«Ведущий рубрики протоиерей Николай ТЕРНОВЕЦКИЙ, настоятель Свято-Пантелеимоновского храма г. Харькова»
О нынешнем духе
Нынешний дух — дух теплохладности. Мужество, жертвенность совершенно отсутствуют. И видишь, что раньше люди шли в армию добровольцами, а сейчас, не желая служить, достают себе справку, что они психически больные. Прикладывают все силы к тому, чтобы не идти в армию. Разве раньше было хоть что-то подобное? У нас в армии был один лейтенантик, всего двадцати трех лет от роду, но какой же он был молодчина! Однажды ему позвонил его отец, отставной офицер, и сказал, что намерен попросить кого-то, чтобы с передовой этого парня перевели в тыл. Ох, как же раскричался лейтенант, когда тот ему об этом сказал! «Как же тебе не стыдно, отец, говорить такое? Это трутни отсиживаются в тылу!» В этом человеке была искренность, честность и отвага настолько исключительная, что она даже переходила границы — он бежал в атаку впереди других. Вся его шинель была насквозь изрешечена пулями, но, несмотря на это, он остался в живых. А увольняясь в запас, он взял эту шинель с собой, на память. Из бесед со старцем Паисием Святогорцем
За красою нашого світу і прикладного значення стоїть Божа присутність. Вже не перший рік семінаристи 3 та 4 класів відвідують Музей природи Харківського національного університету, де пізнають Господнє творіння природи. Читаючи анотації про експонати латиною, намагаються перекладати їх українською мовою. Таким чином, я проводжу в музеї ще й практичні заняття з латинської мови. Оскільки музей чималий час носив ім’я Дарвіна, метою його експозиції було виправдовувати антинаукову еволюцію. Слушно тепер наполягати на тому, що більшість науковців завжди були вірні істино теологічній біології.
«І створив Бог риби великі, і всяку душу живу плазуючу, що її вода вироїла за їх родом, і всяку пташину крилату за родом її. І Бог побачив, що добре воно». (Буття 1:2)
В апреле 2014 года исполняется 125 лет со времени рождения (в 1889 году) священномученика Онуфрия (Гагалюка). На страницах нашей газеты будут печататься небольшие по объему, но очень полезные и глубоко осмысленные проповеди и слова архиепископа Онуфрия. Его поучения для всех нас являются тем зерном, которое упадет в наше сердце и принесет плод любви к Спасителю нашему и Его Святой Церкви.
Иван Сергеевич Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду — имена его предков встречались в исторических описаниях времен Иоанна Грозного. В августе 1829 г. 9-летнего Ивана Тургенева вместе со старшим братом Николаем родители поместили в московский пансион Краузе, получивший впоследствии название Лазаревского института восточных языков. Заметим, что с августа 1888 г. здесь будет обучаться 11-летний гимназист Сергей Симанский, будущий патриарх Московский и всея Руси Алексий I (+1970). В семье Тургеневых старались развивать в детях высокую культуру наряду с древнерусским благочестием и любовью к Церкви. На вступительных экзаменах в Московский университет И. Тургенев получил хорошую оценку по Закону Божию — предмету, на который обращалось особое внимание при поступлении экзаменуемых. В стенах университета зародился глубокий интерес Тургенева к философии, понятие о которой тогда, как свидетельствовал современник, «имеют одни семинаристы». Тургеневу не исполнилось еще и восемнадцати лет, когда в «Журнал министерства народного просвещения появилось его первое печатное произведение — небольшая статья-рецензия на книгу А.Н. Муравьева «Путешествие к святым местам». В начале 1840-х гг. он пишет драматургическое произведение «Искушение святого Антония» — один из первых опытов в этом жанре. Тургенев находил духовное утоление в вере своих предков — Святом Православии. По прочтении дневника своей матери (Варвары Петровны) после ее смерти потрясенный сын записал: «Да простит ей Бог все! Но какая жизнь!». В 1857 г., в Риме И.С. Тургенев познакомился с А. Ивановым, автором картины «Явление Христа народу» Полотно художника, которое он творил 25 лет, писатель назвал великим и возвышенным произведением искусства. Начиная с 1877 года, Тургенев стал создавать «Стихотворения в прозе». В этих эскизах-воспоминаниях о прошедшем говорилось о Боге, о непреходящих ценностях христианства. Протодьякон Максим Талалай
«Образ буди верным: словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою» (1 Тим.4:12). Дело пастырей Церкви есть продолжение спасительного подвига Христова — взыскание и спасение погибающих (Мф.18:11). Обращаясь к апостолу Петру и призывая его к пастырскому служению, Господь Иисус Христос первым и главным условием пастырства ставит любовь и преданность Ему (Ин.21:15–17). С другой стороны, посылая Своих учеников на проповедь к «погибшим овцам дома Израилева», Господь повелевает проповедовать приближение Царства Небесного, исцелять больных, очищать прокаженных, воскрешать мертвых, изгонять бесов (Мф. 10:6–8), то есть проявлять деятельную любовь. Таким образом, любовь к Богу и любовь к ближним являются основанием пастырского служения. Пастырское служение кратко можно определить, как служение особых лиц — пастырей, облеченных в таинстве священства благодатию Святого Духа, — через совершение таинств, учение, духовное руководство, молитву, личную жизнь — для примирения людей с Богом и единения с Ним. Как же поэтому должен быть высок духовно-нравственный облик пастыря Церкви, как «совершителя святых», предстателя и молитвенника за грешных людей пред Богом!
Археологический район Кумрана с его пещерами, внутри которых приблизительно 50 лет назад были найдены знаменитые Рукописи Мёртвого Моря, не является христианским местом паломничества. Однако, каждому христианину, желающему иметь полную картину мест паломничества Святой Земли, чтобы понять почву, на которой зародилось христианство и оценить предшественников Монашества Иудейской пустыни, стоит посетить Кумран. Христианское монашество, по большей части вело свою духовную борьбу в негостеприимной Иудейской пустыне. Однако, монахи-христиане, жившие в Иудейской пустыне, не были первыми, избравшими этот образ жизни, им предшествовали другие: пророк Илья, Иоанн Креститель, евреи ессеи, которые, как и христианские монахи отказались от жизни в городе и ушли в пустыню, чтобы создать своё отдельное общество. Поэтому совсем неудивительно, что жизнь этих первопроходцев пустыни являлось для христианского монашества примером для подражания. Кумран и содержание его рукописей интересны не только для историка или археолога, но и для христианского теолога, а также — для простого паломника. Сегодня, приблизительно 50 лет спустя после их открытия, колебаний и сдержанности христианских теологов, не существует никаких сомнений, что эти рукописи могут пролить свет на христианские источники, религиозное и идеологическое формирование первых христианских общин и христианского монашества.
Православная Церковь обладает бесценными сокровищами не только в области богослужения и святоотеческих трудов, но и в области церковного искусства. Как известно, почитание святых икон имеет в Церкви большое значение, потому что икона — это нечто большее, чем просто образ. Икона не просто украшает храм или иллюстрирует Священное Писание — она является его полным соответствием, органической частью богослужебной жизни. Через образ, как и через слово, Церковь проповедует миру Истину. По мысли одного из современных иконописцев: «Икона рождается из живого опыта Неба, из Литургии. Икона — это воплощенная молитва. Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему как к совершенной Красоте… Как одна из форм проповеди Евангелия, как свидетельство Церкви о Боговоплощении она есть составная часть богослужения так же, как и церковное пение, архитектура, обряд»
На границе Московской, Тверской и Владимирской областей, в месте впадения реки Пешноши в реку Яхрому, находится Николо-Пешношский монастырь, основанный во 2-ой половине XIV века учеником прп. Сергия Радонежского преподобным Мефодием. Сам прп. Сергий часто приходил к своему ученику, давал советы по устройству монастыря, вел духовные беседы. В монастыре хранилась почитаемая чудотворная икона Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». Икона была принесена в обитель московским купцом А.Г. Мокеевым, который около 1780 года вступил в число братии. Все свои средства он пожертвовал обители, а икону оставил в своей келье. После его смерти образ был поставлен в часовне близ монастыря, располагавшейся на месте кельи прп. Мефодия. Первое благодеяние от Своей иконы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» Матерь Божия явила в 1827 г. капитану Егерского пехотного полка Платону Шабашеву, который часто посещал монастырь и особо благоговел перед этим образом. Однажды, по обыкновению идя в обитель к 12 часам ночи на раннюю службу, он увидел сияние, как бы свет перед иконой. Через некоторое время у него были неприятности по службе — несправедливые обвинения, грозившие ему увольнением и наказанием. Капитан долго молился Божией Матери и во сне увидел Мефодиевскую часовню, над ней в облаках сияющую икону Пресвятой Богородицы и услышал голос: «Если хочешь избавиться от искушений, помолись перед сею иконой и сделай на нее серебряную ризу». Отправившись в монастырь, капитан рассказал настоятелю о своем видении. Тот приказал принести икону в монастырь и служить перед ней молебен. Как говорит предание, Шабашев избавился от неприятностей и через некоторое время прислал в монастырь деньги с просьбой сделать серебряный оклад на образ. Когда стали устраивать ризу, то обнаружили, что изображение Богоматери, написанное на холсте, натянуто на доску, а под полотном было изображение Богородицы той же иконографии, но лик написан «несравненно лучше, чем на полотне».
(125 лет назад произошло крушение царского поезда) Спасение царской семьи при крушении поезда под Харьковом, спустя век остается загадкой
125 лет назад император Александр III с семьей (супругой Марией Федоровной, наследником Николаем, великими князьями Георгием и Михаилом, великими княжнами Ксенией и Ольгой) и свитой возвращался с отдыха из Крыма в Санкт-Петербург. Состав из 15 вагонов тянули два мощных паровоза. На участке Борки (40 км от Харькова) скорость у царского поезда по меркам 19 века была более, чем лихая — около 68 км/ч. Августейшие особы перешли в вагон-столовую, императору подавали кофе… «Первый толчок сбил всех членов царской семьи на пол. Второй развалил вагон: днище опустилось, колесные пары покатились назад, боковые стены накренились. Лакеи, которые стояли на дверях, погибли. Вагонные тележки нагромоздились одна на другую, и образовался своеобразный треугольник. Поэтому крыша и не упала на людей, а как бы зависла», описывает события 125‑летней давности старший научный сотрудник Харьковского исторического музея Юлия Канюшенко.