|
21 ноября. Волна захватов храмов Украинской Православной Церкви нуждается не только в моральной, но и в правовой оценке. Пояснение некоторым аспектам развернувшейся в отношении УПЦ рейдерской кампании дает юрист Олег Татищев:
Здание храма с точки зрения законодательства Украины является недвижимым имуществом, которое, за редким исключением, не является общественным достоянием, «ничейным», «народным добром» или другим бесхозяйственным имуществом, которым может распоряжаться любой на своё личное усмотрение, в том числе и путём голосования на сельском собрании относительно чьей-либо конфессиональной принадлежности. Более того, право собственности религиозной общины на недвижимое имущество защищается государством согласно статье 18 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», а самовольный захват храмов, согласно статье 16 и 17 того же Закона, запрещается и является основанием для прекращения деятельности религиозной организации, осуществившей такой захват. Аналогично дело обстоит и с приходом (религиозной общиной), который, согласно статье 13 и 14 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», является юридическим лицом, со своим уставом и органами управления (настоятелем, приходским советом и т. д.). При этом, как любое другое юридическое лицо, приход (парафия) руководствуется в своей деятельности уставом, определяющим, среди прочего, порядок распоряжения недвижимым имуществом и порядок изменения приходом подчинённости (юрисдикции). Таким образом, необходимо чётко отличать свободу выбора конфессиональной принадлежности отдельного гражданина от конфессиональной принадлежности прихода, которая определяется уставом и решением органа управления прихода, а также от вопроса принадлежности приходу определённого недвижимого имущества. В свете вышесказанного, при всём уважении к конфессиональному выбору отдельного гражданина и жителей территориальной общины, этот выбор имеет крайне незначительное значение в вопросе определения принадлежности недвижимого имущества (храма) и юрисдикции (подчинённости) прихода. Ведь согласно законодательству Украины, такие решения должны приниматься органами управления прихода (парафии) в установленном уставом прихода порядке, а не собранием жителей территориальной общины, часто не имеющих никакого отношения к приходу и религиозной жизни прихода. Именно поэтому проведение местных референдумов об изменении принадлежности храмов и юрисдикции приходов… — это ни к чему не обязывающая фикция и имитация законности в попытке незаконного завладения имуществом юридического лица». Православная жизнь
|
|