DataLife Engine > № 10 (233) октябрь 2013 > Cвященномученик Онуфрий (Проповеди к 125-летию рождения)

Cвященномученик Онуфрий (Проповеди к 125-летию рождения)


28 января 2014. Разместил: and
В апреле 2014 года исполняется 125 лет со времени рождения (в 1889 году) священномученика Онуфрия (Гагалюка). На страницах нашей газеты будут печататься небольшие по объему, но очень полезные и глубоко осмысленные проповеди и слова архиепископа Онуфрия. Его поучения для всех нас являются тем зерном, которое упадет в наше сердце и принесет плод любви к Спасителю нашему и Его Святой Церкви.
Архимандрит Владимир (Швец)

Служение пастыря-инока

(Слово при пострижении в монашество иеромонаха Иоасафа, в мире священника Петра Александрова из м.Петроверовки,  Одесской епархии — в храме Казанской иконы Божией Матери, что на Лысой горе г. Харькова, 31 июля 1924 г. на всенощном бдении.)
Приветствую тебя, возлюбленный, брат, свящнно-инок Иоасаф с принятием ангельского образа...
Ты приступил к сей святой дружине, после внешних тяжких душевных потрясений. Я разумею смерть твоей дорогой жены. Эта смерть, однако, еще более сблизила тебя с Господом: утрата сия направила тебя за утешением к Спасителю Мира. Я слышал о тебе, что ты, будучи иереем; усердно молился Богу, ты исполнял всю уставную службу, будучи на приходе. И утреню, и вечерню ты совершал полностью, а также и повечерие и полуношницу — к радости и утешению Твоих пасомых. Это очень отрадно, но, к сожалению, редкое явление. Все в нашей святой Православной Церкви и внутреннее, и внешнее Господь направляет к нашему освящению.
Будем же с благоговением и усердием воспринимать все, что предлагается Церковью Божией, чтобы Бог мира освятил нас во всей полноте, и чтобы наш дух, душа и тело во всей целости сохранились без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Аминь.

Слово после Причастия – «Простое доказательство бытия Божия»

Вкусите и видите, яко благ Господь
От всей души приветствую вас, возлюбленные, с принятием Пречистого Тела и Крови Христовых. Какое у вас теперь настроение? Несомненно, в душе вашей радость, покой и мир.  Откуда сие? Это Сам Господь обитает в вас. Вы вкусили и видите, как благ Господь. Вы сами опытно познали, что есть Бог и что Он — неизъяснимая любовь. И вы уже не нуждаетесь ни в каких уверениях, что Бог, есть, потому что всем существом своим вы ощущаете Его бытие, как и говорил Сам Спаситель: «Идущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь, пребывает во Мне и Я в нем». Да, дорогие, здесь, в наших святых храмах Божиих, в причащении Пречистых Тайн Христовых самым ясным и ощутительным образом доказывается тот вопрос, над которым так много трудятся бедные люди: есть ли Бог или нет...
Некогда Апостол Филипп говорил Нафанаилу: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, — Иисуса Сына Иосифова из Назарета». Но Нафанаил возразил: «Может ли быть что доброе из Назарета?». Филипп ответил: «Пойди и посмотри». И что же! Из уст скептика Нафанаила полились восторженные слова о Христе Иисусе: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!»
Пусть же и ныне придут сомневающиеся в бытии Божием, придут в православные храмы, пусть смиренно станут в ряды кающихся грешников, поскорбят о своем грехе самомнения, скажут с сокрушением: «Верую, Господи, помоги моему неверию», — получат прощение от священника, и пусть приступают ко Святой Чаше. И тогда они вкусят и увидят, как благ Бог!
Они не увидят Бога глазами внешними, не услышат своими ушами, что требует неверие, — ибо всего этого здесь не нужно. Но душа их будет ясно ощущать в себе присутствие Бога. И, раз вкусивши сию радость, ощутивши бытие Божие, они будут смотреть на все нападки на Бога, как на детский лепет... Ищите Бога искренно и всегда-найдете Его, по Его же словам святым: «Просите и дано будет вам, ищите и найдете, стучите и отворят вам».
Аминь.

О воскресном дне

«Воскресения день — просветимся людие»...
Каждый раз, когда проходит обычной чередой седмица и наступит день воскресный, Церковь Божия призывает нас в храм Божий - к веселию духовному: празднованию воскресного дня. В чем же наше веселие? — Мы вспоминаем тогда величайшее событие в жизни нашего Спасителя, Его преславное воскресение из мертвых (Мф. 28:1; Мк. 16:2-9; ЛК. 24:1; Иоан. 20:1). Святой Апостол Павел говорит: «Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера» (I Коринф. 16:14) Действительно, если бы Спаситель наш не воскрес из мертвых, то со смертью Его похоронено было бы и все Его великое дело: освобождение людей от мучительства сатаны, примирение людей с Богом, открытие дверей рая для верующих в Него. Так и думали книжники и фарисеи, не веровавшие в дело Спасителя. Они направили все свои усилия к тому, чтобы убить Спасителя , полагая, что со смертью Господа нашего погибнет все Его дело. Но Спаситель наш воскрес тридневен от гроба. И разрушена власть сатаны, люди воссоединены с Богом, открыт им доступ в  царствие небесное, куда предтечею нас вошел Сам Христос Спаситель (Евр. 6, 20). Да, возлюбленные, воскресение из мертвых Спасителя нашего и Бога Христа Иисуса есть оправдание всего Его святого и великого дела, есть торжество нашей веры. И мы постоянно, каждую неделю, из рода в род прославляем воскресшего из мертвых Христа Жизнодавца. Это день радости и веселения духовного всего мира, как поется в воскресных песнопениях: «Воскресл еси яко Бог из гроба во славе и мир совоскресил еси и естество, человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе: Адам же ликует Владыко, Ева ныне от уз избавляема радуется, зовуще: Ты еси иже всем подая, Христе, Воскресение» или еще: «Воскресл еси от гроба, Всесильне Спасе, и ад, видел, чудо, ужасеся и мертвии воссташа, теперь же видяще, срадуется Тебе и Адам свеселится; и мир, Спасе мой, воспевает Тя присно»... Празднование воскресного дня еженедельно Церковь совершает еще со времен Апостольских (Иоан. 21:26; Деян. 19:7). Заметьте, возлюбленные, противоречение у нынешних неверов. Они говорят, что вовсе не существовал Иисус Христос Спаситель, не только как Бог, но и как историческая личность. По их уверению не было и воскресения Христова. А между тем, они седьмой день недели, вместе с нами, верующими, именуют днем воскресным. Конечно, они хотели бы заменить его другим названием, но пока сие еще не делают. А почему ты называешь этот день воскресным, если ты не веришь Воскресению Спасителя. Ты не можешь ничего ответить. А я отвечу тебе, потому седьмой день назван воскресным, что в этот день, в первый день после субботы (во едину от суббот), не в одну из суббот, а в первый день после субботы, согласно греческому подлиннику воскрес из мертвых Спаситель мира Господь наш Иисус Христос. И это событие так велико, что все христианские и культурные народы посвящают, воспоминанию его каждый день в течение недели. Будем же в праздники воскресные спешить в святые храмы Божии и здесь радоваться и ликовать, вспоминая Воскресение Спасителя нашего и ожидая вечного общения с Ним. Жизнь наша земная, с ее насилиями, жестокостями, болезнями пройдет, как сон, и наступит жизнь вечная, в общении со Спасителем мира. Тогда отбежит всякая скорбь и будет вечная радость. Но только для тех, кто верует в Бога (Иоан. 3,3; МК. 16,10) и кто проводит жизнь по заповедям Божиим (Мф. 6:21-23). Аминь.

Слово после Причастия — «Источник вечной жизни»

«Иисус же сказал им:
Я есмь хлеб жизни, приходящий ко Мне не будет алкать
и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин.6:35)

Приветствую вас, возлюбленные, с принятием Пречистого Тела, и Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Вы приступили к Источнику вечной блаженной жизни с душою, полною печали от всевозможных скорбей, несправедливостей, лжи, обмана и ненависти, коими так богата наша несчастная человеческая жизнь. Пришли вы сюда с настойчивой просьбою — доставить душе своей мир, истину, радость, любовь. Что же? Не ошиблись вы? Нет! Вы нашли то, чего искали. Душа ваша теперь полна сладкого мира и радости; вы познали истину и исполнились непритворной любовью, так что ко всем людям, даже врагам, чувствуете расположение…
Да, возлюбленные, только здесь у Христа Бога для нашей души злачные пажити и тихие благодатные воды.
Приобщившись вечного блаженства у Источника благодатной жизни, не забудем, возлюбленные, но вспомним о всех заблудших братьях наших, о тех, кто и доныне блуждает по духовной пустыне и не находит для себя святой обители — Церкви Божией; о тех, кто терпит голод и жажду духовную, кто сидит и поныне во тьме и сени смертной, окованные скорбями...