Слово о полку Игореве Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 1 (248) январь 2015  
 

(К 830-летию жемчужины русской и мировой литературы)

 

 

altВосемь веков назад гениальный песнетворец Киевской Руси сложил поэму, повествующую о войне и княжеской розни, но призывающую к миру и единению. Главный герой «Слова...» — вся «Земля Русская». Много еще веков пройдет, а любовь к Родине останется могучей и непобедимой силой нашего великого народа.

 

 

 

Ночь прошла, и кровяные зори

Возвещают бедствие с утра.

Туча надвигается от моря

На четыре княжеских шатра.

 

Чтоб четыре солнца не сверкали.

Освещая Игореву рать.

Быть сегодня грому на Каяле.

Лить дождю и стрелами хлестать!

 

Уж трепещут синие зарницы.

Вспыхивают молнии кругом.

Вот где копьям русским преломиться,

Вот где саблям острым притупиться,

Загремев о вражеский шелом!

 

О Русская земля! —

Ты уже за холмом.

Уж с утра до вечера и снова

С вечера до самого утра

Бьется войско князя удалого.

И растет кровавых тел гора.

 

День и ночь над полем незнакомым

Стрелы половецкие свистят.

Сабли ударяют по шеломам.

Копья харалужные трещат.

 

Мертвыми усеяно костями.

Далеко от крови почернев.

Задымилось поле под ногами,

И взошел великими скорбями

На Руси кровавый тот посев.

 

Над широким берегом Дуная.

Над великой Галицкой землей

Плачет, из Путивля долетая.

Голос Ярославны молодой:

 

«Обернусь я, бедная, кукушкой.

По Дунаю-речке полечу

И рукав с бобровою опушкой.

Наклонясь, в Каяле омочу.

Улетят, развеются туманы.

Приоткроет очи Игоръ-кннзъ,

И утру кровавые я раны.

Над могучим телом наклонясь».

 

Далеко в Путивле, на забрале,

Лишь заря займется поутру.

Ярославна, полная печали.

Как кукушка, кличет на юру:

 

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь.

Что клубишь туманы у реки,

Стрелы половецкие вздымаешь.

Мечешь их на русские полки?

Чем тебе не любо на просторе

Высоко под облаком летать.

Корабли лелеять в синем море,

За кормою волны колыхать?

Ты же, стрелы вражеские сея.

Только смертью веешь с высоты.

Ах, зачем, зачем мое веселье

В ковылях навек развеял ты?»

 

На заре в Путивле причитая.

Как кукушка раннею весной.

Ярославна кличет молодая.

На стене рыдая городской:

 

«Днепр мой славный! Каменные горы

В землях половецких ты пробил.

Святослава в дальние просторы

До полков Кобяковых носил.

Возлелей же князя, господине.

Сохрани на дальней стороне,

Чтоб забыла слезы я отныне.

Чтобы жив вернулся он ко мне!»

 

Далеко в Путивле, на забрале.

Лишь заря займется поутру.

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру:

 

«Солнце трижды светлое! С тобою

Каждому приветно и тепло.

Что ж ты войско князя удалое

Жаркими лучами обожгло?

И зачем в пустыне ты безводной

Под ударом грозных половчан

Жаждою стянуло лук походный.

Горем переполнило колчан?»

 

Уж погасли зори. Игорь спит

Дремлет Игорь, но не засыпает.

Игорь к Дону мыслями летит.

До Донца дорогу измеряет...

 

Из поэтического переложения «Слова» Николая Заболоцкого.

 

 

«Слово» выросло на плодородной почве русской культуры XII века. «Слово» глубокими корнями связано с народной культурой, с народным языком, с народным мировоззрением, отвечало народным чаяниям. Вместе с тем в «Слове» достигли своего весеннего цветения лучшие стороны русской культуры...

В 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводительством Святослава Всеволодовича половцы были разбиты. Захвачены были военные машины, отбиты русские пленники, попал в плен и «басурманин», стрелявший «живым огнем», Половцы были устрашены, и опасность, казалось бы, надолго устранена от Русской земли. Однако Игорь Святославич не смог участвовать в этом победоносном походе: поход начался весной, и гололедица помешала конному войску Игоря Святославича подоспеть вовремя. По-видимому, Игорь Святославич тяжело переживал эту неудачу: ему не удалось участвовать в победе, ему не удалось доказать своей преданности союзу русских князей против половцев. Больше того: его могли подозревать в умышленном уклонении от участия в походе как бывшего союзника Кончака. Вот почему в следующем, 1185 году Игорь очертя голову, «не сдержав юности», бросается в поход против половцев.

Ободренный успехами предшествующего похода, он ставит себе безумно смелую задачу: с немногими собственными силами «поискать» старую черниговскую Тмутаракань, дойти до берегов Черного моря, более ста лет закрытого для Руси половцами. Высокое чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике, преданность новой, общерусской, ненависть к своим бывшим союзникам, свидетелям его позора, муки страдающего самолюбия — все это двигало им в походе. В этой сложной подоплеке — черты особого трагизма несчастного похода Игоря Святославича...

Трое суток день и ночь медленно пробивался Игорь к Донцу со своим войском. В бою Игорь был ранен в правую руку, и была большая печаль в полку его. Отрезанные от воды воины были истомлены жаждою. Первыми изнемогли от жажды кони. Много было раненых и мертвых в русских полках. Бились крепко до самого вечера, бились вторую ночь... Из всего русского войска спаслось только 15 человек...

«Слово» не повествует последовательно о событиях Игорева похода. Оно их поэтически оценивает и взвешивает... Это горячая речь патриота-народолюбца, речь страстная и взволнованная, поэтически непоследовательная, то обращающаяся к событиям живой современности, то вспоминающая дела седой старины, то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в Родину, полная гордостью ею, уверенностью в ее будущем...

В основе гениальной наблюдательности автора «Слова», в основе силы и свежести его человеческих чувств лежала его любовь к родной ему страдающей земле...

Она же, любовь к Родине, высоко подняла его над пределами своего времени, сделала его произведение бессмертным и общечеловеческим, народным и гуманистическим, полным горячего лиризма и самой трепетной художественной правды... Вот почему значение «Слова» так безмерно возросло в наше время...

Произведения искусства воплощают в себе длительные народные традиции. Они продолжают жить и за пределами своей эпохи. В лучших своих произведениях — произведениях гуманистических, человечных в высшем смысле слова — искусство не знает старения. Наиболее высокие произведения искусства продолжают быть современными столетия и тысячелетия. Современность искусства — это все то, что сохраняет свою идейную и эстетическую действенность, все то, что читает, смотрит и слушает народ в данный момент, независимо от того, в какое время были созданы, эти произведения искусства.

 

 

Д. С. ЛИХАЧЕВ, академик.

 

 
 
 
Другие новости по теме:

  • Автор «Слова о полку Игореве» - женщина.
  • Стихи Святослава Зорича
  • Святые горы
  • 10-летие освящения храма Рождества Христова г. Харькова
  • Присяга на верность




  •  
      Просмотрено: 992 раз Просмотров: 992 автор: vasil 9 марта 2015 Напечатать Комментарии (0)