскольку масштаб переписи был колоссален даже по нынешним временам (Империя включала в себя все Средиземноморье, а в Западной Европе ее границы проходили по Рейну и Дунаю, и даже в Британии стояли римские легионы), для облегчения работы переписчиков жители приходили записываться в город, откуда происходил их род.

Рождение Мессии в Вифлееме было предсказано пророком Михеем более, чем за семь веков до самого события: «И ты, Вифлеем — Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5:2).

Об этом пророчестве напоминает евангелист Матфей. Царь Ирод, взволнованный сообщением волхвов о рождении Царя Иудейского, требует знатоков Писания указать город, в котором Он должен родиться. В ответ ему приводят неточную цитату из Михея: «так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф.2:5-6).

 

Святыни Вифлеема

 

Базилика Рождества Христова

Первый храм на месте Рождества был построен святой царицей Еленой в 327-333 гг. над пещерой, где был рожден Иисус. Это была пятинефная базилика с 48 коринфскими колоннами красного песчаника в 4 ряда и большим квадратным атриумом. Полы были украшены цветной мозаикой. Освящение храма состоялось 31 мая 339 г., и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались. Это единственный христианский храм на палестинской территории, который сохранился в целости с домусульманского периода и богослужение в котором практически непрерывно продолжается с ранневизантийской эпохи.

Храм, построенный царицей Еленой, сгорел в 529 году (от него остались мозаичные полы). Нынешнее здание построено в VI—VII вв., и это единственный христианский храм в Святой земле, сохранившийся в целости с домусульманского периода.

В 614 г. Когда персы захватили Палестину, они чудесным образом прониклись уважением к базилике и не разрушили ее, так как в момент, когда они вошли в храм, они увидели роспись, изображающую волхвов в персидских одеждах, поклоняющихся и приносящих дары Иисусу.

Крестоносцы вместе с императором Мануилом Комниным в 1169 г. восстановили храм и украсили его. Внутреннее убранство было изготовлено православными мастерами в соответствии с традициями Православной Церкви.

Принадлежит базилика Иерусалимской православной церкви. Но разделена она между тремя христианскими конфессиями: Элладской (греческой) православной, Римско-Католической и Армянской апостольской церквями, — все три они имеют одинаковое право на культовое место. Например, южную лестницу, ведущую в грот Рождества, по которой посетители обычно спускаются к месту рождения Сына Божьего, делят православные и армяне, а северная лестница, по которой люди выходят из грота, принадлежит католикам. Алтарем со звездой на месте рождения Иисуса заведуют армяне, а мужским монастырем на юге от базилики — православные.

 

Алтарь Рождества Христова и Пещера рождества (в базилике Рождества)

Алтарь находится на месте рождения Иисуса Христа под алтарем рождественской базилики. Вниз ведут два входа с севера и с юга, чтобы попасть туда, нужно спуститься по ступеням.

Большая часть пещеры – природная, остальное – рукотворное. Пол и стены покрыты мрамором. Пещера освещена множеством висящих лампад, устроенных разными конфессиями.

Под алтарем – серебряная звезда с латинской надписью «здесь Иисус Христос был рожден от Девы Марии», которая символизирует яркую звезду, явившуюся над местом, где родился Христос (Мт. 2, 2)

Ежедневно служится православная литургия, другие конфессии также могут совершать богослужение.

Святые Ясли

Рядом с местом рождества справа находится спуск в три ступени. Здесь Богородица положила младенца Христа.

Согласно традиции здесь пастухи поклонились Иисусу и волхвы прославили Его и принесли свои дары.

Единственное, что досталось католикам в пещерном храме — так называемый придел Яслей в южной части пещеры

Здесь уже ничего не сохранилось со времен рождения Сына Божьего, место яслей полностью затянуто в мрамор, а ниша находится за решеткой. Внутренняя часть яслей, как великая святыня, была вывезена в VII веке в Рим и сейчас находится в церкви Санта-Мария-Маджоре. Напротив Яслей — алтарь Волхвов, которые пришли в Вифлеем с дарами с Востока, увидев путеводную звезду, возвещающую о великом рождении.

 

Пещера младенцев

Рядом с южным входом в базилику лестница, ведущая в пещеру младенцев, наполненная костями и могилами детей, убитых по приказу Ирода, прогневанного тем, что мудрецы обманули его и не вернулись чтобы сказать где находится Иисус. (Мтф. 2, 7-18)

Дети были похоронены в Вифлееме. Святая Елена прислала Вифлеемскому раввину вышитое золотом одеяние, в награду за то что он покажет ей место, где были похоронены младенцы. Раввин принял ее предложение и она построила гробницу.

Молочный грот

Около базилики Рождества есть Молочный грот, принадлежащий католикам. Согласно традиции когда святое семейство убегало в Египет, Дева Мария остановилась здесь и кормила Иисуса. Во время кормления одна капля молока упала на пол пещеры и тотчас скала приняла вид мела.

Возле южного входа в пещеру Рождества (слева от центрального иконостаса) находится чудотворная Вифлеемская икона Божией Матери. Образ отличается тем, что Дева Мария на нем улыбается.

Дом Хлеба

Современный Вифлеем — совсем небольшой город в Палестине с населением в 25 тысяч человек. Сегодня только каждый шестой житель города Рождества исповедует христианство — с середины XX века христиане массово покидают Палестину. Не прекращается эмиграция и сейчас.

Тем не менее, присутствие христиан в Вифлееме, можно надеяться, будет продолжаться еще очень долго: ведь по местному закону даже должность мэра города может занимать только христианин.

Само имя города символично. По-арабски оно произносится «Байт Лахм», что в переводе значит «Дом мяса». Исконное еврейское название — Бейт Лехем — переводится как «Дом хлеба».

Еврейское название — дохристианское, арабское — по случайному созвучию. Но оба оказываются пророческими: здесь родился Агнец Божий, закланный за грех мира, — Христос, Хлеб Жизни.

 

Источники:

http://www.pravmir.ru/vifleem-gorod-rozhdestva/

http://palomnic.org/xm/hram/br/

 
 
 
Другие новости по теме:

  • Как провести Рождество и святки
  • Радость Рождества Христова ни с чем несравнима
  • Зимняя Пасха настала — Предвечный Бог родился днесь!
  • Рождественское послание Митрополита Киевского и всея Украины Владимира
  • Митрополит Онуфрий: Наше спасение — только во Христе




  •  
      Просмотрено: 619 раз Просмотров: 619 автор: vasil 9 марта 2015 Напечатать Комментарии (0)