Чудесное спасение Романовых в Борках Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 10 (233) октябрь 2013  
 
Чудесное спасение Романовых в Борках(125 лет назад произошло крушение царского поезда)
Спасение царской семьи при крушении поезда под Харьковом, спустя век остается загадкой


125 лет назад император Александр III с семьей (супругой Марией Федоровной, наследником Николаем, великими князьями Георгием и Михаилом, великими княжнами Ксенией и Ольгой) и свитой возвращался с отдыха из Крыма в Санкт-Петербург. Состав из 15 вагонов тянули два мощных паровоза. На участке Борки (40 км от Харькова) скорость у царского поезда по меркам 19 века была более, чем лихая — около 68 км/ч. Августейшие особы перешли в вагон-столовую, императору подавали кофе…
«Первый толчок сбил всех членов царской семьи на пол. Второй развалил вагон: днище опустилось, колесные пары покатились назад, боковые стены накренились. Лакеи, которые стояли на дверях, погибли. Вагонные тележки нагромоздились одна на другую, и образовался своеобразный треугольник. Поэтому крыша и не упала на людей, а как бы зависла», описывает события 125‑летней давности старший научный сотрудник Харьковского исторического музея Юлия Канюшенко.
Во время крушения императорского поезда из 15 вагонов уцелело только пять. 21 человек погиб, вдвое больше были ранены. Невероятно, но члены царской семьи практически не пострадали: императрица ушибла руку, что не помешало ей ухаживать за ранеными. А княжна Ксения — спину, отчего впоследствии «была немного горбатенькой». Младшие царские дети и вовсе выжили чудом: шестилетнюю Ольгу вместе с няней выбросило на насыпь, десятилетнего Михаила вытащили из-под обломков вагона. После крушения послышались крики о том, что это была бомба… Александр III грозно оборвал: «Красть надо меньше!»
Предупредили за два месяца — не послушали
Участок Тарановка — Борки, где произошла авария, летом 1888 года признали аварийным. Дорогу тут строили спешно, шпалы положили бракованные, а балласта насыпали и вовсе меньше положенного. Насыпь то и дело размывали дожди, она оседала. Поэтому машинистам, проезжающим Борки, предписали «тихую езду». А еще за два месяца до крушения в Борках Сергей Витте (тогда управляющий Юго-Западных железных дорог, а впоследствии — министр — Авт.), пытался предупредить императора, что скоростная езда чревата трагедией. Витте утверждал в рапорте, что два мощных товарных паровоза на высокой скорости запросто могут вывернуть рельсы. Более того, за месяц до аварии он сопровождал на своем участке императорский поезд, который только направлялся в Крым. Витте, сидя в вагоне министра путей сообщения, заметил неисправность — вагон странно накренился. Управляющий просил министра отремонтировать вагон, тем более, что тот был в поезде особого назначения. Но от советов Витте отмахнулись и вспомнили о них уже после крушения.
Наступил
«Звездный час»
Крушение в Борках дало сильный толчок духовной жизни. В честь чудесного спасения царской семьи по всей России проходили молебны и крестные ходы, жертвовали деньги на строение Спасова скита на месте аварии. Там, где из-под обломков вагона-столовой выбрались целыми и невредимыми августейшие персоны, за три года возвели невероятной красоты храм Христа Спасителя. Рядом с ним появилась часовня Спаса Нерукотворного. К сожалению, Вторая мировая война не пощадила собор.
«Известно, что даже харьковские извозчики собирали средства на икону в золотом окладе для Благовещенского собора. Для этого же храма на деньги горожан отлили великолепный серебряный колокол весом 200 пудов» (320.6 кг), — рассказал «Вестям» историк Андрей Парамонов. Как ни странно, крушение в Борках помогло харьковским купцам открыть коммерческое училище. Прошение об этом они подавали за три года до аварии, отметил Парамонов. Но как только учебное заведение назвали в честь императора Александра III, (а после событий в Борках «александрийские» часовни, храмы, больницы и т. д. росли как грибы — Авт.) препятствовать уже никто не посмел.
Авария в Борках стала звездным часом и для фотографов, снимавших ее — Алексея Иваницкого и Альфреда Федецкого. Последний уже был придворным фотографом. А вот Алексея Иваницкого снимки с места крушения прославили и обогатили. «За альбом из фотографий, сделанных в Борках на следующий день после аварии, император пожаловал харьковчанину перстень с бриллиантами и 30 гектаров земли рядом со Змиевом», — сообщила «Вестям» Юлия Канюшенко. Один альбом Иваницкий подарил императору, второй — в Русский музей, поэтому фотографии и сохранились до наших дней.
Чудесное спасение Романовых в БоркахВ течение следующих 10 лет император еще не раз отмечал подарками талант харьковского фотографа. Кольцо с бриллиантами и сапфиром Иваницкий получил за снимки посещения царской семьи Спасового скита. Золотые запонки с императорской короной, осыпанные бриллиантами и изумрудами — за два альбома фотографий с военных маневров и парада в Курске.
Интересно, что спустя 25 лет после крушения в Борках по мотивам фотографий даже написали «Сохранную икону». Огромная святыня размером 2 м на 1,5 м украшала домашнюю церковь в Александровском дворце Царского Села: икона отнюдь не каноническая: пять святых, имена которых носили августейшие особы, взирают на сошедший с рельсов царский поезд…

По материалам
Харьковской газеты
«Вести» от 29.10.2013 г.
 
 
 
Другие новости по теме:

  • На месте разрушенного храма Христа Спасителя установлен и освящен Правосла ...
  • ПАЛОМНИЧЕСТВО К СВЯТЫНЯМ РОДНОЙ ЗЕМЛИ
  • Икона Богоматери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева»
  • Через руки к сердцу
  • Прямое попадание




  •  
      Просмотрено: 1828 раз Просмотров: 1828 автор: and 28 января 2014 Напечатать Комментарии (0)