DataLife Engine > № 11 (234) ноябрь 2013 > Cвященномученик Онуфрий (Проповеди к 125-летию рождения)

Cвященномученик Онуфрий (Проповеди к 125-летию рождения)


30 января 2014. Разместил: and
В апреле 2014 года исполняется 125 лет со времени рождения (в 1889 году) священномученика Онуфрия (Гагалюка). На страницах нашей газеты печатаются небольшие по объему, но очень полезные и глубоко осмысленные проповеди и слова архиепископа Онуфрия. Его поучения для всех нас являются тем зерном, которое упадет в наше сердце и принесет плод любви к Спасителю нашему и Его Святой Церкви.
Архимандрит Владимир (Швец)


Память преподобного Серафима Саровского

«Мир души».
«Стяжи мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся»
(Преп. Серафим Саровский)

Всякий раз, когда я размышляю о преподобном Серафиме Саровском, передо мною встает образ дивного, благостного старца-инока, с добрыми ясными глазами, с кроткою улыбкой на устах. Как известно, Серафим всех приходящих к нему встречает ласковыми приветствиями: «Христос Воскресе»,  «Радость моя...» Он целовал руки своим посетителям,  кто бы они ни были по своему положению и какими тяжкими грешниками не являлись. От благостного старца веяло на всех неизъяснимым миром. Злоба душевная улегалась около преподобного, просыпалось в душе грешника все лучшее, он стремился к Богу.
Сколько тысяч душ спаслось около дивного Серафима. Нa нем оправдались, в полном смысле слова, сказанные им самим одному своему другу-иноку: «Стяжи мирный дух и тысячи вокруг тебя спасутся!» О, как нужен этот мир души всем нам, грешным, а ныне особенно, когда так много вражды среди нас, когда мы больны, исстрадались душою, стали все нервны, раздражительны. Как дождь в знойный день, как мягкий елей на рану нужен мир нашей душе. Но где же путь для стяжания этого мира души? «От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому Единому работати пламенно вожделев, непрестанною молитвою и труды в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав», — поет Церковь о преподобном Серафиме Саровском. Преподобный Серафим отличался великой любовью к Спасителю, которая выражалась в его пламенной молитве к Богу. Когда он был еще послушником Прохором, он выделялся пламенностью своих молитв, почему и получил в монашестве имя Серафима, что значит «пламенный». Когда монах Серафим принял священный сан, он проводил ночь накануне совершения Божественной Литургии в беспрерывной молитве. Удалившись в свою пустыньку, преподобный Серафим подвизался в непрестанной молитве и трудах. Он постоянно в чем-либо трудился, пребывая с Богом в молитвенном общении. А в старости преподобный Серафим тысячу дней и тысячу ночей провел на камне с воздетыми к небу руками, взывая Богу: «Боже, милостив буди мне грешному». И уже в старости вышел преп. Серафим на общественное служение людям и то по повелению Божией Матери. С душою полной любви к Богу, он воистину стал обителью Божией (Ин. 14,23).
Преп. Серафим был яркой звездою, разливавшей кругом свет мира, кротости и любви. Непрестанною молитвою и трудом, дивный старец стяжал любовь Христову, милующую и сострадательную к людям, и эта любовь святого переливалась от источника присно текущего — Спасителя мира, через преподобного, и ко всем к нему обращавшимся. Таковы же пути для стяжания мира и нам. Возлюбим Господа Бога всею душой и будем постоянно с Ним.  Отбежим от грехов, ибо они разлучают нас с Богом. Постоянно молиться будем Господу. Непрестанная молитва не только в молитве к Богу в храме и по домам, но и в постоянном памятовании о Боге, обращении к Нему во все моменты жизни за помощью и благословением. Трудиться будем неленостно, каждый на своем служении, в какое поставил нас Господь, и тем выполним свое служение в мире. Быть с Богом нужно нам, ибо Он есть источник мира и любви. И тогда в нашей душе будет мир, и окружающие нас люди будут исполняться мирным настроением...
Как хотелось бы, чтобы все мы, хотя в маленькой степени, были лампадами мира, кротости и любви, каковою во всей яркости на земле был преподобный Серафим Саровский.
Аминь.

Память преподобного Падра-отшельника

Грех — мучение
(Память преподобного Падра отшельника) Декабрь 15/28.
«Всякий делающий грех — есть раб греха».
(Иоан. 8,34).

Малоизвестно житие преподобного Падра-отшельника, но оно очень поучительно.
Преподобный Падр жил в IV веке в Палестине. Он сначала занимался извозом со своим верблюдом, под которого попал мальчик и был убит. Это так подействовало на Падра, что он оставил свое дело, принял монашество и удалился отшельником на уединенную гору Арион, проводя время в плаче о своем грехе и постоянно со слезами повторяя: «Я погубил отрока и должен быть осужден как убийца». Недалеко от тех мест жил лев. И преподобный, чтобы наказать себя за свой грех, нарочно ходил ко льву и старался рассердить его, чтобы зверь растерзал его: но лев не трогал преподобного. И понял старец, что Господь простил ему невольный грех убийства. И проводил всю жизнь отшельника в посте и молитве ко Господу…
Я позволил себе остановить ваше внимание, возлюбленные, на этом житии угодника Божия, ибо здесь есть решение вопроса о грехе. Теперь очень часто говорят: никакого греха нет, можно делать все, что хочешь… Но это неверно, всякий грех имеет для нас мученье. Вот ты обманул, обидел ближнего, а это не прошло бесследно для тебя, но оставило горький осадок. Преподобный Падр совершил невольный грех убийства и постоянно тревожился и плакал о нем. Почему он скорбел? Ведь никто его не осудил, и суда над ним не было никакого. Но душа была неспокойна, и он старался искупить свой грех каким-либо страданием, даже мученическою смертью — через растерзание зверем. Присмотрись к людям неверующим, отрицающим всякий грех. Вот они совершили грех блуда или убийства. Пусть они не признают здесь ничего плохого, но душа их мучится, несомненно. Почему так часты самоубийства у неверующих? — Это стремление души грешной сбросить с себя укоры совести. Никуда не убежишь от них и другого выхода, как смерть не знает неверующий.
Человек верующий, хотя и грешит, но верит, что есть Господь Милосердный, Который может простить всякий грех, если в нем искренно раскаяться. Бог приемлет и мытаря, и блудницу, и разбойника. В таинстве покаяния у православного пастыря получает грешник оставление всех своих грехов, и тогда становится ему необычайно спокойно и радостно. Такое светлое настроение испытывает всякий искренно кающийся грешник.
Некоторые христиане из чувства стыда, не открывают позорных грехов своих православному священнику, а посему испытывают мучение. Но стоит открыто и искренно раскрыть все свои грехи и получить прощение в них от пастыря православной Церкви — и в душе водворится невозмутимый мир. Здесь мы видим силу греха, который нас мучит и величие Божией любви, которое возвращает нам душевное здравие. Для собственного же нашего счастья будем избегать грехов. Да поможет нам в сем святом и великом деле Сам Господь наш.
Аминь.

Поучение в праздник Харьковской (Озерянской) иконы Божьей Матери

«Откуда мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне»
(Лк.1,43)
Всякий раз, когда совершается в Святых храмах Божиих торжественное моление во славу Пресвятой Богородицы, когда приносится к нам для поклонения и лобзания святой образ Пречистой Девы, тогда нас, грешных, посещает Владычица мира — Матерь Божия. Какая великая милость к нам грешным, омраченным всевозможными страстями. Какая радость...
Припоминается посещение Пречистою Девою Мариею своей родственницы Елисаветы. Святая Елисавета духом провидя в Пречистой Марии не простую родственницу, а Матерь Божию, в духовном восторге воскликнула: «Откуда мне сие, да прииде Мати Господа Моего ко мне»... Такие чувства радости и умиления переживали и православные жители града Харькова в сей нарочитый день, прославления чудотворного образа Озерянской Божией Матери. Радуются они и ныне. Но теперь радость их печали сопричастна. Отчего мы скорбим, когда нужно только духовно торжествовать и веселиться? Оттого, что святыня наша великая — в руках нечестивых раскольников. Владычица мира оставила нас, православных.
За что? За грехи наши. Очевидно, усмотрела Царица Небесная; в наших душах много скверного, что попустила Царица Небесная быть такому злу — взятию Ее чудотворного образа руками раскольников. Но верим, Божия Мать скорбит, что Ее чудотворный образ не у нас, православных, и ждет Царица Небесная, чтобы мы усердно ей молились и добрыми делами покрыли прежние многие свои грехи. Будем же усердно молиться нашей Заступнице, чтобы она сама испросила у Сына своего и Бога богатых милостей, чтобы вновь вернулась к нам. А мы постараемся с благоговением относиться к нашей великой святыне, прославляя и в пении и в делах Ее святое имя и возлюбленного Сына Ее Спасителя мира и Бога, Иисуса Христа.
Аминь.