Значение для нашего будущего преемственности поколений в вопросах веры и традиции Пресс-служба » Харьковские епархиальные ведомости » № 11 (234) ноябрь 2013  
 
Значение для нашего будущего преемственности поколений в вопросах веры и традицииВ стародавние времена, когда вера была неотъемлемой составляющей жизни большинства, соблюдение традиций было обусловлено естественным жизненным укладом, а не модой на все заветное и сундучно-патриархальное, при полном отсутствии методических пособий по воспитанию детей, рекомендаций психологов, в том числе и православных, — семья была крепче, дружнее, взрослые чувствовали ответственность за подрастающее поколение, младшие почитали старших, одним словом, царил ЛАД.
Гармоничностью семейного уклада обуславливалось и состояние общества, в котором преобладали центростремительные силы, народ был сплоченным. Наши предки обладали соборным сознанием.
Семья, являясь домашней церковью и основой общества, сохраняла традиции воспитания, передавая их из поколения в поколение. Так продолжалось до крушения традиционного жизненного уклада нашего народа в лихолетье революции и гражданской войны.
Однако духовный импульс, полученный в момент Крещения Руси в Днепровских водах, и традиционные устои были настолько сильны, что оказали огромное воздействие даже на поколения, воспитанные в атеистическом СССР, в стране новой революционно-пролетарской традиции. Несмотря на целенаправленное стремление советской власти очернить и исказить дореволюционное прошлое, вырвать с корнем все, чем жил и во что веровал народ, инерция от импульса оказала воздействие еще на несколько поколений «строителей коммунизма». Многие в те годы жили, мыслили, воспитывали подрастающее поколение если не в православной, то, по крайней мере, в традиционной для нашего народа морали. Немногие в те годы молились, но большинство, не осознавая необходимости и не имея потребности ходить в церковь, в силу традиции, крестили, хотя и в тайне, своих детей и хранили семейные иконы.
Однако инерция благочестия постепенно затухала, сил немногочисленных верующих не хватало для поддержания вращения маховика духовной жизни. Да и традиция стала сдавать позиции, — новые поколения, увлекаясь модными веяниями, стали все больше пренебрегать ею, постепенно совсем отходя от нее.
После падения Советского Союза, когда суррогатный жизненный уклад «общества развитого социализма» был нарушен, наступил новый период в жизни нашего народа. Наши соотечественники, лишившись привычного «социалистического» образа жизни, и в силу особенностей воспитания, не имевшие духовного стержня, ринулись с крайней неразборчивостью осваивать еще новые, неизведанные для себя духовные просторы, или с какой-то особой ненасытностью впитывать чужие традиции. В обществе стали преобладать центробежные, разрушительные силы. К тому моменту о соборном сознании остались лишь воспоминания, да и те только в православной периодике.
Но определенная часть бывших «советских людей» все же пришла в ограду Церкви. Правда результат многолетней оторванности от своих корней, и отсутствие преемственности в духовной жизни привели к тому, что новые поколения верующих в период своего воцерковления сталкиваются с множеством проблем, порой трудноразрешимых, начиная от вопросов веры и заканчивая элементарными бытовыми недоумениями. Это вполне объяснимо, ведь с воцерковлением жизнь бывших советских атеистов кардинально изменилась, а предшествующий жизненный опыт оказался совершенно неприменим в условиях церковной жизни, в то время как новый «сын ошибок трудных» еще рождается в муках. Вот и приходится набивать шишки, причем порой, весьма болезненные. Особые проблемы у наших современников, в частности, связаны с внутрисемейными отношениями, воспитанием детей и взаимодействием с внешним, нецерковным миром.
Да, сейчас мы переживаем очень трудный этап. Но Господь все же предоставляет нам возможность регенерировать наше духовное и культурное наследие, что еще теплится в той или иной мере в каждом из нас. И чтобы было, что передать последующим поколениям, необходимо не растратить, но приумножить, то немногое что мы имеем, так сказать, остатки былой духовной и культурной роскоши.
Если мы хотим, чтобы Бог дал нам все потребное для целостного существования, нам предстоит осознать необходимость приложения собственных усилий, запастись терпением, и, вознося горячие молитвы о своих близких, приступить к тяжелой, но необходимой работе по возрождению православной традиции домостроительства и воспитания в каждой отдельной семье, а значит и в обществе в целом.
Сейчас мы стоим перед выбором — либо сконцентрировать, либо бездарно рассеять свои духовные, душевные и физические силы, таким образом закладывая уже сейчас соответствующую основу жизненного уклада будущих поколений. Мы хотим хорошей жизни для наших детей, желаем им спасения, — значит должны мобилизоваться.
На что же обратить первоочередное внимание? Какие шаги предпринять? Чем руководствоваться в своих действиях? Вот ряд вопросов, ожидающих своего решения.
Прежде всего, нам для обустройства нашей жизни необходимо лучше узнать православную веру, т. к. даже многие из тех, кто регулярно ходит на службы, имеют весьма неопределенное представление об учении Церкви, что уже говорить об остальных, бывающих в храмах от случая к случаю. А все потому что сегодня чтение Евангелия в среде православных не является повседневной нормой. Чаще отдают предпочтение чтению различных акафистов и поучительных брошюр, а книгой, в которой изложено учение Христово, пренебрегают, т. е. лишают себя возможности слышать «глас Христов», как именует Евангелие святитель Игнатий (Брянчанинов) (полн. собр. соч. Аскетические опыты т. 1. «О последовании Господу нашему Иисусу Христу»).
Поэтому первое, что нам следует сделать, это приучить себя к ежедневному чтению Евангелия, держа в памяти слова выдающегося святителя что «это — книга жизни, и читать ее надо жизнию» (свт. Игнатий (Брянчанинов) полн. собр. соч. Аскетические опыты т. 1. «О чтении Евангелия»).
А так как Слово Божие «есть меч обоюдоострый», то нельзя толковать Его самопроизвольно, необходимо знать, где искать разъяснение. Едва ли сейчас удастся обрести хотя бы какое-то количество духоносных наставников, способных самостоятельно, в личной беседе со своими пасомыми, дать исчерпывающие ответы на любые вопросы, включая экзегетические. Поэтому за толкованием нашим современникам следует обращаться к святоотеческому наследию. Труды святых Василия Великого, Иоанна Златоуста, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Николая Сербского, Иоанна Кронштадского и многих других отцов объяснят учение Христово, раскроют глубину и красоту христианской веры.
Знание собственной веры поможет нам разобраться в огромном потоке информации, ежедневно обрушивающимся на нас со всех сторон и отделить зерна от плевел. Возьмем, к примеру, современную печатную продукцию. Сегодня, при желании, можно без труда найти любую житийную, мемуарную, методическую, художественную литературу, огромное разнообразие молитвословов и акафистников, наставления различных батюшек и матушек и даже рекомендации православных психологов, благо множество издательств сейчас работают на этот сегмент рынка. Но сориентироваться рядовому человеку в безбрежном море литературы весьма непросто, из-за того что помимо действительно нужных и полезных изданий печатается огромное количество откровенно графоманской, а, то и псевдо-православной макулатуры. Однако, критерий отбора прост — все, что написано в соответствии с учением Церкви, можно и нужно брать на вооружение, и, наоборот, отметать все противоречащее ему. И так по всем вопросам, включая повседневные наши недоумения.
Таким образом, изучение основ православной веры, и, что также крайне важно, — здоровый интерес к народной традиции, позволит нашему воцерковленому современнику стать связующим звеном между поколениями ушедшими и грядущими, будет содействовать передаче дальнейшей эстафеты веры и традиции нашим детям и внукам, а возможно и окружающим нас малоцерковным, а то и вовсе неверующим людям.
Протоиерей Дионисий Минеев. Преподаватель Харьковской духовной семинарии.
 
 
 
Другие новости по теме:

  • Раннее развитие личности или воспитание своего второго «Я»
  • С кем я?
  • МНЕНИЕ
  • Воспитанники ХДС приняли участие в международной научной конференции «Краев ...
  • Дела милосердия




  •  
      Просмотрено: 699 раз Просмотров: 699 автор: and 30 января 2014 Напечатать Комментарии (0)